Развитие кадрового потенциала ТОС как фактор эффективного развития института территориального общественного самоуправления

С.М. Сафаров Директор ООО «СИНЕРГИЯ»

Кандидат экономических наук

Опубликовано в журнале «Управление городом: теория и практика».- 2016.-№1(20).-С.92-95.

В статье рассматривается социокультурный подход к управлению развитием кадрового потенциала в сфере территориального общественного самоуправления.

Ключевые слова: ТОС, управление проектами, социальное предпринимательство.

Territorial self-government Staff potential development as a factor of development of this institution

The paper is devoted to problem of socio-cultural approach in the sphere of Territorial self-government Staff potential development

Key wards: Territorial self-government, project management, socio-oriented business
 

Одним из факторов, определяющих эффективность реализации потенциала, заложенного в институте территориального общественного самоуправления (ТОС), является кадровый потенциал данной сферы.

Проблема развития кадрового потенциала в сфере территориального общественного самоуправления достаточно актуальна. Уровень подготовки управленческих кадров в данной сфере (наряду с иными факторами) определяет эффективность решаемых задач, направленных на улучшение качества жизни местного сообщества (граждан, проживающих в границах конкретных городских или сельских территорий), что в конечном счете оказывает влияние на уровень социально-экономического развития конкретного территориального образования.

Сущность феномена территориального общественного самоуправления (самостоятельное и под свою ответственность решение задач развития территории совместного проживания), а также актуальность вопроса развития кадрового потенциала сферы ТОС вызывает необходимость его изучения с позиции социокультурной концепции менеджмента (СККМ)*

В рамках данной концепции устойчивое развитие социально-экономической системы (государство, регион, город, организация) становится возможным в результате совместного развития на принципах саморазвития ее подсистем. Эффективность взаимодействия подсистем при этом обусловлена уровнем близости интересов, а также уровнем доверия между субъектами взаимодействия.

Ключевым субъектами взаимодействия в сфере ТОС являются бизнес (частные инвестиции), органы власти (создание условий, развитие инструментов, реализация механизмов развития института ТОС), а также организации, представляющие интересы жителей на местах (собственно ТОСы). В данной статье мы уделим внимание последним двум субъектам взаимодействия, точнее вопросу развития их кадрового потенциала. Сперва рассмотрим проблемы, препятствующие эффективной работе данных субъектов, а затем определим возможный путь решения указанных проблем за счет реализации образовательных мероприятий

Одним из ключевых субъектов взаимодействия в системе ТОС являются органы местного самоуправления, а именно структурные подразделения Администраций, в чьи задачи входит работа непосредственно с гражданами на подконтрольных территориях. Основной задачей данных подразделений является ускорение процессов решения социальных и экономических проблем территории за счет более тесного контакта с населением на подконтрольной территории. Например, в Калуге эти задачи решает Управление по работе с населением на территориях и его сотрудники (представители Городского Головы); в Иванове для решения этих задач создан Отдел по организационной работе с населением.

Одним из ключевых факторов, определяющих эффективность выполнения поставленных задач данными специалистами, является уровень их квалификации. Как показывает практика данные специалисты (не руководители) в большинстве случаев не имеют профильного образования. При принятии на работу с ними проводится первичное обучение, а далее они повышают свою квалификацию самостоятельно. Многообразие и разнохарактерность задач, решаемых данными специалистами, приводят к тому, что, не имея специальной подготовки, сотрудники вынуждены работать самостоятельно в многозадачном режиме. Это может негативно на результативности выполнения поставленных задач, снизить мотивацию к дальнейшей работе на данной должности.

В свою очередь, второй субъект взаимодействия в системе ТОС – непосредственно ТОСы - также сталкиваются с рядом кадровых проблем.

Во-первых, недостаток (или отсутствие) должного уровня управленческой подготовки у действующих руководителей и активистов ТОС. В большинстве своем это люди пенсионного возраста, которые имеют активную жизненную позицию и реально хотят изменить к лучшему территорию микрорайона своего проживания. Однако практически ни у кого из них нет экономического, юридического, управленческого образования. Невысокий уровень профессиональной подготовки значительно снижает эффективность их работы, не дает возможности полностью раскрыть потенциал развития своих организаций.

Во-вторых, отсутствие на муниципальном уровне системы подготовки и переподготовки управленческих кадров в этой сфере. Если муниципальные служащие могут повысить свою квалификацию посредством прохождения краткосрочного (тренинги и семинары за счет средств бюджета или самостоятельно) либо долгосрочного обучения (например, обучение на курсах в РАНХиГС), то у председателей ТОС такая возможность отсутствует (по причинам экономического характера и отсутствия обучающей инфраструктуры на муниципальном уровне).

В большинстве случаев органы местного самоуправления оказывают помощь в создании ТОС и его юридическом оформлении. Однако организацию мало создать, ее надо еще и развивать. Лишь в очень немногих регионах развивается образовательная инфраструктура в сфере территориального общественного самоуправления.

Например, в Архангельской и Ивановской областях, в Пермском крае последние несколько лет проводятся курсы по повышению квалификации активистов ТОС. В этих регионах уже выделились наиболее активные руководители ТОС, которые заинтересованы в постоянном повышении своей квалификации. Однако общим недостатком реализуемых мероприятий является недостаток финансирования (обучение проводится в рамках выделяемых грантов, а также в рамках реализации государственных программ). В силу эпизодического финансирования и проведения подобных мероприятий значительно снижается их эффективность (на каком бы высоком уровне их не проводить)

Итак, общим недостатком в системе подготовки управленческих кадров в сфере ТОС для муниципальных служащих и руководителей ТОС является:

  • недостаточный уровень квалификации действующих руководителей ТОС и сотрудников структурных подразделений органов власти, ответственных на проведение работы с населением на подконтрольных территориях;
  • недостаточная развитость системы подготовки и переподготовки управленческих кадров в сфере ТОС;
  • недостаточная развитость информационно-образовательной инфраструктуры на муниципальном уровне;
  • недостаточность образовательных программ по развития кадрового потенциала сферы ТОС, что негативно отражается на результатах работы и муниципальных служащих, и самих ТОСов

Вышеперечисленные факторы являются существенным препятствием для успешного развития института территориального самоуправления, не позволяют ТОСам наиболее полно реализовать свой потенциал (улучшение качества жизни граждан на принципах самоорганизации ключевых субъектов, находящихся на территории).

  • Возможными направлениями деятельности органов власти в целях развития кадрового потенциала сферы ТОС являются:
  • развитие инфраструктуры в сфере ТОС (создание в регионе сети учебных центров, консультационных центров, объединенных единой информационной системой);
  • создание системы подготовки и переподготовки управленческих кадров в сфере ТОС (и для муниципальных служащих, и для активы ТОСов);
  • расширение перечня образовательных программ в целях более полной и комплексной подготовки всех заинтересованных сторон, работающих в данной сфере.

По нашему мнению, актуальным направлением повышения квалификации управленческих кадров в сфере ТОС является курс «Управление проектами» (и для муниципальных служащих, и для руководителей ТОС).

  • Владение основами проектного управления позволит муниципальным служащим:
  • выделить выполняемую работу в отдельные самостоятельные проекты;
  • оценить временные затраты на выполнение проекта;
  • оценить ресурсы для выполнения проекта (собственные силы, привлечение ресурсов с подконтрольной территории – бизнес, актив дома, депутаты и т.д.);
  • распределить полномочия в ходе выполнения проекта между его участниками;
  • повысить результативность своей работы в целом (за счет концентрации усилий на определенной части проекта, экономии времени и т.д.).\

В свою очередь, владение основами проектного управления, позволит руководителям ТОС, помимо уже перечисленного:

  • оценить потенциал развития своей организации;
  • выбрать наиболее важные проекты для реализации;
  • провести презентацию проектов перед заинтересованной стороной (депутаты, органы власти, частный инвестор);
  • реализовать проекты с наименьшими издержками (время, деньги, трудовые ресурсы).

Позитивный опыт обучения руководства ТОСов основам проектного управления имеется. Например, силами ИРОООО - Общество «Знание» в Иванове был проведен ряд курсов для руководителей и актива ТОС. Обучение проводилось по курсам «Председатель ТОС», «Основы управления проектами». В результате проведенных циклов обучения слушатели познакомились с основами управления организацией и основами управления проектами. В ходе занятий слушатели вместе с преподавателями отрабатывали навыки подготовки проектов как некоммерческого , так и коммерческого характера

Позитивным результатом, полученным сразу после обучения, стало то, что ряд ТОСов смогли качественно подготовить проекты развития своей территории, подать заявки на конкурс грантов и получить гранты на реализацию своих проектов.

Целесообразной также представляется обучение актива ТОС основам социального предпринимательства. ТОС в качестве юридического лица имеет право заниматься предпринимательской деятельностью и пускать вырученные средства на развитие своей территории. Социальное предпринимательство позволит ТОСам не только решить (смягчить) определенные проблемы территории (для чего эта организация собственно и создается), но и получить более менее регулярный источник дохода (заработная плата сотрудников, новые рабочие места).

Социальное предпринимательство в настоящее время активно поддерживается как на уровне государства (президентские гранты для НКО, благотворительных фондов («Наше будущее»), а также в рамках государственных программ в некоторых регионах. Поэтому обучение по направлению «Социальное предпринимательство» будет способствовать более активному включению ТОСов в процессы активизации своей хозяйственной деятельности (как за счет грантовой поддержки, так и за счет самостоятельной предпринимательской деятельности).

Необходимо понимать, что развитие кадрового потенциала сферы ТОС необходимо проводить в комплексе с иными видами поддержки (финансовая, совершенствование нормативно-правовой базы). Только так моно будет достичь значимых результатов от реализуемых мероприятий.

______________________________________________________________________________________________________________________________
*Алексеевский В.С. Управление диссипативными системами экономики и социума. Автореф. дис … д-ра экон. наук. - Кострома, 2004

Литература

Алексеевский В.С. Управление диссипативными системами экономики и социума. Автореф. дис … д-ра экон. наук. - Кострома, 2004

Наши Партнеры