Государственная программа - система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам реализации и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих, в рамках реализации ключевых функций, достижение приоритетов и целей политики в сфере развития региона.
Государственная программа включает в себя подпрограммы и основные мероприятия органов исполнительной власти региона (в том числе мероприятия по реализации на территории региона государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, приоритетных национальных проектов).
Мероприятия одной государственной программы не могут быть включены в другую государственную программу.
Государственная программа разрабатывается исходя из стратегических приоритетов социально-экономического развития региона, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов региона, нормативных правовых актов региональных и муниципальных органов власти.
Требования к содержанию государственной программы
Государственная программа содержит разделы:
а) паспорт государственной программы по форме согласно приложению к настоящему Порядку;
б) характеристика текущего состояния, основные показатели, основные проблемы соответствующей сферы социально-экономического развития региона;
в) цели и задачи государственной программы, прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития Региона, прогноз конечных результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики в соответствующей сфере;
г) этапы и сроки реализации государственной программы;
д) перечень основных мероприятий государственной программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов;
е) основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение целей и задач государственной программы;
ж) текст подпрограмм основных мероприятий органов исполнительной власти региона, включенных в государственную программу;
з) перечень показателей результативности и эффективности государственной программы (далее - показатели государственной программы).
Обоснование состава и значений показателей государственной программы по этапам ее реализации и оценка влияния внешних факторов и условий на их достижение;
и) ресурсное обеспечение государственной программы;
к) анализ рисков реализации государственной программы и описание мер по управлению рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы.
Государственная программа также может содержать:
а) в случае оказания государственными учреждениями региона государственных услуг (работ) юридическим и (или) физическим лицам в рамках государственной программы - прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы;
б) в случае использования налоговых, кредитных и иных инструментов - обоснование необходимости их применения для достижения цели и (или) конечных результатов государственной программы с финансовой оценкой по этапам ее реализации;
в) в случае участия в разработке и реализации государственной программы муниципальных образований региона - информацию о прогнозных расходах местных бюджетов;
г) в случае участия в реализации государственной программы государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов - соответствующую информацию, включая данные о прогнозных расходах указанных организаций на реализацию государственной программы.
Показатели государственной программы должны количественно характеризовать ход ее реализации, решение основных задач и достижение целей государственной программы. Показатели должны соответствовать следующим требованиям:
а) отражать специфику развития конкретной сферы социально-экономического развития региона и проблем, на решение которых направлена реализация государственной программы;
б) непосредственно зависеть от решения основных задач и реализации государственной программы;
в) иметь измеряемое и рассчитываемое количественное значение;
г) определяться на основе данных государственного статистического наблюдения.
В случае если государственная программа направлена на достижение целей и решение задач по вопросам, решение которых относится к компетенции муниципальных образований региона, в рамках государственной программы может быть предусмотрено предоставление субсидий из бюджета региона области местным бюджетам.
Основные этапы разработки государственной программы развития
1 Этап: Диагностика системных проблем, определение среднесрочных целей и основных направлений развития региона
1.1.Диагностика общего состояния социально-экономического развития региона, в т. ч. анализ внешней среды региона.
1.2.Идентификация и ранжирование системных проблем региона, анализ причин их возникновения.
1.3. Анализ факторов, препятствующих в среднесрочной перспективе реализации стратегических направлений развития региона
2 Этап: Формирование и согласование проекта Программы социально- экономического развития региона
2.1. Формирование целей и задач по основным направлениям и определение целевых показателей реализации Программы.
2.2. Разработка системы мероприятий по реализации Программы.
2.3. Разработка системы управления рисками.
2.4. Обоснование ресурсного обеспечения реализации Программы.
2.5. «Сборка» текста проекта Программы
2.6. Согласование проекта Программы и внесение изменений (устранение замечаний).
Выполнение проектов в области регионального и муниципального развития осуществляется в тесном сотрудничестве с ООО «Научные разработки» (www.nrzr.ru).
Муниципальная программа - система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам реализации и ресурсам) и инструментов муниципальной политики, обеспечивающих, в рамках реализации ключевых функций, достижение приоритетов и целей политики в сфере развития муниципального образования.
Муниципальная программа включает в себя подпрограммы и основные мероприятия муниципальных органов власти (в том числе мероприятия по реализации на территории МО государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, приоритетных национальных проектов).
Мероприятия одной муниципальной программы не могут быть включены в другую Муниципальную программу.
Муниципальная программа разрабатывается исходя из стратегических приоритетов социально-экономического развития региона, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов региона, нормативных правовых актов региональных и муниципальных органов власти.
Требования к содержанию муниципальной программы
Муниципальная программа содержит разделы:
а) паспорт муниципальной программы по форме согласно приложению к настоящему Порядку;
б) характеристика текущего состояния, основные показатели, основные проблемы соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования;
в) цели и задачи муниципальной программы, прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования, прогноз конечных результатов муниципальной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики в соответствующей сфере;
г) этапы и сроки реализации муниципальной программы;
д) перечень основных мероприятий муниципальной программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов;
е) основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение целей и задач муниципальной программы;
ж) текст подпрограмм основных мероприятий органов исполнительной власти муниципального образования, включенных в муниципальную программу;
з) перечень показателей результативности и эффективности муниципальной программы (далее - показатели муниципальной программы).
Обоснование состава и значений показателей муниципальной программы по этапам ее реализации и оценка влияния внешних факторов и условий на их достижение;
и) ресурсное обеспечение муниципальной программы;
к) анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер по управлению рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей муниципальной программы.
Муниципальная программа также может содержать:
а) в случае оказания государственными учреждениями региона государственных услуг (работ) юридическим и (или) физическим лицам в рамках муниципальной программы - прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации муниципальной программы;
б) в случае использования налоговых, кредитных и иных инструментов - обоснование необходимости их применения для достижения цели и (или) конечных результатов муниципальной программы с финансовой оценкой по этапам ее реализации;
в) информацию о прогнозных расходах местных бюджетов;
г) в случае участия в реализации муниципальной программы государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов - соответствующую информацию, включая данные о прогнозных расходах указанных организаций на реализацию муниципальной программы.
Показатели муниципальной программы должны количественно характеризовать ход ее реализации, решение основных задач и достижение целей муниципальной программы. Показатели должны соответствовать следующим требованиям:
а) отражать специфику развития конкретной сферы социально-экономического развития региона и проблем, на решение которых направлена реализация муниципальной программы;
б) непосредственно зависеть от решения основных задач и реализации муниципальной программы;
в) иметь измеряемое и рассчитываемое количественное значение;
г) определяться на основе данных государственного статистического наблюдения.
Основные этапы разработки муниципальной программы развития
1 Этап: Диагностика системных проблем, определение среднесрочных целей и основных направлений развития муниципального образования
1.1.Диагностика общего состояния социально-экономического развития муниципального образования, в т. ч. анализ внешней среды муниципального образования.
1.2.Идентификация и ранжирование системных проблем муниципального образования, анализ причин их возникновения.
1.3. Анализ факторов, препятствующих в среднесрочной перспективе реализации стратегических направлений развития муниципального образования.
2 Этап: Формирование и согласование проекта Программы социально- экономического развития муниципального образования.
2.1. Формирование целей и задач по основным направлениям и определение целевых показателей реализации Программы.
2.2. Разработка системы мероприятий по реализации Программы.
2.3. Разработка системы управления рисками.
2.4. Обоснование ресурсного обеспечения реализации Программы.
2.5. «Сборка» текста проекта Программы
2.6. Согласование проекта Программы и внесение изменений (устранение замечаний).
Выполнение проектов в области регионального и муниципального развития осуществляется в тесном сотрудничестве с ООО «Научные разработки».