О мерах поддержки по развитию социального предпринимательства в сфере территориального общественного самоуправления

Опубликовано в журнале «Вестник Ивановского государственного университета». 2020.№2. С.45-50.

На основании опыта реализации образовательных проектов, тенденций развития сферы социального предпринимательства и рынка оказания социальных услуг населения автором делается вывод о возможности развития территориальных сообществ (ТОС) в качестве субъектов социального предпринимательства. Определяются направления деятельности органов власти по развитию социального предпринимательства в сфере территориального общественного самоуправления.

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, социальное предпринимательство.

Тенденции развития сферы социального предпринимательства (СП) и российского рынка оказания социальных услуг населению (с 2016 по 2018 годы объём услуг социальной сферы, переданных на исполнение негосударственным организациям из бюджета регионов РФ, вырос практически в три раза - [6,7]) - вышеуказанное свидетельствует о том, что предпринимательская деятельность может стать важной составляющей деятельности  некоммерческих организаций.

Наш опыт реализации образовательных проектов в интересах органов территориального общественного самоуправления (ТОС, территориальных общин) в Ивановской области [3,4] также свидетельствует о том, что руководители указанных организаций готовы рассматривать СП в качестве одного из направлений своей деятельности. Правда, происходит это достаточно медленными темпами

Так, по итогам проведения в 2013 году на базе регионального Общества «Знание» курса  «Управление проектами» председатели ТОС подготовили ряд некоммерческих проектов, которые получили грант из Фонда Елены и Геннадия Тимченко. Возможность получения новых источников дохода  рассматривалась руководителями указанных организаций только с точки зрения получения субсидий из бюджета на осуществления определённой деятельности на своей территории. В частности, один из органов ТОС зарегистрировал свою организацию в статусе юридического лица в целях получения субсидии из  бюджета на осуществление деятельности по благоустройству своей территории.

По состоянию на 1 января 2018 года количество органов ТОС, зарегистрированных в качестве юридического лица, увеличилось на территории Ивановской области до пяти организаций (для сравнения, всего органов ТОС, зарегистрированных в регионе на данный период времени – 137 организаций - [5, с.97]). Цель получения статуса юридического лица по-прежнему связывается с возможностью получения субсидий.  Возможности осуществления непосредственно предпринимательской деятельности ограничиваются рядом факторов, которые рассматриваются далее.

Значимость предпринимательской деятельности для указанных организаций определяется не только появлением у них собственного источника дохода, но и возможностью более полно реализовывать заложенный потенциал, который в конечном итоге заключается в повышении качества жизни населения в границах конкретной территории.

В целях реализации потенциала органов ТОС в качестве субъектов социального предпринимательства на региональном и муниципальном уровне становится необходимой реализация комплекса мер, предусматривающих, в том числе:

  • развитие информационно-обучающей инфраструктуры;
  • развитие образовательной инфраструктуры;
  • развитие системы финансовой поддержки;
  • повышение информированности населения и бизнеса о деятельности органов ТОС.

Развитие информационно-обучающей инфраструктуры. Отсутствие системности и комплексности  в перечне реализуемых в настоящее время мер  по развитию информационно-обучающей инфраструктуры ТОС приводит к тому, что территориальные общины не могут максимально эффективно реализовать свой потенциал развития.

Органами местного самоуправления оказывается методическая помощь в области создания органов ТОС. Однако заниматься развитием своих организаций руководители должны уже самостоятельно. Однако на муниципальном уровне практически отсутствует система подготовки кадров в этой сфере.

Специалисты органов власти, которые работают с органами ТОС, могут повысить свою квалификацию на  курсах  повышения квалификации, а также в рамках программ профессиональной переподготовки в государственных вузах. Однако руководители и активисты данной возможности лишены в силу ограниченности финансовых ресурсов: органы ТОС не имеют собственных источников доходов, самостоятельно оплачивать обучение в качестве физических лиц население не готово,  а государственного и муниципального заказа в данной сфере, за редким исключением, нет

Повышение квалификации руководителей ТОС осуществляется в основном некоммерческими организациями по результатам участия в грантовых конкурсах. Некоммерческая организация, получившая грант, набирает группу слушателей из числа руководителей территориальных общин и обучает их по специально подготовленным программам (например, такие курсы проводились в Обществе «Знание» Ивановской области в 2012-2014 годах).  Еще одной формой повышения квалификации является участие руководителей ТОС в профильных конференциях и съездах. В рамках данных мероприятий проводятся семинары по различным аспектам деятельности территориальных общин (такие мероприятия проводила, например, АНО «Лига ТОС»).

Общим недостатком образовательных мероприятий, реализуемых некоммерческими организациями, является их несистемность, обусловленная непостоянностью получения грантов.

Развитие информационно-обучающей инфраструктуры в сфере территориального общественно самоуправления должно быть направлено на создание муниципальных (межмуниципальных) ресурсных центров, в которых сотрудники органов ТОС могли бы повысить свою квалификацию. На базе ресурсных центров также следует предусмотреть возможность организации мероприятий (круглые столы, конференции, слёты), в рамках которых территориальные общины могли бы обсуждать проблемные вопросы своей работы и делиться позитивным опытом их решения. Такие ресурсные центры могут быть созданы на базе уже действующих ресурсных центров НКО (в виде отдельных направлений работы), а также на базе тех некоммерческих организаций, которые уже продолжительное время реализуют проекты в интересах органов ТОС.

Развитие образовательной инфраструктуры.  В ведущих российских вузах (СКФУ, КФУ, РЭУ имени Г.В. Плеханова, НИУ ВШЭ, Высшая школа менеджмента при СПбГУ-[8-12]) и крупнейших российских городах (Москва, Санкт-Петербург, Казань) уже реализуются программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации в сфере СП. Необходимо распространить эту практику на максимально большое количество регионов.

В разрабатываемых и реализуемых учебных программах необходимо выделить сферу ТОС как потенциальное поле развития сферы СП, приглашать  руководителей и активистов ТОС на образовательные мероприятия, стимулировать их к обучению. Немаловажным вопросом становится определение стоимости обучения, приемлемой для большинства представителей целевой аудитории.

Так как органы ТОС являются некоммерческими организациями и практически не имеют собственных  источников дохода, то на первом этапе целесообразно создать систему государственного заказа на подготовку социальных предпринимателей из представителей некоммерческих организаций (по аналогии с тем, как сейчас проходит обучение председателей товариществ собственников жилья в ряде российских регионов, например, в Калужской области [14]).

Развитие системы финансовой поддержки. Финансовая поддержка органов ТОС в части обучения и повышения квалификации осуществляется в форме грантов, выделяемых на конкурсной основе. Грантодателями (или Заказчиками) при этом выступают благотворительные фонды и иные грантодатели (например, фонд президентских грантов), но не органы местного самоуправления. Отсутствие постоянного финансирования (не всегда получается выиграть конкурс) значительно снижает эффективность реализуемых мероприятий по развитию органов ТОС.  В действующих ведомственных региональных и муниципальных программах развития территориального общественного самоуправления, к сожалению, образовательной компоненты зачастую не предусмотрено вообще, либо отсутствует финансирование данной статьи расходов [13,15].

Поэтому необходимым шагом представляется не просто разработка государственных программ регионального уровня, направленных на развитие института территориального общественного самоуправления, но и включение в их состав мероприятий по поддержке органов ТОС (например, мероприятия по подготовке и развитию управленческих кадров, проведение конференций, круглых столов, слётов, и т.д.).

Повышение информированности населения и бизнеса о деятельности органов ТОС.  Согласно данным НИУ ВШЭ [1], если органы власти хорошо информированы о деятельности ТОС и представляют себе возможности данных организаций, то население и бизнес, напротив, мало информированы о потенциале органов ТОС.

Поэтому необходимой становится реализация мер, направленная на повышение степени информированности населения и бизнеса о возможностях органов ТОС.

Повышение степени информированности позволит органам ТОС поближе познакомиться с предпринимателями, работающими на их территории, решать вопросы привлечения финансирования на реализацию проектов в сфере СП. В настоящее время наблюдается тенденция к развитию такого инструмента финансирования проектов, как инициативное бюджетирование [2]. Это способ финансирования проектов развития территории, при котором объединяются ресурсы НКО, бизнеса и муниципального бюджета. Такой способ финансирования проектов позволяет органам местного самоуправления сэкономить до 20 процентов стоимости проекта (около 5% средств выделяют НКО, около 15% - бизнес, работающий на территории реализации проекта). ТОСы, хоть и являются формой НКО, пока редко используют такой способ финансирования проектов. А это может быть хорошим способом запуска предпринимательского проекта (инвестор в данном случае не просто жертвует определённую сумму, а вкладывает в развитие проекта и имеет возможность вернуть вложенные средства, а, может быть, и заработать).

Кроме того, объединение финансовых ресурсов из различных источников позволит органам ТОС претендовать на получение беспроцентных займов на развитие бизнес-проектов в области социального предпринимательства. Такие займы выдаются Фондом региональных социальных программ «Наше будущее», который уже более 12 лет занимается продвижением идей социального предпринимательства на территории России.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что развитие СП является одним из трендов развития современной российской экономики. Особая роль в развитии сферы СП отводится организациям негосударственного сектора и социально ориентированным некоммерческим организациям (СО НКО).

Органы ТОС готовы рассматривать СП в качестве одного из направлений своей деятельности, так оно отвечает цели создания данных организаций – повышение качества жизни граждан в границах своей территории. Однако в силу ряда факторов руководители территориальных общин не готовы самостоятельно развивать предпринимательские проекты.

Поэтому со стороны органов исполнительной власти регионального уровня, а также органов местного самоуправления необходимой становится реализация комплекса мер, направленных на развитие СП в сфере территориального общественного самоуправления.

Социально-экономический эффект от реализации предлагаемого комплекса мер в среднесрочной перспективе проявится в:

  • появлении у органов ТОС дополнительного самостоятельного источника дохода, с помощью которого они смогут самостоятельно решать задачи развития своей территории;
  • снижении уровня зависимости указанных организаций от внешних источников финансирования;
  • создании новых рабочих мест в сфере малого бизнеса, включая рабочие места для социально незащищённых групп населения.

В долгосрочном периоде социально-экономический эффект проявится в улучшении качества жизни вследствие удовлетворения потребностей граждан в социальных услугах. Повысится уровень инвестиционной привлекательности локальных территорий и муниципального образования в целом.

В свою очередь, появление у социально незащищённых групп населения дополнительного небольшого источника (сфера СП предполагает создание  новых рабочих мест, в том числе и для этой категории граждан) позволит избежать значительного роста уровня социальной напряжённости среди населения в период экономического спада.

Библиографический список

 

  1. Майорова О.В.           Спенсер С.Б., Суслова С.В., Божья-Воля А.А., Шварцзайд Е.Р. Оценка деятельности организаций территориального общественного самоуправления: результаты мониторинга. Материалы ВШЭ к Первому Съезду ТОС России. Москва, 2016.
  2. Решение Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва №88/8 от 05 февраля О рекомендациях Комитета Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления по итогам «круглого стола» на тему: «Инициативное бюджетирование как механизм поддержки местных инициатив и участия населения в решении вопросов местного значения». Режим доступа: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/upload/site28/Reshkom_88.8_(s_rekomendaciyami).pdf   (дата обращения: 15.02.2020).
  3. Сафаров С.М. Социальное предпринимательство и социальный маркетинг как инструменты управления развитием территориальных общин // Сборник Международной научно – практической конференции «Развитие образовательных программ подготовки социальных предпринимателей: методология и практика – 2017». М., ЭСТАМ, 2017. С.294-300.
  4. Сафаров С.М. Социальное предпринимательство как инструмент развития региональной экономики (социокультурный подход) // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики: сб. науч. тр. / под ред. Б. Д. Бабаева, Е. Е. Николаевой. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2017. – Вып. 12 (28). С.133-145.
  5. Шугрина Е. С., Иванова К. А. О состоянии территориального общественного самоуправления в Российской Федерации (к 30-летию первых российских ТОС). Спецдоклад. — М: Изд‐во «Проспект», 2018. — 160 с. Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1UfsFTAv6pCo5H_Trp9uULe2Yqa2xsawa/view (обращения: 01.03.2020).
  6. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Режим доступа: http://nko.economy.gov.ru/PortalNews/Read/3833  (дата обращения: 15.02.2020).
  7. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Режим доступа: http://nko.economy.gov.ru/PortalNews/Read/5042?fbclid=IwAR0T4KQKxEHO3GxT8YpNUUAI6Yb_XPFS9HRXmH8xChitzWOakOShcFfPTUo  (дата обращения: 15.02.2020).
  8. Сайт Казанского (Приволжского) федерального университета. Образовательная программа «Предпринимательская деятельность. Социальное предпринимательство». Режим доступа: https://kpfu.ru/portal/docs/F_1014634073/programma.po.soc.predpr_vu.pdf   (дата обращения: 01.03.2020).
  9. Сайт Северо-Кавказского федерального университета. Образовательная программа «Управление проектами и инновациями в сфере социального предпринимательства и некоммерческого сектора региона». Режим доступа: http://www.ncfu.ru/uploads/op_2019/mag/op_38.04.04_Upravlenie-proektami-i-innovaciyami-v-sfere-soc-predprinimatelstva-i-nekommerch-sektora-regiona_2019.pdf  (дата обращения: 01.03.2020).
  10. Сайт НИУ ВШЭ. Образовательная программа Мастер управления в социальном предпринимательстве «Социальные инновации и предпринимательство». Режим доступа:   https://busedu.hse.ru/catalog/249796836.html?_r=138051552743683.2567&__t=4450094&__r=OK   (дата обращения: 01.03.2020).
  11. Сайт Высшей школы менеджмента при Санкт-Петербургском государственном университете. Образовательная программа «Управление проектами в области социального предпринимательства». Режим доступа: https://gsom.spbu.ru/all_news/event2018_10_26/  (дата обращения: 01.03.2020).
  12. Сайт РЭУ имени Г.В. Плеханова.  Информация об образовательной программе «Корпоративное и социальное предпринимательство». Режим доступа:https://www.rea.ru/ru/org/faculties/mngfak/programms/Pages/2018/mag-korp-i-soc-predprinimatelstvo.aspx  (дата обращения: 01.03.2020).
  13. Постановление городской Управы города Калуги от 20 января 2020 года №8-п «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования «Город Калуга» «Гражданская инициатива» на 2020-2025 годы. Режим доступа: https://www.kaluga-gov.ru/?q=taxonomy/term/621&page=1 (дата обращения: 01.03.2020).
  14. Постановление Правительства Калужской области от 31.01.2019 N 52 "Об утверждении государственной программы Калужской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Калужской области" на 2019-2024 годы. Режим доступа: http://admoblkaluga.ru/sub/stroy/gosprograms.php (дата обращения: 01.03.2020).
  15. Распоряжение руководителя администрации губернатора Калужской области от 16 августа 2019 года №163-ра «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие территориального общественного самоуправления в Калужской области» на 2020-2021годы. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/561549603 (дата обращения: 01.03.2020).

Наши Партнеры