Формирование кластеров рассматривается как комплексный механизм развития, обеспечивающий рост конкурентоспособности территории на основе синергетических эффектов взаимной поддержки развития одних производств и проектов другими. Данный эффект возможен за счет территориальной самоорганизации и партнерства, обеспечивающих формирование инновационного сообщества как субъекта развития территории, действующего в партнерстве с бизнесом, центральными и местными властями. Условия и механизмы формирования кластеров показаны на основе опыта формирования биофармацевтического инновационного кластера в г. Бийске Алтайского края.
1. Формирование кластеров как комплексный механизм развития территорий
Необходимость реализации стратегии инновационного развития страны в условиях финансово-экономического кризиса актуализирует проблему повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Данная проблема имеет и территориальный аспект, причем здесь она проявляется комплексно, как проблема повышения конкурентоспособности социально-экономической системы в целом.
Одним из комплексных механизмов развития, обеспечивающих рост конкурентоспособности территории как целого, является формирование кластеров. Согласно классическому определению М.Портера, кластер – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга[1].
Эффективность использования кластерного подхода в качестве механизма развития территории основана на том, что он обеспечивает ряд синергетических эффектов:
- кластер – региональное сообщество фирм и/или тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга;
- для экономики региона кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка и базы внешней экспансии;
- вслед за первым в экономике часто образуются новые кластеры, и конкурентоспособность региона увеличивается.
Как показывает мировая практика, наиболее эффективной организационной формой достижения высокого уровня конкурентоспособности является инновационный кластер, представляющий собой объединение различных типов организаций (промышленных компаний, исследовательских центров, органов государственного управления, общественных организаций и т.д.).
Инновационный кластер позволяет использовать преимущества двух способов координации экономической системы – внутрифирменной иерархии и рыночного механизма,
что дает возможность:
- более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения;
- концентрироваться на бизнес-процессах, обеспечивающих наибольшую добавленную стоимость, передавая остальные на аутсорсинг;
- эффективно привлекать и использовать инвестиции.
2. Основные подходы и условия формирования кластеров
В мировом опыте можно выделить два основных подхода к формированию кластеров.
Классический либеральный (англосаксонский) подход предложен в 80-90-е гг. М.Портером и основан на самоорганизации экономических агентов в рамках механизмов «свободного рынка». Использование подобных механизмов не предполагает прямого государственного вмешательства и/или поддержки.
Современный европейский подход, называемый «полюса конкурентоспособности», развивается с 2006 г. во Франции[2] и основан на партнерстве бизнеса, центральных и местных властей. Государство заинтересовано в глобальной конкурентоспособности своей экономики и достижении «полюсом конкурентоспособности» мирового уровня, что выражается в оказании различных форм государственной поддержки. Такая поддержка оказывается в рамках реализации стратегий развития территорий.
Уже из данного описания видно, что реальный кластер отличается от аналитически выделяемого конгломерата территориально близких предприятий и организаций. Как показал В.В.Никитаев, такой конгломерат («аналитический прото-кластер») может стать реальным кластером при следующих условиях:
- наличие соответствующих инфраструктур;
- наличие оформленной организационно-коммуникативной структуры, выполняющей (само)управленческие функции и обеспечивающей формирование инновационного сообщества как субъекта развития территории, действующего в партнерстве с бизнесом, центральными и местными властями;
- вписанность кластера в рамки промышленной и региональной политики центральных властей, принимаемые местным инновационным сообществом;
- использование новых управленческих технологий.
3. Предпосылки и этапы формирования инновационного кластера (на примере научно-производственного комплекса г. Бийска)
Предпосылки формирования инновационного кластера в г. Бийске были выявлены в ходе разработки в 2007 г. Стратегии развития города.
Научный потенциал: наличие ученых мирового уровня, крупных научных центров (ФГУП ФНПЦ «Алтай», Институт проблем химико-энергетических технологий СО РАН), вузовской и заводской науки.
Инновационный потенциал территории включает научно-производственный комплекс города в составе 15 предприятий и организаций, а также конгломерат малых инновационных организаций, возникших в результате коммерциализации разработок оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Важно, что в городе может осуществляться полный инновационный цикл: от исследований и разработок до производства наукоемкой продукции. Это обеспечивает широкие возможности работы как в рамках приоритетных направлений науки и технологий РФ, так и дальнейшего трансфера передовых технологий предприятий ОПК.
Политической предпосылкой является решимость руководства Алтайского края и г. Бийска развивать инновационную деятельность в качестве одного из стратегических приоритетов (это закреплено в Стратегиях развития края и города).
Институциональные предпосылки включают статус наукограда РФ, присвоенный г. Бийск в 2005 г., поддержку из средств федерального бюджета и различных фондов, а также возможность инновационного развития экономики на основе кластерного подхода (федеральная и региональная поддержка идеи формирования биофармацевтического инновационного кластера).
Этапы формирования биофармацевтического инновационного кластера в г. Бийске могут рассматриваться как прототип для других подобных работ:
- идея формирования кластера предложена в ходе разработки стратегий социально-экономического развития Алтайского края и г. Бийска;
- в июне 2007 г. проведен двухдневный семинар с участием представителей предприятий и Администрации г. Бийска;
- осенью 2007 г. идея формирования кластера была поддержана Советом Федерации и Аппаратом Правительства РФ;
- идея представлена и получила поддержку на Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие города: методология и практика» (Белокуриха, сентябрь 2007 г.);
- в декабре 2007 г. делегация Алтайского края совершила поездку во Францию и Бельгию для ознакомления с лучшим опытом формирования кластеров на основе современного европейского подхода, основанного на государственной поддержке «полюсов конкурентоспособности»;
- в 2008 г. осуществлена разработка стратегии формирования кластера, создана организационная структура кластера – некоммерческое партнерство «Алтайский биофармацевтический кластер», заключен договор о сотрудничестве с Администрацией Алтайского края.
Основными функциями бийского инновационного кластера станут:
- выполнение общегосударственных функций «рубежа восстановления здоровья России» и обеспечения биополитической безопасности страны;
- построение полного инновационного цикла – от исследований и разработок до производства наукоемкой продукции и услуг: лекарства, косметика, БАДы, «здоровая пища», оздоровительный туризм;
- создание принципиально нового, не существующего сегодня в России рынка – рынка здоровой и оздоравливающей пищи;
- инновационно-технологический центр для развития оздоровительного туризма;
Необходимо подчеркнуть, что создание кластера предполагает выход за рамки существующей отраслевой схемы и объединение вокруг системы взаимосвязанных продуктов предприятий из разных отраслей, т.е. инновации в управлении.
[1] Портер М. Международная конкуренция. – М: Международные отношения, 1993.
[2] См., например: Черноуцан Е.М. Полюса конкурентоспособности как важнейший инструмент реализации нового курса промышленной и региональной политики Франции / Проблемы государственной политики регионального развития России. Материалы Всероссийской научной конференции. – М: Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, 2008.