Стратегия – документ, содержащий концептуальные положения о развитии конкурентоспособности муниципального образования и сочетающий долгосрочное стратегические видение с конкретными мероприятиями и предложениями по реализации стратегии на практике. Стратегия затрагивает наиболее важные проблемные зоны муниципального образования, фокусируясь на выделении приоритетных направлений его развития с учетом сильных и слабых сторон, внешних и внутренних угроз.
Стратегия – ключевой инструмент стратегического планирования как непрерывного процесса, включенного в систему управления муниципальным образованием. В условиях рыночной экономики стратегическое муниципальное планирование позволяет:
– использовать конкурентные преимущества муниципального образования;
– определять «точки роста», развитие которых принесет наибольший эффект;
– сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях; – создать базу для обоснованной разработки рациональной схемы территориального планирования;
– продемонстрировать стремление муниципальных органов власти к использованию современных методов управления. Идея стратегического планирования муниципального образования несет в себе, во-первых, передачу ответственности за настоящее и будущее территории самим жителям и выбранным ими органам власти; во-вторых,
- распределение деятельности стратегического планирования между различными уровнями органов власти (федеральной, региональной, местной); в третьих,
- поддержку инициативы и повышение самостоятельности местных сообществ в деятельности, направленной на решение социально-экономических проблем и развитие территорий.
По содержанию стратегическое планирование – это, прежде всего, выбор целей и ориентиров, прорисовка желаемого будущего территории, определение стратегии и направлений развития, обеспечивающих конкурентоспособность территории в целом как места для жизни, хозяйственной деятельности и временного пребывания, а также отдельных отраслей муниципальной экономики и социальной сферы.
Стратегия должна включать хорошо продуманную, специфичную миссию, четкие формулировки целей, относительно небольшой набор задач и конкретных стратегических проектов. Стратегия, в отличие от комплексного плана, должна затрагивать только самое главное для адаптации и устойчивого развития муниципального образования в конкурентной рыночной среде.
Несколько элементов, используемых при формировании стратегии:
а) современный облик муниципального образования – описание территории в текущий момент времени, чтобы его выполнить, производится анализ преимуществ и недостатков как экономики в целом, так и отдельных кластеров и отраслей. Понимание сравнительных преимуществ и недостатков позволяет заглянуть вперед поверх сегодняшних трудностей и критически оценить будущее;
б) перспективный облик муниципального образования – описание территории в будущем (в долгосрочной перспективе) как результата стратегического управления. Это видение включает, как правило, ряд бесспорных элементов – высокий жизненный стандарт, основанный на высокой производительности труда, рост занятости, диверсифицированная сильная экономика, хорошее качество жизни. Перспективный облик не может дать точной и детальной картины будущего вследствие нестабильности внешнего окружения и долгосрочности периода планирования;
в) внутренняя среда муниципального образования – анализ внутренней среды направлен на выделение «сильных и слабых сторон», проводится анализ имеющихся острых социально-экономических проблем и выделение порождающих их условий, анализируются имеющиеся социальные, экономические и культурные ресурсы, выделяются возможные направления и «точки» роста;
г) внешняя среда муниципального образования – анализ внешней среды направлен на выделение в окружающем мире тенденций, потенциально благоприятных или угрожающих будущему территории, создающих возможные угрозы или предпосылки развития;
д) стратегия – система действий по достижению желаемого состояния муниципального образования в долгосрочной перспективе.
Стратегия учитывает имеющийся потенциал муниципального образования, существующие предпосылки для его реализации. Эти элементы включаются в стратегию муниципального образования, состоящую из трех крупных блоков и соответствующих разделов.
Первый блок - аналитический, ежегодно или раз в два года обновляемый раздел, фиксирующий основные параметры и характеристики развития территории, значимые для выбора стратегических направлений и мониторинга процессов реализации стратегии. Формулирует основные проблемы развития.
Второй блок – собственно стратегия, т.е. описание: стратегических целей и приоритетов развития; направлений деятельности по реализации поставленных стратегических целей; ресурсов управления, имеющихся на территории для реализации стратегии.
Третий блок – механизм реализации стратегии. Здесь собираются средне- и долгосрочные управленческие программы, признанные приоритетными для достижения стратегических целей. Конкретные мероприятия, связанные с реализацией различных стратегических программ, осуществляемые подразделениями администрации или с использованием ресурсов территории, сводятся в двухгодичный план мероприятий по реализации стратегии. Таким образом, этот блок обеспечивает увязку стратегических целей и текущей деятельности администрации по реализации социально-экономической политики.
Выполнение работ по разработке Стратегии развития муниципального образования выполняется совместно с ООО Научные разработки» (www.nrzr.ru)