НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Опубликовано в сборнике трудов Всероссийской научно-практической конференции «Университетские образовательные программы как ресурс развития социального предпринимательства в регионе». ФГБОУ ВО СКФУ. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2021.

 

 

Эффективность развития института территориального общественного самоуправления (ТОС) во многом обусловлена уровнем развития социального партнерства, что проявляется во взаимодействии ключевых заинтересованных сторон. Социальное партнерство в рассматриваемой области проявляется в двух формах.

Во-первых, самоорганизация жителей с привлечением средств заинтересованных коммерческих структур (самообложение, инициативное бюджетирование, краудфандинг), а также возможностей инфраструктуры на территории (учреждения образования, культуры, охраны общественного порядка).

Во-вторых, взаимодействие между органами ТОС и органами власти, работающими в области развития института ТОС. органы местного самоуправления создают условия для реализации органами ТОС своего потенциала (обучение, гранты, использование различных инструментов для развития потенциала ТОС).

Далее мы более подробно рассмотрим второй аспект социального партнерства.

По нашему мнению, ситуация, складывающаяся в настоящее время в области развития института ТОС в России, является результатом недостаточного уровня развития социального партнерства. Это проявляется в следующем:

-органы власти учат создавать ТОСы, но не учат развивать данные организации;

-председатели ТОС не видят связь между результатами своей деятельности и целями развития территории (не видят свой роли в достижении целей устойчивого развития территории (ЦУР));

-у органов власти есть представление о целях устойчивого развития территории, но эта информация не доносится до органов ТОС;

-у органов ТОС отсутствует финансовая основа для реализации проектов, но органы власти не рассказывают о том, как можно исправить ситуацию, хоть такие возможности есть (социальное предпринимательство, инициативное бюджетирование, краудфандинг);

-у председателей ТОС отсутствуют компетенции в области управления развитием территории, но в рамках действующей образовательной инфраструктуры для представителей данной целевой аудитории не предусмотрено возможности повышения квалификации в области экономики и управления организацией.

Видимым результатом многолетнего опыта преобразований в области территориального общественного самоуправления являются конкретные показатели развития данной сферы. Они противоречивы (табл.).

Таблица

Динамика количества ТОСов в Российской Федерации в разрезе федеральных округов, ед [1].

Округ

Количество ТОС

зарегистрированных органами местного самоуправления

в том числе количество ТОС

в статусе юридического лица

2016

2017

2018

2019

2016

2017

2018

2019

ЦФО

7197

8558

8847

9577

283

197

217

233

ЮФО

8662

8678

9164

8537

1370

1196

1198

849

ПФО

5586

5371

6212

6240

409

515

642

725

ДФО

651

980

2666

3470

29

46

153

134

СФО

2366

3273

1936

2595

199

213

60

249

СЗФО

2425

1703

1955

2332

130

134

144

144

СКФО

226

902

1275

1311

21

13

17

16

УФО

490

776

987

812

54

104

110

87

Всего

27603

30241

33042

34874

2495

2418

2541

2437

С одной стороны, общее количество органов ТОС за период с 2016 г. по 2019 г. увеличилось (на 26,3%). С другой стороны, за этот же период времени уменьшилось количество данных организаций, зарегистрированных в статусе юридического лица (на 2,3%). Одновременно с этим, уменьшилась и доля органов ТОС, зарегистрированных статусе юридического лица: с 9% в 2016 г. до 7% в 2019 г.

Увеличение общего количества органов ТОС в России не влечёт за собой адекватного роста количества данных организаций, зарегистрированных в статусе юридического лица. Более того, доля последних в общем количестве ТОСов стабильно снижается.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что меры, реализуемые государством по развитию института территориального общественного самоуправления, не приносят желаемого результата. В результате предпринимаемых мер у руководителей органов ТОС не возникает стимулов, позволяющих более активно откликаться на инициативы органов власти в области решения задач местного значения.

Проект «Народный университет ТОС» был направлен на создание условий для более активного вовлечения жителей в процессы решения задач местного значения. Он был реализован в 2019-2020 годах Ассоциацией «Лига ТОС» (г.Москва) при финансовой поддержке Фонда президентских грантов.

Целевая аудитория проекта была представлена председателями и активистами ТОС, а также сотрудниками ресурсных центров ТОС.

Проектом предусматривалось совершенствование компетенций и профессионализма председателей ТОС и гражданских активистов в области внедрения целей устойчивого развития территории, а также решения проблем управления развитием территории.

В рамках реализации проекта были проведены 3 региональные сессии в Центральном, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах (Москва, Пермь, Хабаровск). По итогам сессий был создан корпус из 75 тренеров-консультантов ТОС, на которых было возложено обязательство провести обучающие мероприятия для активистов ТОС в своих регионах.

В завершение проекта в Москве была проведена конференция выпускников Народного университета ТОС с участием представителей органов власти и экспертного сообщества для обсуждения результатов внедрения ЦУР в деятельность ТОС применительно к реальным условиям деятельности данных организаций.

В ходе реализации образовательной части проекта со слушателями были проведены теоретические и практические занятия по следующим темам:

-концепция «Цели устойчивого развития ООН» и ее трансформация на уровне государства, региона, города;

-роль органов ТОС в достижении ЦУР территории;

-стратегия как ключевой документ, определяющий направления развития территории, структура стратегии организации на примере ТОС;

-инструменты развития ТОС: как социальное предпринимательство, инициативное бюджетирование, краудфандинг, социальный маркетинг.

Кроме того, в ходе групповой работы слушатели отрабатывали на практике полученную информацию. На основе предварительно полученной информации разрабатывали концепцию своего предпринимательского проекта.

Особенностью данного курса является ориентация на конкретную целевую аудиторию (председатели и активисты ТОС), что отличает его от образовательных мероприятий, предлагающихся в настоящее время для сотрудников некоммерческих организаций (НКО).

Тренинги и семинары, проводимые ресурсными центрами НКО (например, подача отчетности в надзорные органы, фандрайзинг, особенности подачи заявок на гранты), ориентированы на представителей некоммерческого сектора в целом. Безусловно, данные темы актуальны, но они не учитывают особенностей органов ТОС как организаций.

Особенностью ТОС по сравнению с иными НКО является цель деятельности: повышение качества жизни населения территории за счет рационального управления имеющимися ресурсами. Поэтому в образовательных программах для данной целевой группы должны присутствовать компоненты, направленные на подготовку в области управления организацией (социальное предпринимательство, маркетинг в некоммерческой и коммерческой сферах, управление проектами и т.д.).

Что касается содержания курса, то оно представляется адекватным и учитывающим потребности целевой аудитории. По результатам обучения на данном курсе слушатели, во-первых, осознают роль своих организаций в достижении ЦУР территории и, во-вторых, получат базовые знания в области управления развитием организации, которые смогут применить на практике.

Само содержание образовательной программы может корректироваться с учетом потребностей целевой аудитории (или интересов заказчика). Кроме того, данная образовательная программа (при условии наполнения необходимым содержанием) может быть включена в перечень курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки, действующих на базе высших учебных заведений. А обучаться по ней смогут специалисты в области экономики, а также государственного и муниципального управления (например, начинающие социальные предприниматели, председатели ТОС, специалисты местных администраций по работе с органами ТОС).

Реализация образовательных программ по повышению квалификации кадров в области территориального общественного самоуправления создаст для руководителей органов ТОС стимулы для более активного вовлечения в процессы решения задач местного значения. Жители не только осознают свою роль достижении ЦУР территории, но получат необходимые ресурсы – компетенции, финансовые ресурсы – необходимые для реализации социально значимых проектов (предпринимательских и некоммерческих) развития территории

Библиографический список:

Стратегия развития территориального общественного самоуправления в Российской Федерации до 2030 года (проект). Режим доступа: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/24669335/.

Наши Партнеры