В статье раскрывается возможность использования инициативного бюджетирования в качестве ресурса института территориального общественного самоуправления
Ключевые слова: инициативное бюджетирование, территориальная община, территориальное общественное самоуправление,социальное предпринимательство
Опубликовано в сборнике: Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики : сб. науч. тр. / под ред. Б. Д. Бабаева, Е. Е. Николаевой. – Иваново : Иван.гос. ун-т, 2019. – Вып. 16 (32). – 134 с. – ISBN 978-5-7807-1292-3.
Современный этап развития института территориального общественного самоуправления насчитывает более 25 лет. Как свидетельствует практика, устойчивое развитие структурных единиц данного института – территориальных общин (ТОСы) - сталкивается с рядом ограничений, частью которых является ограниченность финановых ресурсов.
Территориальные общины являются некоммерческими организацями, функционирование которых осуществляется за счёт внешних источников – средств муниципальных и региональных бюджетов, распределяемых на конкурсной основе; средств благотворительных фондов, а также средств спонсоров.
Уменьшение объёмов средств,выделяемых из местного и регионального бюджетов в большинстве регионов, приводит к снижению эффективности деятельности ТОСов: они не могут эффективно выполнять те задачи,ради которых были созданы. В свою очередь, внебюджетные источники (благотворительные фонды, предприниматели) готовы осуществлять инвестиции в проекты развития указанных организаций только на условиях наличия у последних собственного вклада в проект (как правило, не менее 20 процентов общей стоимости проекта – например, таково одно из условий получения президентских грантов, беспроцентных займов фонда «Наше будущее»). Вышеуказанные факторы значительно ограничивают возможность развития территориальных общин и реализации ими своего предназначения, заключающегося в улучшении качества жизни граждан на своей территории.
Вышеупомянутое обуславливает необходимость поиска новых финансовых инструментов развития территориальных общин, учитывающих потребности и особенности данных организаций (организационно-правовая форма,направления и масштабдеятельности и т.д.).
Одним из таких инструментов является инициативное бюджетирование (ИБ).
ИБ – это совокупность разнообразных, основанных на гражданскойинициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов. Одновременно с этим ИБ является механизмом определения приоритетов в расходовании бюджетных средств с участием инициативных групп граждан [1, с.6].
Мировой опыт использования ИБ (или ПБ - партисипаторное бюджетирование) насчитывает около тридцати лет. Первый крупный проект по вовлечению населения в процесс принятия бюджетныхрешений был осуществлён в Бразилии, а успешные практики начали тиражироваться по всему миру.
Российский опыт использования ИБ в качестве инструмента решения проблем территориальных сообществ насчитывает более десяти лет.
Наиболее известными практиками инициативного бюджетирования в России являются:
- программа поддержки местных инициатив (ППМИ) Всемирного банка;
- партисипаторное бюджетирование (Европейский Университет совместно с Комитетом гражданских инициатив (КГИ);
- «Народный Бюджет» и «Народная Инициатива» в различных регионах РФ [1, с.17].
Заинтересованность регионов в таком инструменте, как ИБ [2, с.10], обусловлена тем, что его использование позволяет, с одной стороны, решать задачи развития городских и сельских территорий посредством вовлечения населения и бизнеса в процесс принятия решений, и, сдругой стороны, повышать эффективность бюджетных расходов.
В связи с этим, целесообразным представляется включение в поле, использующих ИБ в качестве инструмента развития, не только население, но различными организованными формами осуществления местного самоуправления (территориальные общины, волонтёрские организации т.д.).
Перспективность использования территориальными общинами ИБ в качестве инструмента привлечения внешнего финансирования и развития своих организаций определяется следующими моментами.
1.Ограниченность собственных средств у ТОСов.
Территориальные общины в настоящее время собственных источников дохода (в силу ряда факторов они не реализуют свой предпринимательский потенциал, а получаемое извне финансирование в виде грантов носит непостоянный характер). Это не позволяет им привлекать банковский капитал и оплачивать проценты за его использование. Использование ИБ, позволяет привлечь в проект финансирование из различных источников (муниципалитет, бизнес, собственные средства активистов ТОСов) и не оплачивать использование привлечённого капитала.
2.Возможность привлечения инвестиций в свои предпринимательские проекты.
У ТОСов имеется значительный экономический потенциал, реализация которого позволит повысить качество жизни населения за счёт удовлетворения социальных и бытовых потребностей, которые в силу ряда факторов не могут закрыть ни государство, ни рынок.
Так как основной целью функционирования территориальных общин является улучшение качества жизни населения, проживающего на его территории, то естественным направлением предпринимательской деятельности для указанных организаций является социальное предпринимательство, направленное на смягчение либо решение отдельных проблем городских и сельских территорий.
В России уже действует ряд организаций (например, фонд «Наше будущее»), поддерживающих социальное предпринимательство и готовых вкладывать инвестиции в его развитие (выдача беспроцентного займа). Однако одним из условий получения средств является наличие у заявителя собственного капитала (не менее двадцати процентов от стоимости проекта). Использование ИБ могло помочь бы в объединении усилий разработчиков предпринимательского проекта (например, ТОС и бизнес; ТОС, бизнес и муниципалитет), аккумулировать необходимый первичный капитал, привлечь финансирование из фонда и, тем самым, начать реализацию своего предпринимательского проекта (в перспективе получить постоянный источник дохода для территориальной общины).
Как можно увидеть из вышеизложенного, ИБ является эффективным инструментом развития городских и сельских территорий. Уже имеющийся позитивный опыт работы в данном направлении (рост числа проектов с использованием ИБ, рост объёма финансирования данных проектов) с привлечением населения к решению вопросов развития территорий позволяет сделать вывод о перспективности включения в систему взаимодействия и организованных форм осуществления местного самоуправления. Однако для этого необходимо внести необходимо внести изменения в действующую нормативно-правовуюбазу.
Библиографический список
- 50 вопросов об инициативном бюджетировании: учебное пособие / В. В. Вагин, К. В. Поминова, и соавт. — Москва: Филинъ, 2018. — С.6.
- Решение Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва №88/8 от 05 февраля О рекомендациях Комитета Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления по итогам «круглого стола» на тему: «Инициативное бюджетирование как механизм поддержки местных инициатив и участия населения в решении вопросов местного значения». URL :http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/upload/site28/Reshkom_88.8_(s_rekomendaciyami).pdf (дата обращения:09.04.2019)