О мерах по развитию системы подготовки социальных предпринимателей

Опубликовано в журнале «Вестник ивановского государственного университета. Серия «Экономика». 2019.№3. С.95-99.
 
 
Современный этап развития социального предпринимательства насчитывает немногим более 10 лет (с момента начала активной деятельности фонда «Наше будущее» в 2007 году). Существенной характеристикой данного этапа стал постепенный отход от благотворительной поддержки социально значимых проектов и переход к приоритетной поддержке тех проектов, которые основаны на самоокупаемости и способны генерировать финансовые потоки.
 
Следствием изменившегося подхода стало постепенное развитие сферы социального предпринимательства, направленного на решение (смягчение) тех социальных проблем, которые не могут быть решены в силу ряда факторов ни рынком, ни действующей социальной инфраструктурой.
 
Определённый прогресс в развитии социального предпринимательства, несомненно, есть:  развивается нормативно-правовая база, регулирующая данную сферу, создаются условия для доступа негосударственных организаций на рынок оказания социальных услуг, функционируют институты поддержки социального предпринимательства (например, фонд социальных региональных программ «Наше будущее», Агентство стратегических инициатив  и др.).  Однако необходимо признать, что процесс развития института социального предпринимательства находится на начальном этапе и требуются дальнейшая комплексная и системная работа в этом направлении.
 
Одной из проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, решившие развивать бизнес в сфере социального предпринимательства, является необходимость развития компетенций для успешного управления своими проектами. Это обуславливает необходимость совершенствования на региональном и муниципальном уровнях системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учётом специфики данной сферы (по сравнению с «классическим» предпринимательством, целью которого является максимизация прибыли), также с учётом многообразия направлений социального предпринимательства.
 
Определённые меры по развитию инфраструктуры подготовки и развития компетенций социальных предпринимателей в российской системе образования уже реализуются.
 
Так, на базе ведущих российских вузов и федеральных университетов с недавнего времени запущены программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в данной области:
 

  • Казанский федеральный университет: программа профессиональной переподготовки «Предпринимательская деятельность. Социальное предпринимательство» [1];
  • Северо-Кавказский федеральный университет: «Управление проектами и инновациями в сфере социального предпринимательства и некоммерческого сектора экономики» [2];
  • Высшая школа экономики совместно с фондом «Наше будущее»: Мастер управления в социальном предпринимательстве «Социальные инновации и предпринимательстве» [3];
  • Высшая школа менеджмента (Санкт-Петербургский государственный университет): «Управление проектами в сфере социального предпринимательства» [4];
  • РЭА имени Г.В. Плеханова: «Корпоративное и социальное предпринимательство» [5].

 
Помимо этого,  на базе фонда «Наше будущее» функционирует лаборатория социального предпринимательства, в рамках которой успешные социальные предпринимателями делятся секретами  успеха своих проектов  с желающими развивать свой бизнес в сфере социального предпринимательства.
 
Кроме того, на базе региональных центров инноваций в социальной сфере (ЦИСС) созданы и функционируют школы социального предпринимательства (например, ЦИСС в Омске и Нижнем Новгороде).
 
Уже реализуемые меры в области подготовки социальных предпринимателей свидетельствуют о том,  что государство, решая задачу развития образовательной инфраструктуры социального предпринимательства, привлекает к данному вопросу не только Министерство образования, но и другие профильные структуры (так, ЦИССы в регионах создаются на условиях совместного финансирования указанных организаций из регионального и федерального бюджета). Значительная роль в развитии системы подготовки социальных предпринимателей принадлежит и негосударственным структурам (например, фонд «Наше будущее»).
 
Несмотря на очевидные позитивные моменты, на наш взгляд, в системе подготовки социальных предпринимателей на текущем этапе есть ряд узких мест.
 

  1. Ограниченность регионов, в которых реализуются программы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки социальных предпринимателей на уровне вузов, приводит к тому, что потенциал данного сектора экономики остаётся не задействованным.
  2. Недостаточный уровень проникновения инфраструктуры развития социального предпринимательства в регионы. Так, например, неготовность регионов участвовать в софинансировании расходов на создание и функционирование ЦИСС приводит недостаточному быстрому развитию указанных организаций в регионах (одна из задач данных объектов инфраструктуры заключается в повышении квалификации предпринимателей в области социального предпринимательства).
  3. Недостаточный учёт ниш возможного использования социального предпринимательства и отсутствие программ обучения выявленных целевых групп вопросам социального предпринимательства. Так, например, социальное предпринимательство может быть эффективным инструментом развития института территориального общественного самоуправления         [6, с.294-300; 7, с.133-145; 8, с.82-85]. Территориальные общины являются центром инноваций, которые могут выступить в качестве субъекта предпринимательской деятельности и решать задачи развития своей территории за счёт социального предпринимательства. Однако на муниципальном уровне не создано условий для того, чтобы сотрудники указанных организаций могли повышать квалификацию в области социального предпринимательства.
  4. Стоимость обучения по программам профессиональной переподготовки для социальных предпринимателей представляется чрезмерно высокой. Это резко снижает количество предпринимателей желающих пройти переподготовку по данному направлению. Фактор высокой стоимости также приводит к тому, что учатся по данному направлению только те предприниматели, которые хотят развивать бизнес, требующий значительный объём вложений (например, открытие пансионатов для лиц пожилого возраста). При этом надо помнить, что социальное предпринимательство - это, прежде всего, малый и микробизнес, и руководители данных организаций уже не могут позволить себе обучение по таким программам.
  5. Практически отсутствует государственный или муниципальный заказ на обучение социальных предпринимателей (по аналогии с курсами обучения предпринимателей, заказчиками которых выступают центры занятости населения, иные государственные и муниципальные заказчики).

 
Вышеизложенное обуславливает необходимость дальнейших мер, направленных на развитие системы подготовки социальных предпринимателей.
 

  1.  Разработка на базе региональных учебных заведений программ подготовки и переподготовки специалистов в области социального предпринимательства, учитывающих опыт вузов, уже реализующих подобные программы, а также возможные ниши использования социального предпринимательства в своих регионах.
  2. Реализация учебными организациями такой ценовой политики по программам обучения социальных предпринимателей, которая позволит вовлечь в образовательный процесс максимальное количество предпринимателей с учётом размера их бизнеса и возможных размеров инвестиций.
  3. Использование в ходе образовательного процесса модульной системы обучения, позволяющей учесть потребности и уровень предварительной подготовки всех целевых групп. Модульное обучение позволит слушателю сделать выбор: необходим весь курс обучения или же достаточно изучить один или несколько модулей.
  4. Максимальная практикоориентированность обучения, позволяющая максимально быстро применить на практике полученные знания и получить результат.  В этом смысле весьма перспективным направлением подготовки студентов является возможность подготовки к окончанию обучения не просто собственного проекта в области социального предпринимательства, но и регистрация фирмы с целью его запуска.
  5. Использование в образовательном процессе системы менторства, позволяющего социальному предпринимателю не только снизить издержки при создании запуске проекта, но и оценить предрасположенность предпринимателя к тому или иному виду деятельности.
  6. Развитие на региональном уровне инфраструктуры развития социального предпринимательства, включая такие элементы обучающей инфраструктуры, как центры инноваций в социальной сфере, ресурсные центры, иные окологосударственные и негосударственные элементы инфраструктуры.
  7. Стимулирование развития идей социального предпринимательства во всех секторах, где оно может использоваться и решать конкретные задачи развития выявленных секторов. Содействие развитию обучающей инфраструктуры (дополнение действующих программ обучения программами из сферы социального предпринимательства).
  8. Изыскание возможностей софинансирования обучающей инфраструктуры для социальных предпринимателей из средств муниципального и регионального бюджетов, а также из внебюджетных источников.

 
Предложенные меры должны дополнить комплекс мероприятий, уже реализуемый на государственном, региональном и муниципальном уровнях, быть вписаны в действующие и разрабатываемые программы развития терртрии. Результат их использования придаст дополнительный синергетический эффект в виде развития сферы социального предпринимательства в различных регионах страны.
 
Библиографический список
 

  1. Сайт Казанского (Приволжского) федерального университета. Образовательная программа «Предпринимательская деятельность. Социальное предпринимательство». URL:https://kpfu.ru/portal/docs/F_1014634073/programma.po.soc.predpr_vu.pdf (дата обращения 24.07.2019).
  2. Сайт Северо-Кавказского федерального университета. Образовательная программа «Управление проектами и инновациями в сфере социального предпринимательства и некоммерческого сектора региона». URL: http://www.ncfu.ru/uploads/op_2019/mag/op_38.04.04_Upravlenie-proektami-i-innovaciyami-v-sfere-soc-predprinimatelstva-i-nekommerch-sektora-regiona_2019.pdf (дата обращения 24.07.2019).
  3. Сайт НИУ ВШЭ. Образовательная программа Мастер управления в социальном предпринимательстве «Социальные инновации и предпринимательство» «Мастер управления в социальном предпринимательстве «Социальные инновации и предпринимательство». Мастер управления в социальном предпринимательстве «Социальные инновации и предпринимательство»Мастер управления в социальном предпринимательстве «Социальные инновации и предпринимательство», 2019. 2019. URL:https://busedu.hse.ru/catalog/249796836.html?_r=138051552743683.2567&__t=4450094&__r=OK  (дата обращения 24.07.2019).
  4. Сайт Высшей школы менеджмента при Санкт-Петербургском государственном университете. Образовательная программа «Управление проектами в области социального предпринимательства».URL: https://gsom.spbu.ru/all_news/event2018_10_26/ (дата обращения 24.07.2019).
  5. Сайт РЭУ имени Г.В. Плеханова.  Информация об образовательной программе «Корпоративное и социальное предпринимательство». URL: https://www.rea.ru/ru/org/faculties/mngfak/programms/Pages/2018/mag-korp-i-soc-predprinimatelstvo.aspx (дата обращения: 24.07.2019).
  6. Сафаров С.М. Социальное предпринимательство и социальный маркетинг как инструменты управления развитием территориальных общин // Сборник  Международной  научно – практический  конференции «Развитие образовательных программ подготовки социальных предпринимателей: методология и практика – 2017». М.: Из-во ЭСТАМП, 2017. С.294-300.
  7.  Сафаров С.М. Социальное предпринимательство как инструмент развития региональной экономики (социокультурный подход) // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики: сб. науч. тр. / под ред. Б. Д. Бабаева, Е. Е. Николаевой. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2017. – Вып. 12 (28). С.133-145.
  8. Сафаров С.М. Социальное предпринимательство как ресурс развития территории / Управление городом: теория и практика. 2016. №2. С.82-85.

Наши Партнеры