Новости

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

 

Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов

В учебных аудиториях ЦДО созданы условия для оказания успешного освоения обучающих программ слушателями. Ведётся разработка учебно-методических пособий и средств интерактивного обучения слушателей.

Сведения о наличии объектов для проведения практических занятий

Нет

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

В Центре в учебных классах организован доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Обучающиеся имеют доступ к образовательным ресурсам, размещённым в электронных ресурсах Центра.

Сведения о наличии библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания

В указанных помещениях размещены современные средства обучения – аудиовизуальные средства обучения – проекционные системы. Ведётся разработка наглядных средств духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Сведения об условиях питания и охраны здоровья обучающихся

Питание участников обучения осуществляется в учреждении общественного питания, расположенном в шаговой доступности от здания Центра.

На занятиях преподавателями доводится информация, направленная на формирование здорового образа жизни.

 

 

ntcn

 

Наименование образовательной организации

ООО «СИНЕРГИЯ»

Дата создания образовательной организации

06.03.2013

Учредители

Сафаров Сурен Мартуниевич

Руководитель

Сафаров Сурен Мартуниевич

Юридический адрес

248030, г.Калуга. ул.Рылеева, д.4, кв.1

Почтовый адрес

248030, г.Калуга. ул.Рылеева, д.4, кв.1

Режим работы

10.00-17.00

Контакты

8-920-872-8-174

 

 

Бизнес-модель социального предпринимательства в рыночной экономикередпринимательства в рыночной экономике

Опубликовано в Университетские образовательные программы как ресурс развития социального предпринимательства в регионе: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (15-16 апреля 2021 г.) / под ред. В. К. Шаповалова, И. Ф. Игропуло. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2021. – 170 с.
 
Анализ процессов реализации предпринимательской функции показывает, что мотивы предпринимательской деятельности претерпевают определённую трансформацию. Их развитие идёт от личностно к социально значимой ориентации, так как основная цель экономического развития цивилизованного общества состоит в повышении социального благополучия граждан. Идея социального предпринимательства полностью соответствует духу гуманистической экономики. В нём сочетаются социальная миссия и деловая инициатива. Не случайно социальное предпринимательство быстро развивается в частном, общественном и некоммерческом секторах и интерес к нему продолжает расти.
В последнее время появилось много публикаций, раскрывающих различные аспекты социально-предпринимательской деятельности. Однако остаётся невыясненным существенный вопрос – как в процессе социального предпринимательства осуществляется комбинация социальной и экономической ценности, в частности, как этому способствует создание специфической социальной сети и реализация стратегии обеспечения ресурсами.
Чтобы лучше понять формы социального предпринимательства, мы предлагаем построит ь и рассмотреть бизнес-модель социального предпринимательства. В д анной модели будет проведен сравнительный анализ трёх компаний. Данные компании являются широко известными примерами социального предпринимательства. А именно – «Grameen Bank» (Бангладеш), холдинг «Секемская инициатива» или «SEKEM» (Египет), АО «Mondragon Corporation D E Comercio I nternational, S.A.» (Испания). Все три компании начинали свою деятельность к ак венчурные предприятия социальной сферы. Выбор данных компаний для анализа и построения бизнес-модели обусловлен не только их всемирной известностью, но также и тем, что выбранные организации демонстрируют устойчивость, являются самоокупаемыми организациями. Именно последнее определяет феномен современного социального предпринимательства.
Следует отметить, что социальная ценность и эффективность может по-разному пониматься разными людьми. Поэтому мы предлагаем отказаться от с ложных интерпретаций социальной ценности и в вести понятие «социальное венчурное предприятие» (социальный венчур). Венчурные предприятия (venture company) – это обычно малые предприятия, занятые научными исследованиями, инженерными разработкам и, созданием и внедрением нововведений, в том числе по заказам крупных фирм и государственным субконтрактам. В рамках исследований социального предпринимательства нередко рассматривается особый род венчурных предприятий – «социальные венчуры», чей объект, отрасль или способы работ ы могут расходиться с утвердившимся ранее в литературе пониманием венчурных предприятий.
В качестве «социального венчурного предприятия» м ы понимаем экономическую инициативу, которая служит катализатором социально й трансформации и/ или удовлетворяет социальную потребность. При этом создание социальной ценности является основным мотивом социально- венчурного предприятия, тогда как создание экономической ценности является необходимым, но недостаточны м его условием.

Бизнес-модель – это концепция бизнеса, положенная в основу практики. Наша бизнес-моде ль включает 4 основных компонента, представленных в соответствии с рисунком 1.
 

 

 

 

 
Рисунок 1. Основные компоненты бизнес-модели социального предпринимательства в рыночной экономике
 
Основная цель деятельности Grameen Bank – предоставление финансовых ус луг бедным, а именно – женщинам и беднейшим семьям с тем, чтоб ы помочь и м побороть бедность через организацию доходного дела. Это – комплексная цель, содержащая как социальный, так и экономический компонент.
Grameen Bank («грам» – означает «деревня» в Бенгалии) был создан в 1976 году Мухаммадом Юнусом [4], бывшим в то время профессором экономик и Университета Бангладеш. Юнус принял решение создать с вой собственный банк д ля решения проблем беднейшего населения страны. Дата создания Grameen Bank считается д нём рождения микрокредитования. К 1 983 году это был уже национальный банк с 75 отделениями в 5 провинциях страны.
В конце 80- х годов Юнус задумался о то м, как ускорить положительный эффект от своего начинания. С появлением Интернета Юнус задумался н ад преодолением информационной изоляции. Для решения этого вопроса ссуд ы были недостаточными, и о н учредил «Grameen Telecom» и «Grameen

 

Phone». В кооперации с этими компания ми был создан план телефонизаци и деревни.
В 2004 году общий объём займов Grameen Bank в рамках микрокредитных операций Grameen Bank составил 4, 2 млрд. долларов и б анк имел 1 200 отделений в Бангладеш. Сего дня он имеет 3,5 м лн. заёмщи ков, 95 % из которых – женщины. Доля возврата средств составляет не достижимую д ля обычных банков величину – 98 %. В довершение ко всему Grameen Bank является самоокупаемо й и самоподдерживающейся структурой. Банк создал 1 2000 рабочих мест дл я своих сотрудников. По данным Grameen Bank, уже 2004 году его вклад в ВНП страны составлял 1,5 %. (Для сравнения: это сопоставимо с до лей компании «Wal mart. Inc.» в ВНП США) [4].
Основная цель «SEKEM» – «отвечать вызовам времени через со действие всестороннему развитию человека, сообщества и земли». «SEKEM» означает транслитерацию иероглифа, означающего энергию, идущую от солнца. Его история берёт начало в то же время, что и Гр амин Банка. В 1 977 году доктор Ибрагим Аболейш, про ведя в Австрии более 20 лет, ре шил привезти семью на свою родину в Египет. Он нашёл страну в бедственном экономическом положении с растущими социальными проблемами. Увлечённый антропософией Рудольфа  Шт айнера, он ре шил «согрет ь землю и людей». Он нарисовал в своём воображении организацию, которая заключала бы в себе экономическую, социальную и культурную пользу [4].
На ранней стадии организация «SEKEM» использовала партнерские связи с двумя дистрибьютерами в Германии, разделявшими общие ценности. Развитие сет и привело к созданию Центра натурального сельского хозяйства, разрабатывавшего но вые стандарт ы «биодинамического растениеводства». Ещё позднее была создана Египетская биодинамическая ассоциация, дополнившая работу центра предоставлением консультационных услуг фермерам, пере ходящим на биодинамическое культивирование растений.
Начав с биодинамического культивирования р астений и специй, включая целебные и ароматические травы, «SEKEM» стал знаменитым производителем натуральных продуктов питания (выращенных без химических удобрений) и

 

фитофармацевтики в Египте. Более того, именно благо даря ему биодинамические методы контроля над пестицидами и увеличением урожайности получи ли широкое распространение по всей стране.
Сегодня в «SEKEM» работает о коло 2000 сотрудников. В 200 3 году её годовой доход составил 7 3 млн. египетских фунтов. Она включает 6 компаний. Их деятельность простирается от у паковки про изводимых трав и свежи х фруктов до производства медицинских фитопрепаратов и натуральных тканей. Помимо производства, «SEKEM» также учредил Египетское общество культурного развития. Через эту некоммерческую организацию
«SEKEM» поддерживает детские сады, Институт дополнительного образования, медицинские центры, многие другие социальные и культурные мероприятия, а также начал процедуру организации университета [2].
В феврале 1 941 года молодой священник Хосе Мариа Аризмендиаррета приехал в м аленький городок Мондрагон в Баскской провинции Испании. В это время экономическая жизнь города была сосредоточена вокруг «Unió n Carreier ra» – круп ной литейной и металлургической компании. Собственность и управление в это й компании были распре делены между членами семьи и их друзьями, поэтому развитие карьеры её рядовых работников было практически невозможно.
Свои первые усилия молодо й священник направил на создание возможностей д ля местной молодёжи. Он основал школу политехнического образования. Школа была создана как кооператив, то ест ь была собственностью в большей степени        членов местной общины, чем государства ил и церкви. Это стало начало м движения, приведшего к образованию множества кооперативов в после дующие год ы. В начале 50- х годов XX века, увлеченные этими инициативам и, всё ещё сдерживаемы ми ограниченными возможностями экономического развития, пять выпускников школы Аризмендиаррета ре шили организовать собственный бизнес. Преодолев период борьбы с властями, они создали кооператив «ULGOR» (аббревиатура на основе имён его создателей), который стал началом будущего АО «Mondragon Corporation DE Comercio International, S.A.» (в дальнейшем – КМК). Он производил электрические и механические приспособления для дома и имел настоящий успех. В начале 60-х годов «ULGOR» превратился в одну из ста крупнейших промышленных компаний Испании [3].

Вдохновлённые ус пехом «ULGOR» многие начали создавать подобные кооперативы, которые также «питались» социальной и образовательно й мобилизацией Аризмендиарреты. Пер вое из так их предприятий производило комплектующие д ля продукции 
«ULGOR» и этим обес печило себе успех. В 195 9 году был создан кооперативный банк «Caja Labor al» с целью по мочь организациям, вырастающим в сет ь, преодолеть финансовые трудности. Несмотря на то, что кооперативы и мели прочные связи друг с другом и разделяли общие ценности, в это время они ещё оставались независимыми, а Аризмендиаррета выполнял только функции советника. К концу 60- х годов общее число кооперативов достигло 41. Бум продолжался до конца 70-х годов. После дующая экономическая ре цессия при вела к закрытию части предприятий. В результате группа кооперативов пере жила серьёзную реорганизацию, которая привела к созданию единого центра координации и принятия решений.
Таким образом, КМК является наиболее чистым примером раз вития социальной сет и на основе общих ценностей. Благодаря созданию ш колы политехнического образования кооператив с самого начала был ориентирован на обучение и развитие своих рабочих. Во круг этих идей и началось формирование социальной сет и. Первый же возникший на это й основе производственный кооператив про демонстрировал, что может быть другим центром социальной сет и, поскольку становится важнейшим потребителем продукции для последующих кооперативов. А поскольку кооперативы нуждались в финансовой поддержке, Аризмендиаррет а задумался о проекте банка, который затем стал становым хребтом развития мондрагонской инициативы.
Сегодня КМ К по размерам доходов является седьмой по величине бизнес-группой Испании. Портфель её продукции и услуг включает широкий набор то варов – от то варов для дома до дета лей оборудования для супермаркетов. Структура компании состоит из трёх направлений бизнеса – финансы, производство, распространение. В 2018 году объём продаж промышленной группы состав ил 4,379 м лн. евро, дистрибьюторской группы – 56 275 млн. евро. КМК присутствует на глобально м рынке,

 

располагая 38 производственными фабриками в разных страна х мира. Рас полагая 68 260 рабочими местами, бизнес-группа является третьим по величине работодателем в Испании [3].
Проанализированная деятельность компаний, достигших крупного успеха в социальном предпринимательстве существенно отличаются друг от друга по социальной миссии, организационной структуре, а также экономической и социальной среде, в которой они воз никли. В то же время между н ими есть значительное родство.
Во-первых, все о ни производят социальное благо. Д ля Grameen Bank – устранение бедности сельских женщин                Бангладеш; для «SEKEM» – выращивание натуральных продуктов без использования химических удобрений, а также поощрение культурной и общественной жизни в Египте; для К МК – создание рабочих мест и возможностей экономической развития д ля людей, которые раньше и х не имели. Во- вторых, своим успехом эти организации обязаны особому сочетанию социальной и экономической эффективности.
В-третьих, деятельность все х трёх компаний основана на раз делении общих ценностей «общины», которые использовались для: а) создания поддерживающей социальной сет и (ценностной сети); б) приобретения стратегически х ресурсов; в) у правления взаимодействием с потребителями («потребительским интерфейсом»). Обзор основных компонентов бизнес-моделей трех эти х организаций представлен в соответствии с таблицей 1.
На основании проведённого анализа можно сделать следующие выводы-предположения:
- для выполнения своей миссии и своевременного решения задач развития успешная организация социального предпринимательства должна создать ценностную социальную сеть на ранней стадии своего развития;

 

Таблица 1 Обзор основных компонентов бизнес-модели социального
 

Основные
ко мпоненты

Grameen Bank

SEKEM

КМК

Ценностная сеть
Контролируемые позиции или зоны преимущественн ого влияния внутри ценностной сети

- производство сопутствующих то варов через сет ь Grameen, которое включает группу компаний от телекоммуникац ии и электричества до трикотажных из делий.

  • влияние н а обеспечение источниками посредством контроля со стороны консультативн ой структуры (ЕБД А);
  • производство
  • распростра- нение;

исследования и развитие

  • финансы;
  • социальн ая защита;
  • обеспечение источниками;
  • обучение и р азвитие персо нала;

зависимость от продукта, охв ат внутри те хнологичес кой цепочки

Стратегические ресурс ы Потребности в стр атегических ресурсах включены в
бизнес-модель

-
инвестирование;

  • человеческие ресурсы;
  • риск менеджмент.

- сырьё, т.е. выращенные натуральным способом продукты и травы

- инвестирование; высококвалифици
рованные работники

Потребительский интерфейс Интеграция целевых групп

- заемщики также являются собственниками ГБ;
заёмщики пре вращаются в предпринимателей в рамках ценностной
сети.

- фермерская сеть; создание сообщества с
«идеальными» условиями жизни, так называемая
«материнская ферма».

- большая до ля работников является также собственником;
прочные деловые связи (поставщики – клиенты) внутри группы.

 

предпринимательства
 

  • успешная организация социального предпринимательства тщательно учитывает свои ресурсные потребности и в соответствии с этим разрабатывает ресурсную стратегию, которая должна

 
быть интегрирована в бизнес-модель на самой ранней стадии развития организации;

  • успешная организация социального предпринимательства интегрирует свою целевую группу в ценностную социальную сеть на ранней стадии развития организации.

 
Библиографический список

  1. Арай Ю. Н. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: типология и особенности формирования: дисc …канд. эконом. наук: 08.00.05 / Юлия Николаевна Арай. – СПб., 2015. – 218 с.
  2. Зарубежный опыт социального предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbforum.ru/-sociallinks (дата обращения 27.03.2021).
  3. Кадол Н. Ф. Развитие социального предпринимательства в странах Европейского союза / Н. Ф. Кадол // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2019. – № 3 (63). – Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6301/ (дата обращения 28.03.2021).
  4. Юнус М. Создавая мир без бедности: социальный бизнес и будущее капитализма / М. Юнус, А. Жоли. – М. : изд-во «Альпина», 2009. – 306 с.
  5. Стрелков И. С. Зарубежный опыт социального предпринимательства [Электронный ресурс] / И.С. Стрелков. – Режим доступа: http://www.nb- forum.ru/sociallinks (дата обращения 28.03.2021).

 
 

ПУТЬ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

Автор Мелюхин Г.М
Опубликовано в журнале «Управление городом: теория и практика      .2015. №3.С.35-39
ТОС – территориальное общественное самоуправление – существует в России более 27 лет. История деятельности ТОС в разных городах начинается с 1988 года.
 
В современной России идут различные серьезные реформы практически во всех сферах, при этом одними из ключевых стали понятия «самоуправление» и «самоорганизация» жителей. Сам по себе термин «самоуправление» имеет множество толкований, не говоря уже о самых различных формах самоуправления, которые могут быть найдены в реальной жизни.
 
Самоорганизация является совершенно неотъемлемой основой самоуправления – как-то трудно представить себе самоуправление без самоорганизации. Самоуправление, безусловно, невозможно без самоорганизации – организации самих себя для решения своих вопросов и проблем.
 
В России самоорганизация на локальном уровне для решения локальных проблем местного сообщества имеет историю с яркими примерами. Дореволюционные документы позволяют говорить о том, что в российском обществе действовали различные локальные организации жителей, участвовавшие в благоустройстве и защищавшие свою жилую среду. Чаше всего самоорганизация жителей осуществлялась вокруг проблем «территории» и проблем «собственности». Размеры «территории» варьируются от дома и двора до микрорайона и города.
 
На уровне микрорайона или поселения проблемы воспринимаются особенно остро, конфликтно, но одновременно именно здесь в первую очередь видны малые победы и улучшения, которые так нужны и так ценятся людьми.
 
Локальные организации жителей, которые создаются активными гражданами, являются самыми  
 
самыми яркими партнерами местной власти.
В России, которая привыкла к централизации, понимают и развивают именно вертикальные взаимоотношения. На этом фоне значимость локальных организаций жителей еще только начинает осознаваться, несмотря на то, что в России существует достаточно длительная история локальной самоорганизации, среди форм которой и сегодня можно найти уличные и дворовые комитеты, садово-огородные, гаражные товарищества, женсоветы, советы старейшин, домовые комитеты.
 
Начиная с 1988 года такого рода локальные организации активных жителей (community-based NGO) получили в России название «территориального общественного самоуправления» – ТОС. Новый термин «территориальное общественное самоуправление» был впервые закреплен в Законе СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля 1990 г. В дальнейшем Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г. определил основные понятия и основы функционирования территориального общественного самоуправления.
 
Позже был зафиксирован в Законе о местном самоуправлении 1995 года и 2003 года. Появление этих организаций в начале 90-х годов привело к росту гражданских инициатив, демократического сознания и веры в возможные демократические преобразования. Появление таких новых для нашей страны локальных организаций было обусловлено, с одной стороны, резким кризисом, изменением системы управления городским хозяйством, определенного перестроечного безвластия. С другой стороны, теми демократическими изменениями в жизни нашего общества, новым отношением к этим организациям со стороны властных структур.
 
Исследователи периода начала 1990-х гг. оценивали ТОС как новую возможность гражданского участия и новую форму демократии.
В первую очередь, речь шла о «разрешенных» тогда экологических вопросах, а также социальной защите, потому что первые ТОС были активно вовлечены в  распределение гуманитарной помощи, которая поступала тогда в Россию из многих стран.
Кроме того, в самом начале ТОСы также занимались вопросами организации досуга жителей и благоустройства своей территории.Природа ТОС того периода – это, безусловно, волонтерская работа. Речь не шла ни о зарплатах, ни о субсидиях. Максимум, что делали в тот период муниципалитеты для «своих» ТОС – бесплатно предоставляли им помещения для работы.
 
Дальнейшая история развития территориального общественного самоуправления имеет свои вехи и события.
 
В 1988 году был создан первый ТОС «Братеево», Москва. В этот период сформировались такие направления деятельности ТОС как защитная, правоохранная, информационная, просветительская, социальная, культурная, по разрешению конфликтов, лоббистская, воспитательная, а также контрольная.
 
ТОС занимаются благоустройством территории и социальной защитой населения, досугом и жилищными проблемами, работают с детьми, пожилыми людьми, безработными и инвалидами. Во всех этих сферах они тесно взаимодействуют с работниками муниципальных структур, бизнессообществом, другими общественными организациями.
 
В период с 1997 по 2002 гг. выделились муниципалитеты – лидеры по развитию ТОС, а также были реализованы различные программы поддержки ТОС в разных регионах России.
 
В ряде городов ТОС стали объединяться в ассоциации, которые в свою очередь выступали как информационные, методические центры развития ТОС на своих территориях. Появились ассоциации ТОС и близкие им структуры в Саратове, Перми,  Нижнем Новгороде, Рязани, Обнинске, а также областные объединения ТОС в Ивановской, Воронежской, Свердловской, Омской областях.
 
Начала формироваться инфраструктура поддержки территориального общественного самоуправления в разных городах России, что позволило в 2009 году в Перми создать Лигу председателей ТОС, объединившую председателей территориального общественного самоуправления города Перми. Председателем Лиги был избран Михаил Леонардович Амбражевич – практик, консультант, руководитель.
 
Главной целью АНО «Лига ТОС» является содействие становлению гражданского общества путем развития территориального общественного самоуправления, осуществления функций социального партнерства, направленного на выстраивание цивилизованных отношений с органами местного самоуправления, в формате гражданского контроля, гражданского диалога и гражданского участия.
 
Были намечены основные направления деятельности институтов поддержки ТОС, в том числе когда такие функции брали на себя городские структуры:

  • правотворческая деятельность;
  • продвижение идеи ТОС и обучение;
  • установление взаимодействия с другими организациями;
  • организация обмена опытом между ТОС своего региона,
  • другими регионами;
  • организация и проведение разного рода конкурсов социальных проектов;
  • ведение координационной и сетевой работы.
     

В разных уголках России развитие ТОС продолжалось и продолжается, однако «портрет ТОС», природа, деятельность очень сильно изменились, как изменились и основные направления деятельности, которые в условиях реформы ЖКХ все чаще становятся центрами пересечения жилищных интересов и интересов собственности,особенно в борьбе за землю и управление коммунальными потоками.
 
2 июня 2009 г. после большого перерыва прошли слушания по ТОС Комитета Государственной Думы Российской Федерации по МСУ. «Там, где нет ТОС, там нет и местного самоуправления», – заявил на слушаниях Виталий Валентинович Шипов – руководитель департамента государственного управления, регионального развития и местного самоуправления Правительства РФ.
 
Сам факт такого обсуждения и весьма представительного собрания в целом позитивно отразился на развитии ТОС. Во многих муниципалитетах России снова «вспомнили» про ТОС, «заметили» их работу, «добавили средств» на работу ТОС. Однако все эти подвижки на практике уже не изменили тех тенденций, которые наметились в этом направлении.
 
Во-первых, там, где еще недавно самоорганизация жителей была их правом – она стала обязанностью и необходимостью.
 
Во-вторых, можно говорить о росте профессионализации работы лидеров ТОС на локальном уровне – 27 лет не прошли бесследно.
В-третьих, все реже ТОС создаются по инициативе жителей, если только это не «протестные ТОС», которые борются с местной властью по разным вопросам защиты своей территории.
 
Резко сокращается волонтерская деятельность в этой сфере. Все меньше и меньше возникает реальных «инициатив» жителей. Все меньше у жителей времени, сил и желания на такую работу, к тому же эта работа все меньше получает общественное признание и одобрение. Кроме того, во многих городах, там, где местная власть сильна и достаточно грамотна, жителям уже не приходится «самим латать дыры». Муниципалитеты действуют на опережение, предлагая свои проекты и программы, улучшающие качество городской среды и качество жизни. В результате уже зачастую нет нужды привозить с дачи цветы, чтобы сделать цветник у подъезда – его раньше жителей сделает управляющая компания, уже нет заботы о детских площадках – типичном поле участия молодых родителей – такие красивые, современные площадки ставят во дворах местные власти.
 
 Инициаторами создания ТОС сейчас выступают муниципалитеты и созданные специально для этих целей муниципальные учреждения, периодически активны политические партии – особенно перед избирательными кампаниями. Особую роль в создании ТОС сейчас играют жилищные управляющие компании (УК), при этом нарушается процедура создания ТОС и весь принцип самоорганизации граждан. Старшие по домам и подъездам «назначаются» УК, чтобы иметь «своих» представителей населения при приеме проведенных работ. Таким образом, ТОС превращается в представителя управляющих компаний на местах. Одновременно в самых «продвинутых» с позиции ТОС городах, именно ТОС выступают защитниками интересов жителей перед управляющими компаниями. Этому в частности способствуют и просветительские программы ТОС, и контрольные функции, которые они в ряде городов берут на себя.
 
В-четвертых, изменилась и работа самих ТОС там, где они еще есть. Идет переход от самодеятельности и общественной работы – к выполнению муниципального заказа. Многие ТОС научились писать проекты и зарабатывать деньги, получать гранты на выполнение этих проектов, активно участвовать в муниципальных конкурсах. Деньги, которые через конкурсы социальных проектов и муниципальный заказ проходят через ТОС, с каждым годом все увеличиваются. И это, безусловно, очень хорошо. Однако, как правило, это чаще всего «заказ города», а не реализация инициатив жителей. Кроме того, управление этими проектами и этими средствами также требует профессионализации сотрудников, их постоянной работы, весьма далекой от «собственных инициатив» и «волонтерства».
 
ТОС ставятся в прямую зависимость от органов местного самоуправления, а отнюдь не от жителей, чьи интересы они должны представлять.
 
Таким образом, в муниципальных образованиях происходит осознанное отношение к деятельности ТОС. Изменился характер деятельности ТОС: был волонтерским – стал обязательным; ТОС был инструментом реализации собственных инициатив – стал инструментом реализации городских программ; его сутью была работа «для себя исоседей» – теперь это работа «для отчета перед городом за городские средства». ТОС – как структура самоорганизации жителей сейчас все чаще трансформируется в структуру «при местной власти», становясь объектом и инструментом муниципального управления.
 
Вероятно, можно говорить о «муниципализации» ТОС, их перехода в новое качество: от организации (института), стимулирующего инициативы жителей, поддерживающие идеи и требования жителей, до муниципальной структуры, выполняющей задачи, сформулированные муниципалитетом, осваивающие средства муниципалитетов, отчитывающиеся перед муниципалитетом.
 
В настоящее время возникает необходимость сформировать комплексную систему активизации населения, способную объединить различные площадки, подходы и ресурсы, а также создать универсальные инструменты, способные эффективно влиять на  повышение социальной активности граждан.
 
Поиски этих новых форм сегодня идут весьма активно, что показала межрегиональная конференция «Общественные центры – основа развития инициативных граждан по решению проблем местных сообществ», которая проходила 23-24.09.2014 г. в городе Перми.
 
«Центры активных людей» (ЦАЛ) работают в Нижнем Новгороде. В Перми развиваются общественные центры, а в Кирове – «Центры местной активности». Они стали новыми инструментами в деятельности ТОС и новыми площадками взаимодействия населения и местных властей посредством деятельности ТОС. Далее можно говорить о создании широкой «инфраструктуры» вокруг ТОС.
 
Сегодня ТОС и муниципальные и государственные власти должны не только найти новые, отвечающие современным реалиям формы взаимодействия, но и сохранить лучшие примеры самоорганизации и самоуправления.
 
Именно ТОС является связующим звеном между администрацией и гражданами. Сфера компетенции территориального общественного самоуправления – это вопросы местного значения, то есть затрагивающие неопределенный круг лиц, связанных с какой-то конкретной территорией. Не хотелось бы потерять такую форму общения – ведь появление ТОС повышает активность населения, люди получают возможность самостоятельно решать свои проблемы.
 
В Российской Федерации по состоянию на декабрь 2014 г. существует более 16 000 ТОС в 64 регионах. В ряде регионов созданы инициативные группы граждан. И все они находятся под угрозой закрытия или прекращения деятельности. Кроме этой проблемы есть еще несколько, которые требуют срочного обсуждения и решения:
 

  • слабая законодательная база, недостаточно определены предметы ведения,
  • процедуры передачи властных полномочий;
  • слишком сложны процедура избрания органов ТОС, механизм их отчета перед
  • избирателями;
  • слабы сами органы ТОС, не хватает знаний, подчас очень конкретных.
     

На современном этапе развития территориального общественного самоуправления вплотную встал вопрос о создании в стране Ассоциации ТОС России. Считаем, что создание Ассоциации позволит активнее лоббировать интересы территориального общественного самоуправления в органах законодательной и исполнительной власти РФ.
 
Так, необходимо решить вопрос о правовом статусе ТОС как особой организационной форме, приняв закон о ТОС. Целесообразно также разработать Стратегию развития ТОС в России либо государственную программу (подпрограмму) «Поддержка и развитие ТОС – основной элемент гражданского общества в Российской Федерации».
 
Для обсуждения актуальных вопросов развития ТОС необходимо провести Первый съезд территориального общественного самоуправления России с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, представительных органов субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти всех уровней, а также всех заинтересованных лиц, включая научное сообщество, представителей регионов и, самое главное, делегаций ТОС со всей страны.
 
Как видим, история территориального общественного самоуправления до конца не дописана и в ней еще будет много славных страниц.
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
  1. Федерации: Федер. закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ.
  2. Киселева А.М. Развитие территориального общественного самоуправления в крупном
  3. городе // Социс. – 2008. – №10.
  4. Шомина Е.С. Текущее состояние территориального общественного самоуправления //
  5. Территориальное общественное самоуправление (текущее состояние и примеры успешных
  6. практик из регионов России). – М., 2014.

 

Об участии в конференции

1 июля 2021 года сотрудники ООО «СИНЕРГИЯ» приняли участие в сессии «Актуальные бизнес-стратегии устойчивости и ESG: экономика, экология, человек».

Сессия была приурочена к старту российского трека международного акселератора ГД ООН «Climate Ambition Accelerator» и VIII Международной летней школе «Права человека для будущих поколений», которая проходит в Казани с 28 июня по 2 июля 2021 года в сотрудничестве с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, Уполномоченным по правам человека в Республике Татарстан и при поддержке местных органов власти, включая Правительство и Верховный Суд Республики Татарстан.

Основными темами для обсуждения были:

• Цели устойчивого развития ООН (ЦУР) и коммерческая деятельность

• Как именно бизнес может содействовать достижению ЦУР?

• Что такое ESG-стратегии и как меняются запросы инвесторов и банков с учетом ESG?

• Какое экономическое значение имеет вовлеченность в повестку устойчивого развития?

• Особенности актуальных бизнес-стратегий устойчивости и ESG. Что такое лучшие практики устойчивого развития?

• Основные экологические и климатические риски для бизнеса и как ими управлять

• Парижское соглашение по климату и научно-обоснованные цели в области климата для бизнеса

• Циркулярная экономика и ее перспективы

• Бизнес и права человека, инклюзия, разнообразие и гендерный баланс в коммерческих стратегиях. Почему это выгодно?

• Корпоративная филантропия в контексте ЦУР

• Устойчивое развитие территорий

• Опыт лидеров устойчивого развития

Об участии в конференции

25-28 июня 2021 года сотрудники ООО СИНЕРГИЯ» приняли участие в 3 Межрегиональном слете социальных предпринимателей СЗФО «Социальное предпринимательство - территория возможностей 2021. Драйверы развития социального бизнеса».

В рамках мероприятия представители органов власти Ленинградкой области, ведущих институтов развития социального предпринимательства, а также предприниматели поделились опытом развития сферы социального предпринимательства в регионе.

 

 

Об участии в конференции

9 июня 2021 года сотрудники ООО «СИНЕРГИЯ» приняли участие в первом дне работы "Collaborate for Impact: Developing social entrepreneurship and social investments in the Eastern Partnership and Russia". В рамках мероприятия, которое будет проходить 3 дня, планируется обмен лучшими практиками в области социального инвестирования и социального предпринимательства. В мероприятии принимают участие представители стран, входящих в ЕС, а также иных государств. Российский опыт работы в области социального предпринимательства и социального инвестирования представлял благотворительный фонд «Навстречу переменам».

Об участии в конференции

8 июня 2021 года сотрудники ООО «СИНЕРГИЯ» приняли участие в ежегодных Глазычевских Чтениях. Организаторами мероприятия традиционно выступили ИОН РАНХиГС и МВШСЭН.

Основная тема Чтений на этот раз стало обсуждение опыта вовлечения горожан в процессы принятия решений о пространственном развитии городов. Приглашенные эксперты поделились российской и зарубежной практикой вовлечения горожан в данные процессы.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Опубликовано в сборнике трудов Всероссийской научно-практической конференции «Университетские образовательные программы как ресурс развития социального предпринимательства в регионе». ФГБОУ ВО СКФУ. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2021.

 

Эффективность развития института территориального общественного самоуправления (ТОС) во многом обусловлена уровнем развития социального партнерства, что проявляется во взаимодействии ключевых заинтересованных сторон. Социальное партнерство в рассматриваемой области проявляется в двух формах.

Во-первых, самоорганизация жителей с привлечением средств заинтересованных коммерческих структур (самообложение, инициативное бюджетирование, краудфандинг), а также возможностей инфраструктуры на территории (учреждения образования, культуры, охраны общественного порядка).

Во-вторых, взаимодействие между органами ТОС и органами власти, работающими в области развития института ТОС. органы местного самоуправления создают условия для реализации органами ТОС своего потенциала (обучение, гранты, использование различных инструментов для развития потенциала ТОС).

Далее мы более подробно рассмотрим второй аспект социального партнерства.

По нашему мнению, ситуация, складывающаяся в настоящее время в области развития института ТОС в России, является результатом недостаточного уровня развития социального партнерства. Это проявляется в следующем:

-органы власти учат создавать ТОСы, но не учат развивать данные организации;

-председатели ТОС не видят связь между результатами своей деятельности и целями развития территории (не видят свой роли в достижении целей устойчивого развития территории (ЦУР));

-у органов власти есть представление о целях устойчивого развития территории, но эта информация не доносится до органов ТОС;

-у органов ТОС отсутствует финансовая основа для реализации проектов, но органы власти не рассказывают о том, как можно исправить ситуацию, хоть такие возможности есть (социальное предпринимательство, инициативное бюджетирование, краудфандинг);

-у председателей ТОС отсутствуют компетенции в области управления развитием территории, но в рамках действующей образовательной инфраструктуры для представителей данной целевой аудитории не предусмотрено возможности повышения квалификации в области экономики и управления организацией.

Видимым результатом многолетнего опыта преобразований в области территориального общественного самоуправления являются конкретные показатели развития данной сферы. Они противоречивы (табл.).

Таблица

Динамика количества ТОСов в Российской Федерации в разрезе федеральных округов, ед [1].

Округ

Количество ТОС

зарегистрированных органами местного самоуправления

в том числе количество ТОС

в статусе юридического лица

2016

2017

2018

2019

2016

2017

2018

2019

ЦФО

7197

8558

8847

9577

283

197

217

233

ЮФО

8662

8678

9164

8537

1370

1196

1198

849

ПФО

5586

5371

6212

6240

409

515

642

725

ДФО

651

980

2666

3470

29

46

153

134

СФО

2366

3273

1936

2595

199

213

60

249

СЗФО

2425

1703

1955

2332

130

134

144

144

СКФО

226

902

1275

1311

21

13

17

16

УФО

490

776

987

812

54

104

110

87

Всего

27603

30241

33042

34874

2495

2418

2541

2437

С одной стороны, общее количество органов ТОС за период с 2016 г. по 2019 г. увеличилось (на 26,3%). С другой стороны, за этот же период времени уменьшилось количество данных организаций, зарегистрированных в статусе юридического лица (на 2,3%). Одновременно с этим, уменьшилась и доля органов ТОС, зарегистрированных статусе юридического лица: с 9% в 2016 г. до 7% в 2019 г.

Увеличение общего количества органов ТОС в России не влечёт за собой адекватного роста количества данных организаций, зарегистрированных в статусе юридического лица. Более того, доля последних в общем количестве ТОСов стабильно снижается.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что меры, реализуемые государством по развитию института территориального общественного самоуправления, не приносят желаемого результата. В результате предпринимаемых мер у руководителей органов ТОС не возникает стимулов, позволяющих более активно откликаться на инициативы органов власти в области решения задач местного значения.

Проект «Народный университет ТОС» был направлен на создание условий для более активного вовлечения жителей в процессы решения задач местного значения. Он был реализован в 2019-2020 годах Ассоциацией «Лига ТОС» (г.Москва) при финансовой поддержке Фонда президентских грантов.

Целевая аудитория проекта была представлена председателями и активистами ТОС, а также сотрудниками ресурсных центров ТОС.

Проектом предусматривалось совершенствование компетенций и профессионализма председателей ТОС и гражданских активистов в области внедрения целей устойчивого развития территории, а также решения проблем управления развитием территории.

В рамках реализации проекта были проведены 3 региональные сессии в Центральном, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах (Москва, Пермь, Хабаровск). По итогам сессий был создан корпус из 75 тренеров-консультантов ТОС, на которых было возложено обязательство провести обучающие мероприятия для активистов ТОС в своих регионах.

В завершение проекта в Москве была проведена конференция выпускников Народного университета ТОС с участием представителей органов власти и экспертного сообщества для обсуждения результатов внедрения ЦУР в деятельность ТОС применительно к реальным условиям деятельности данных организаций.

В ходе реализации образовательной части проекта со слушателями были проведены теоретические и практические занятия по следующим темам:

-концепция «Цели устойчивого развития ООН» и ее трансформация на уровне государства, региона, города;

-роль органов ТОС в достижении ЦУР территории;

-стратегия как ключевой документ, определяющий направления развития территории, структура стратегии организации на примере ТОС;

-инструменты развития ТОС: как социальное предпринимательство, инициативное бюджетирование, краудфандинг, социальный маркетинг.

Кроме того, в ходе групповой работы слушатели отрабатывали на практике полученную информацию. На основе предварительно полученной информации разрабатывали концепцию своего предпринимательского проекта.

Особенностью данного курса является ориентация на конкретную целевую аудиторию (председатели и активисты ТОС), что отличает его от образовательных мероприятий, предлагающихся в настоящее время для сотрудников некоммерческих организаций (НКО).

Тренинги и семинары, проводимые ресурсными центрами НКО (например, подача отчетности в надзорные органы, фандрайзинг, особенности подачи заявок на гранты), ориентированы на представителей некоммерческого сектора в целом. Безусловно, данные темы актуальны, но они не учитывают особенностей органов ТОС как организаций.

Особенностью ТОС по сравнению с иными НКО является цель деятельности: повышение качества жизни населения территории за счет рационального управления имеющимися ресурсами. Поэтому в образовательных программах для данной целевой группы должны присутствовать компоненты, направленные на подготовку в области управления организацией (социальное предпринимательство, маркетинг в некоммерческой и коммерческой сферах, управление проектами и т.д.).

Что касается содержания курса, то оно представляется адекватным и учитывающим потребности целевой аудитории. По результатам обучения на данном курсе слушатели, во-первых, осознают роль своих организаций в достижении ЦУР территории и, во-вторых, получат базовые знания в области управления развитием организации, которые смогут применить на практике.

Само содержание образовательной программы может корректироваться с учетом потребностей целевой аудитории (или интересов заказчика). Кроме того, данная образовательная программа (при условии наполнения необходимым содержанием) может быть включена в перечень курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки, действующих на базе высших учебных заведений. А обучаться по ней смогут специалисты в области экономики, а также государственного и муниципального управления (например, начинающие социальные предприниматели, председатели ТОС, специалисты местных администраций по работе с органами ТОС).

Реализация образовательных программ по повышению квалификации кадров в области территориального общественного самоуправления создаст для руководителей органов ТОС стимулы для более активного вовлечения в процессы решения задач местного значения. Жители не только осознают свою роль достижении ЦУР территории, но получат необходимые ресурсы – компетенции, финансовые ресурсы – необходимые для реализации социально значимых проектов (предпринимательских и некоммерческих) развития территории

Библиографический список:

Стратегия развития территориального общественного самоуправления в Российской Федерации до 2030 года (проект). Режим доступа: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/24669335/.

Страницы

Наши Партнеры