Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
«Менеджер по развитию территорий»
1.ВВЕДЕНИЕ
Целевая аудитория: специалисты органов местного самоуправления, помощники депутатов.
Аннотация: целью программы является повышение квалификации целевой аудитории в области управления развитием территории муниципального образования.
Объем программы: 72 часа
Форма обучения: очная с отрывом от работы, вечерняя без отрыва от работы.
Итоговый документ: удостоверение установленного образца о краткосрочном повышении квалификации.
Автор: Сафаров Сурен Мартуниевич, кандидат экономических наук
Обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе «Менеджер по развитию территорий» проводятся в рамках повышения квалификации руководителей организаций осуществляющих управления развитием территории муниципального образования.
Программа носит междисциплинарный характер и позволяет обучать слушателей в соответствии с действующей нормативной базой, применяя современные образовательные методики и технологии.
Нормативный срок обучения на курсах (прохождение повышения квалификации) вне зависимости от используемых форм и технологий обучения составляет 72 академических часа.
В завершении обучения проводится итоговая аттестация, в виде сдачи слушателями курсов зачета.
Специалисты, прошедшие обучение на курсах по дополнительной профессиональной образовательной программе «Менеджер по развитию территории» должны знать:
- основные положения законодательства Российской Федерации в сфере местного самоуправления;
- методику разработки проектов социально-экономического развития территорий;
- основы региональной экономики;
- основы проектного управления;
- основы конфликтологии;
- основы коммуникационного менеджмента.
Специалисты, прошедшие обучение на курсах по дополнительной профессиональной образовательной программе «Менеджер по развитию территории», должны уметь:
- применять на практике положения законодательства РФ в сфере в сфере местного самоуправления;
- осуществлять подготовку проектов социально-экономического развития территорий;
- выстраивать эффективную коммуникацию с представителями внешней и внутренней среды организации;
-
осуществлять проектное управление при решении задач социально0экономического развития территории.
2. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование тем учебной программы |
Всего академических часов |
в том числе |
|
Форма контроля |
|
Лекции |
Практические занятия |
Самостоятельная работа |
||||
|
Модуль «Местное и муниципальное управление» |
|||||
1 |
Тема 1. Введение в курс. |
2 |
2 |
0 |
0 |
- |
2 |
Тема 2. Территориальная организация МСУ. |
1 |
1 |
0 |
0 |
- |
3 |
Тема 3. Структура органов МСУ. |
1 |
1 |
0 |
0 |
- |
4 |
Тема 4. Функции местной власти. |
2 |
2 |
0 |
0 |
- |
5 |
Тема 5 . Экономика местного самоуправления. |
2 |
2 |
0 |
0 |
- |
6 |
Тема 6. Участие населения в осуществлении местного самоуправления. |
1 |
1 |
0 |
0 |
- |
7 |
Тема 7. Территориальное общественное самоуправление: история создания, положение в системе МСУ. |
1 |
1 |
0 |
0 |
- |
Модуль «Лидерство» |
||||||
8 |
Тема 8. Понятие лидерства и теории лидерства. Типы лидеров. |
2 |
1 |
1 |
0 |
- |
9 |
Тема 9. Личностный ресурс и основные компетенции в реализации лидерской позиции. |
2 |
1 |
1 |
0 |
- |
10 |
Тема 10. Феномен лидерства и механизмы влияния. |
2 |
1 |
1 |
0 |
- |
11 |
Тема 11. Лидер и команда. |
2 |
1 |
1 |
0 |
- |
12 |
Тема 12. Технологии командообразования. |
4 |
2 |
2 |
0 |
- |
13 |
Тема 13. Картография конфликта. |
4 |
2 |
2 |
0 |
- |
Модуль «Риторика» |
||||||
14 |
Тема 14. Основы риторики. |
4 |
2 |
2 |
0 |
- |
15 |
Тема 15. Виды и жанры публичной речи. Правила построения. |
4 |
2 |
2 |
0 |
- |
16 |
Тема 16. Общественные дебаты и дискуссии. |
4 |
2 |
2 |
0 |
- |
17 |
Тема 17. Выступление в СМИ. |
4 |
2 |
2 |
0 |
- |
18 |
Тема 18. Искусство убеждать. |
4 |
2 |
2 |
0 |
- |
Модуль «Управление проектами» |
||||||
19 |
Тема 19. Основы управления проектами. |
20 |
4 |
6 |
10 |
- |
|
Зачет |
6 |
- |
6 |
- |
- |
|
Итого |
72 |
32 |
30 |
10 |
- |
3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Модуль «Местное и муниципальное управление»
Тема 1. Введение в курс.
Лекционное занятие.
Введение в курс: понятие и формы местного самоуправлении. Положение МСУ в государственном устройстве страны, разграничение полномочий государственной власти и МСУ. Законодательные основы МСУ (Конституция –закон-устав).
Тема 2. Территориальная организация МСУ.
Лекционное занятие.
Особенности территориальной организации МСУ а различны административно-территориальных единицах: городской округ, муниципальные районы, городские и сельские поселения. Особенности МСУ в городах федерального значения – Москве и СПб.
Тема 3. Структура органов МСУ.
Лекционное занятие.
Структура органов МСУ. Выборные органы МСУ, представительная власть МСУ: совет, дума, депутаты, советники, старосты. Исполнительная власть МСУ: глава МСУ, сити-менеджер, должностные лица, структура, аппарат, задачи. Взаимодействие исполнительных и представительных органов МСУ.
Тема 4. Функции местной власти.
Лекционное занятие.
Функции местной власти. Предметы ведения местного самоуправления. Деятельность органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития территории.
Тема 5. . Экономика местного самоуправления.
Местные финансы: налоги, сборы, займы, муниципальная собственность, земля, муниципальные программы, привлечение инвестиций, создание имиджа территории.
Тема 6. Участие населения в осуществлении местного самоуправления.
Лекционное занятие.
Участие населения в осуществлении местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления граждан: местный референдум, собрание (сход). Местные выборы.
Тема 7. Территориальное общественное самоуправление: история создания, положение в системе МСУ.
Лекционное занятие.
Территориальное общественное самоуправление: история создания, положение в системе МСУ. Система ТОС: общие собрания (сходы), конференции, местные референдумы. Современные модели ТОС. Взаимодействие ТОС и ТСЖ.
Модуль «Лидерство»
Тема 8. Понятие лидерства и теории лидерства. Типы лидеров.
Лекционное занятие.
Сущность лидерства. Автократичный стиль управления. Демократичный стиль управления. Либеральный стиль управления. Концепция Дугласа МакГрегора: теория «Х», теория «Y». Теория «Z» У.Оучи. Концепция Лайкерта. Концепция атрибутивного лидерства. Концепция харизматического лидерства. Концепция преобразующего лидерства. Ситуационная модель руководства Фидлера. Подход Митчела и Хауса «путь-цель». Теория жизненного цикла Херси и Бланшара. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона.
Типы лидеров.
Практические занятия
Тема 9. Личностный ресурс и основные компетенции в реализации лидерской позиции.
Лекционное занятие.
Личностный ресурс и основные компетенции в реализации лидерской позиции.
Практические занятия
Тема 10. Феномен лидерства и механизмы влияния.
Лекционное занятие.
Феномен лидерства и механизмы влияния.
Практические занятия
Тема 11. Лидер и команда.
Лекционное занятие.
Лидер и команда.
Практические занятия
Тема 12.Технология командообразования.
Лекционное занятие.
Технологии командообразования.
Практические занятия
Тема 13.Картография конфликта
Лекционное занятие.
Картография конфликта.
Практические занятия
Модуль «Риторика»
Тема 14. Основы риторики.
Лекционное занятие.
Основы риторики. Самопрезентация.
Практические занятия
Тема 15. Виды и жанры публичной речи. Правила построения.
Лекционное занятие.
Виды и жанры публичной речи. Правила построения публичной речи.
Практические занятия
Тема 16. Общественные дебаты и дискуссии.
Лекционное занятие.
Особенности участия в общественных дебаты и дискуссиях.
Практические занятия
Тема 17. Выступление в СМИ.
Лекционное занятие.
Особенности подготовки выступления в СМИ.
Практические занятия
Тема 18. Искусство убеждать.
Лекционное занятие.
Технологии убеждения.
Практические занятия
Модуль «Управление проектами»
Тема 19. Основы управления проектами
Лекционное занятие.
Основы управления проектами: цель проекта, задачи проекта, команда проекта. Бюджет проекта, источники финансирования проекта, результаты реализации проекта, перспективы проекта. Оценка эффективности проекта (качественные и количественные показатели оценки эффективности проекта).
Практические занятия
4.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Литература
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г).
- Федеральный Закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- Устав муниципального образования
- Алексеевский В. С. Коммуникационный менеджмент (социокультурная концепция): учебное пособие. Калуга: КФ МГЭИ, 2007.
- Башилов В. М. Роль и место органов территориально-общественного самоуправления в стратегическом планировании муниципального образования. URL: www.tos-rg.tver.ru/strategicheskoe_planirovanie/
- Васильев А. А. Территориальное общественное самоуправление: практическое пособие в схемах и таблицах. Н. Новгород, 2001. – 20 с.
- Веснин В. Р. Менеджмент. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2006. 504 с.
- Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М., Дело, 2004.
- Егоршин А. П. Управление персоналом / НИМБ. 2007. 1104 с.
- Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: учебное пособие. 11-е изд. М., 2009. 336с.
- Крылов А. Н. Теория и практика менеджмента коммуникации. М., 2002.
- Логашева И. Ю. Развитие системы ТОС в регионе / ВВАГС. Н. Новгород, 2003. – 20 с.
- Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять. М.: ИНФРА-ДАНА, 2000.
- Мерсиянова И. В. Подходы к решению проблем формирования социальной базы местного самоуправления при стратегическом планировании развития муниципальных образований / Информационно-методические материалы к XIX Общему собранию Ассоциации сибирских и дальневосточных городов. Новосибирск : Ин-т неправительственного сектора, 2003. – 32 с.
- Организация территориального общественного самоуправления. Типовые муниципальные правовые акты. М., 2009. 255 с.
- Сафаров С.М., Алексеевский В.С. Территориальное общественное самоуправление: учебное пособие для руководителей ТОС.-Иваново,2012.-113 с.
- Суетина И. П. Территориальное общественное самоуправление: опыт, проблемы, развитие (на примере Кировской области) / ВВАГС. Н. Новгород, 2001. – 28 с.
- ТОС в Волгоградской области. URL: http://toscentral.ru/experience/tos/volgogradsky_tos.php
- Финансово-экономическое обеспечение функционирования системы ТОС на уровне муниципального образования. URL :http://vasilievaa.narod.ru/
- Широков А. Н. Местное самоуправление в политической системе современной России: особенности и проблемы становления. Обнинск: Ин-т муниципального управления, 1997.
5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
- Понятие и формы местного самоуправлении.
- Положение МСУ в государственном устройстве страны, разграничение полномочий государственной власти и МСУ.
- Законодательные основы МСУ.
- Особенности территориальной организации МСУ в различных административно-территориальных единицах.
- Особенности МСУ в городах федерального значения – Москве и СПб.
- Выборные органы МСУ, представительная власть МСУ: совет, дума, депутаты, советники, старосты.
- Исполнительная власть МСУ: глава МСУ, сити-менеджер, должностные лица, структура, аппарат, задачи.
- Взаимодействие исполнительных и представительных органов МСУ.
- Функции местной власти.
- Предметы ведения местного самоуправления.
- Деятельность органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития территории.
- Местные финансы: налоги, сборы, займы, муниципальная собственность, земля.
- Муниципальные программы, привлечение инвестиций.
- Создание имиджа территории.
- Формы прямого волеизъявления граждан: местный референдум, собрание (сход). Местные выборы.
- Система ТОС: общие собрания (сходы), конференции, местные референдумы. Современные модели ТОС. Взаимодействие ТОС и ТСЖ
- Понятие лидерства и теории лидерства. Типы лидеров.
- Личностный ресурс и основные компетенции в реализации лидерской позиции.
- Феномен лидерства и механизмы влияния.
- Лидер и команда.
- Технологии командообразования.
- Картография конфликта.
- Основы риторики. Самопрезентация.
- Виды и жанры публичной речи.
- Правила построения публичной речи.
- Цель проекта, задачи проекта, команда проекта.
- Бюджет проекта, источники финансирования проекта.
- Результаты реализации проекта, перспективы проекта.
- Оценка эффективности проекта (качественные и количественные показатели оценки эффективности проекта).
По вопросам обучения менеджеров по развитию территорий в Калуге: 8-910-911-54-59, 8-