Органы ТОС как субъекты процесса стратегического планирования на муниципальном уровне (часть 2)

Образовательная составляющая

 

Уровень развития образовательной инфраструктуры является одним из факторов, влияющих на эффективность процессов стратегического планирования. Люди, которых привлекают к разработке документов стратегического характера (в данном случае мы имеем ввиду председателей ТОС как представителей общественности), должны иметь базовые знания в этой области, также постоянно повышать квалификацию в вопросах управления развитием территории.

Тему развития образовательной инфраструктуры в сфере ТОС рассмотрим с двух сторон:

  •     уровень развития информационно-обучающей инфраструктуры;
  •     содержание образовательных программ.

Уровень развития информационно-обучающей инфраструктуры

Систему подготовки и переподготовки кадров в сфере ТОС на региональном уровне составляют следующие организации:

  •     профильные отделы органов местного самоуправления, в чьи задачи входит работа с органами ТОС;
  •     образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров в области государственного и муниципального управления;
  •     негосударственные (частные или некоммерческие организации, оказывающие образовательные услуги по повышению квалификации кадров в сфере ТОС;
  •     ресурсные центры, осуществляющие повышение квалификации сотрудников НКО;
  •     муниципальные и региональные органы власти, размещающие муниципальный (государственный) заказ на оказание образовательных услуг в области повышения квалификации председателей ТОС.

Функция обучения председателей ТОС стороны профильных отделов муниципальных Администраций сводится к тому, что заинтересованных людей учат создавать ТОСы, а также информируют их о последних изменениях в законодательстве, регулирующем данную сферу.  

Специалисты органов местного самоуправления, работающие с ТОСами, могут пройти курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки на базе вузов, реализующих образовательные программы в области государственного и муниципального управления. Однако председатели ТОС этого сделать не могут в силу того, что ТОСы не имеют собственного источника дохода, а уровень дохода руководителей ТОС не позволяет им повышать квалификацию на платной основе.

Задача повышения квалификации руководителей органов ТОС частично решается негосударственными организациями, оказывающими образовательные услуги в данной сфере. Реализация образовательных мероприятий осуществляется за счёт муниципального (регионального) бюджета по результатам участия в грантовых конкурсах. Конкурсная основа реализуемых мероприятий не позволяет получить сколь-либо значимого социального эффекта вследствие нерегулярности их проведения.

Определённый вклад в решение задачи повышения квалификации кадров сферы ТОС вносят такие профильные ассоциации как, например, АНО «Лига ТОС» (сайт АНО «Лига ТОС», 2021). В рамках проводимых профильных мероприятий (слёты, съезды, конференции) участникам предоставляется возможность посетить семинары, тренинги, мастер-классы по интересующим их вопросам, получить актуальную информацию или отработать определённые навыки. Однако данные мероприятия также проводятся на средства выделяемых грантов, что отражается на регулярности их проведения.

Наибольший вклад в развитие института ТОС могло бы оказать финансирование обучающих мероприятий в рамках профильных (ведомственных) целевых программ регионального или муниципального уровней. Однако на практике такое встречается достаточно редко. Одним из регионов, где обучение руководителей органов ТОС осуществляется за счёт бюджетных средств, является Архангельская область (Постановление Правительства Архангельской, 2013). В некоторых регионах (например, Калужская область) разработаны профильные (ведомственные) целевые программы в области развития территориального общественного самоуправления (Распоряжение Администрации Калужской, 2020), однако средств на обучение в них не выделено. Те образовательные мероприятия, реализация которых предусмотрена в данных документах, являются частью текущей работы, выделение отдельных средств на которую не предполагается.

Ресурсные центры, в свою очередь, проводят повышение квалификации сотрудников НКО в целом. При этом реализуется узкий перечень образовательных мероприятий, который не вполне отвечает потребностям органов ТОС.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о недостаточном уровне развития на сегодняшний день информационно-обучающей инфраструктуры в сфере ТОС. На региональном и муниципальном уровне требуется реализация комплекса мер, направленных на формирование постоянно действующей образовательной инфраструктуры ТОС с необходимым уровнем финансовой поддержки.

 

Содержание образовательных программ

 

Значительная роль в системе подготовки кадров в сфере территориального общественного самоуправления отводится содержанию образовательных программ, необходимых для освоения руководителями органов ТОС в рамках курсов краткосрочного повышения квалификации. Важность управленческой подготовки для руководителей органов ТОС обусловлена тем, что ключевые субъекты стратегического планирования не просто участвуют в разработке документов, но и принимают участие в реализации предлагаемых решений. А это требует наличия определенной ресурсной базы (внутренние источники дохода, компетенции), которая может быть воплощена в софинансировании предлагаемых решений.

В настоящее время органы ТОС рассматриваются государством в качестве обычных некоммерческих организаций. Это определённым образом сказывается на характере мероприятий, реализуемых органами власти в целях развития института ТОС. Касается это и мероприятий в области обучения руководителей данных организаций.

Органы власти не отличают органы ТОС от иных НКО, и поэтому содержание образовательных мероприятий для указанных организаций практически не отличается от тех мероприятий, которые проводятся в целом для НКО.

Для НКО обучающие мероприятия проводятся на базе ресурсных центров и иных государственных учреждений. В числе мероприятий, которые могут быть интересными для органов ТОС, можно выделить семинары по подготовке бухгалтерской отчетности (для ТОС, зарегистрированных в статусе юридического лица), фандрайзингу, а также по подготовке заявок на грантовые конкурсы. Безусловно, вышеуказанные курсы важны для всех НКО. Однако они не учитывают особенностей органов ТОС.

Особенностью органов ТОС по сравнению с иными НКО является, прежде всего, их предназначение – управление развитием территории в целях повышения качества жизни населения, проживающего в ее границах. Следовательно, в программах повышения квалификации руководителей указанных организаций обязательно должны присутствовать компоненты, способствующие развитию компетенций в области управления организацией (менеджмент, экономика, маркетинг (социальный маркетинг), право, управление проектами и т.д.). Однако почти ничего из вышеперечисленного в предлагаемых программах повышения квалификации нет.  

Необходимым также представляется выделить обусловленность уровня вовлеченности органов ТОС в процессы принятия управленческих решений влиянием такого фактора, как осознание результатов своей деятельности в контексте достижения целей устойчивого развития территории (муниципального образования в целом, региона).

У органов государственной власти регионального уровня и органов местного самоуправления представление о целях устойчивого развития территории сформулировано в виде определенных целей социально-экономического развития, которые зафиксированы в Стратегии развития территории и иных документах. Однако органы власти не проводят в интересах органов ТОС семинары на тему целей устойчивого развития ООН, целей устойчивого развития региона и муниципального образования, роли ТОС в достижении поставленных целей. Такие мероприятия, если и проводятся, то силами НКО в интересах таких же организаций.

Результатом нечеткого осознания руководителями органами ТОС своей роли в достижении целей устойчивого развития территории является низкая степень вовлеченности указанных организаций в процесс принятия управленческих решений в области развития территории, дефицит проектов, которые бы решали реальные социальные проблемы конкретных территорий.

Текущее состояние составляющих инфраструктуры стратегического планирования в области территориального общественного самоуправления свидетельствует о наличии ряда проблем, которые не только тормозят развитие института ТОС, но и создают проблемы для качественной разработки и реализации муниципальных стратегий.

В связи с этим, целесообразной представляется реализация комплекса мер, направленных на развитие системы стратегического планирования применительно к институту ТОС.

На федеральном уровне необходимо скорейшее принятие Стратегии развития территориального общественного самоуправления до 2030 года, в которой зафиксированы ключевые направления развития данной сферы на ближайшее десятилетие. Основные положения данного документа должны войти в Основы государственной политики в области местного самоуправления (данный документ должен быть разработан, согласно поручению Президента Российской Федерации, до 1 октября 2021 года).

Кроме того, предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ в части наделения регионов полномочиями по поддержке ТОС.

Что касается возможных мер, реализуемых на региональном уровне, то в их числе можно выделить:  

  •     закрепление в структуре органов власти регионального уровня подразделения, ответственного за развитие сферы ТОС (в ряде регионов функционал по развитию ТОС распределен между общественными организациями, не имеющими властных полномочий и бюджета; роль структурного подразделения регионального правительства не вполне ясная);
  •     разработка на региональном уровне документов (стратегий, концепций, программ), определяющих направления развития института ТОС на долгосрочную и среднесрочную перспективу;
  •     развитие информационно-обучающей инфраструктуры ТОС, позволяющей органам ТОС в наиболее полной форме реализовать имеющийся потенциал развития (включая предпринимательский).

Реализация данных рекомендаций позволит вывести процессы вовлечения жителей по принятию управленческих решений через систему ТОС на качественно новый уровень развития.

В регионах будет создана система управления развитием института ТОС.  

Закрепление функций по развитию ТОС за центральным исполнительным органом государственной власти регионального уровня позволит создать единый центр принятия решений, сбалансировать работу иных организаций, работающих в данной сфере, повысить общую эффективность работы и степень открытости перед жителями.

Развитие образовательной инфраструктуры позволит создать условия для активизации процессов самоорганизации жителей и роста степени вовлеченности в решение вопросов местного значения. В результате повышения квалификации жители получат знания, необходимые для реализации проектов развития территории.

Осознание органами ТОС своей роли в достижении целей развития территории позволит председателям ТОС более активно заниматься развитием своих организаций, принимать участие в решении задач местного значения.

Реализация предпринимательского потенциала позволит органам ТОС получить небольшой стабильный источник дохода и, тем самым, создаст дополнительные стимулы для их вовлечения в проекты развития территории.

А программная основа реализуемых мероприятий позволит получить качественный долгосрочный социально-экономический эффект.

Ссылки

Жихаревич Б. С., 2020. Риски и угрозы в стратегиях российских регионов // Региональная экономика. Юг России. Т.8, №4. С.19–29. DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2020.4.2  

Жихаревич Б. С., Прибышин Т. К., 2016. Муниципальное стратегическое планирование в России между кризисами // Известия Русского географического общества. Т. 148, № 3. С. 1–13.  

Жихаревич Б. С., Прибышин Т. К., 2013. Распространение практики стратегического планирования в городах России: 1997–2013 гг. // Известия Русского географического общества. Т. 145, № 6. С. 1–10.  

Корчак. Е. А. Роль местных сообществ в достижении устойчивого территориального развития [Электронный ресурс] // Корчак. Е. А // Региональная экономика и управление. 2020. №4(64). URL: https://eee-region.ru/article/6411/ (дата обращения: 11.01.2021). 

Красникова Т. С., Марача В. Г., 2018. Проблемы вовлечения общественности в процесс стратегического планирования в России: являются ли цифровые технологии выходом? // Региональная экономика. Юг России. Т.7. №1. С.101-109. DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2018.1.9 

Марача В. Г. Региональное стратегирование как метод повышения эффективности государственного управления региональным развитием в Российской Федерации // Труды ИСА РАН. 2008. Т.34. С.179-214 

Медоуз Д. и др. Пределы роста. Пер. с англ.; Предисл. ГА. Ягодина. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 208 с. [Электронный ресурс].  URL: https://drive.google.com/file/d/0B94jiYiyxxDHckthb1RxOVN2TVE/view (дата обращения 20.01.2021). 

Митрофанова И. В., Авксентьев В. А., Сущий С. Я., 2020. О необходимости совершенствования основ государственного стратегического планирования в РФ // Региональная экономика. Юг России. Т. 8, № 2. C. 44–55. DOI: https://doi.https://doi.org/10.15688/re.volsu.2019.3.2org/10.15688/re.volsu.2020.2.5 (дата обращения: 13.01.2021). 

Постановление Правительства Архангельской области от 8 октября 2013 года N 464-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Развитие местного самоуправления в Архангельской области и государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (2014 – 2021 годы)», 2014. URL: http://docs.cntd.ru/document/462604787 (дата обращения: 01.02.2021). 

Прибышин Т. К., Жихаревич Б. С., 2020. «Города-стратеги» на современной карте России // Региональная экономика. Юг России. Т.8, №1. С.16–25. DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2020.1.2 (дата обращения: 03.02.2021). 

Приказ Минрегиона России от 27 февраля 2007 года № 14 «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=390023#06199683992018428 (дата обращения: 14.02.2021). 

Распоряжение Администрации Калужской области от 16 августа 2019 года «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие территориального общественного самоуправления в Калужской области»». 2019. URL: http://docs.cntd.ru/document/561549603 (дата обращения: 02.02.2021). 

Сайт центра компетенций по взаимодействию с международными организациями ВШЭ.  Территориальный подход к реализации целей в области устойчивого развития. URL: https://globalcentre.hse.ru/news/339967265.html (дата обращения: 01.02.2020). 

Смирнова О. О., Митрофанова И. В., 2019. Сбалансированность стратегического планирования в России: о системности подходов к документам, программам и проектам // Региональная экономика. Юг России. Т. 7, № 3. С. 14–24.DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2019.3.2 (дата обращения: 19.01.2021). 

Стратегия развития территориального общественного самоуправления в Российской Федерации до 2030 года (проект). URL: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/24669335/ (дата обращения: 18.01.201). 

Указ Президента РФ № 536 от 12 мая 2009 г. «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации», 2009. URL: https://r-19.ru/upload/ iblock/b9f/kontseptualnye-osnovy-formirovaniya sostemy-dokumentov-strategicheskogo-planirovaniya.pdf   (дата обращения: 17.01.2021).    

Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ, 2014. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/   (дата обращения: 15.01.2021). 

Форрестер Дж. Мировая динамика. – М.: АСТ, 2003. – 384 с.

Наши Партнеры