Потенциал маркетинга в социальном предпринимательстве (на примере территориальных общин)

Сафаров С.М.

Директор ООО «СИНЕРГИЯ»

 

Опубликовано в «Мир социального предпринимательства» Бюллетень.№12. 2019.

 

Организации территориального общественного самоуправления (ТОСы или территориальные общины) представляют собой форму самоорганизации граждан по месту жительства, созданную в целях самостоятельного и под свою ответственность решения задач развития своей территории. Это некоммерческие организации, не имеющие собственных постоянных источников дохода. Финансирование деятельности указанных организаций осуществляется из внешних источников. Обычно это гранты, получаемые из местного (регионального) бюджета, также от благотворительных фондов на конкурсной основе. Ещё одним источником дохода являются средства, выделяемые из муниципального бюджета на реализацию мероприятий ТОСов (проведение праздников и субботников).

Недостатком существующих способов финансирования деятельности территориальных общин является непостоянство (не всегда получается выиграть конкурс и получить грант), а также риск уменьшения финансирования из местного бюджета.

Указанные недостатки приводят к необходимости поиска новых инструментов управления, которые позволят не только получить более-менее постоянный источник дохода, но и успешно решать задачи улучшения качества жизни населения в границах своей территории – те задачи,ради решения которых они и были созданы.

К числу таких инструментов относятся социальное предпринимательство и социальный маркетинг.

Социальное предпринимательство как вид деятельности находится на стыке между бизнесом и благотворительностью. Конечной целью социального предпринимательства является решение либо смягчение проблем определённой территории или определённых целевых групп (например, лица пенсионного возраста, лица с ограниченными возможностями по здоровью).

Как могут территориальные общины использовать возможности социального предпринимательства в своих интересах? Ответ заключается в следующем. В соответствии с законодательством, ТОСы могут заниматься предпринимательской деятельностью, не противоречащей основной цели деятельности данных организаций. А поскольку основной целью территориальных общин является улучшение качества жизни населения в собственных границах, вполне естественно, что возможные направления предпринимательской деятельности для указанных организаций связаны с удовлетворение социально-бытовых, социально-медицинских, социально-культурных потребностей населения. Иными словами, это направления деятельности, которые относятся и к социальному предпринимательству.

В силу своей максимальной приближённости к населению, ТОСы способны быстрее выявить те проблемы территории, на которые органы местного самоуправления либо раньше не обращали внимания, либо не имеют средств в бюджете для их решения.  Обнаружив неудовлетворённые потребности, ТОСы могут за счёт объединения ресурсов предложить населению, проживающему на своей территории, конкретную услугу, которая поможет решить выявленные проблемы (стоимость услуг или товара будет при этом ниже рыночной).

В качестве иллюстрации приведем следующий пример. В городе Иваново была выявлена потребность, которая исходила из следующей проблемной ситуации: родители в силу занятости не могут забрать из школы детей младшего школьного возраста, что влечёт за собой ряд проблем для детей (опасность идти домой одному, своевременная подготовка к школе ит.д.). В связи с этим был запущен социальный проект с перспективой коммерциализации под названием «Бюро бабушкиных услуг». Данный проект предполагает, что профессиональные педагоги, находящиеся на пенсии, будут оказывать услуги родителям детей младшего школьного возраста (услуги няни, репетитора)за определённую плату. Этот проект можно отнести к сфере социального предпринимательства. К предпринимательским проектам он относится по той причине,  что осуществляется на возмездной основе. А социальность проекта определяется тем, что он охватывает лиц пенсионного возраста (учителей, которые только недавно вышли на пенсию), которые хотят как можно дольше сохранить активную социальную жизнь, готовы передать имеющиеся знания и опыт младшему поколению (учащимся младшего школьного возраста).(см. сайт школы №26 г.Иваново http://school26.ivedu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=297&Itemid=115)

Это только один из возможных вариантов социального предпринимательства, которым могут заниматься территориальные общины, учитывая такие особенности данных организаций, как масштабы территории, количество сотрудников, необходимость финансовых вложений для запуска проекта. Возможными вариантами предпринимательской деятельности являются также: предоставление услуг сиделки и няни для людей с ограничениями по здоровью, доставка продуктов и лекарственных средств на дом, оказание различных бытовых услуг (например, уборка квартиры).

Важной составляющей успеха социального предпринимательства является социальный маркетинг. Под социальным маркетингом понимается комплекс мер, направленных на изменение поведения целевой группы в желаемом для предпринимателя направлении. Так как процесс изменения поведения небыстрый, то предпринимателю необходимо понимать, что эффект от проводимых мероприятий не проявится сразу, над ним необходимо долго и кропотливо работать

Роль социального маркетинга заключается в поиске неудовлетворенных социальных потребностей населения в границах конкретной территории, а также постепенном формировании у целевой аудитории позитивного отношения к тем товарам и услугам, которые закроют данные потребности (даже если это потребует дополнительных расходов).

Кроме того, использование социального маркетинга позволяет повысить ТОСам эффективность текущей работы, связанную с реализацией некоммерческих проектов. Речь идет о расширении перечня реализуемых проектов, расширения целевой аудитории проектов (увеличении численности уже выбранной целевой аудитории, а также вовлечении в проект новой целевой аудитории, например, людей другого поколения).

Наши Партнеры