Опубликовано в журнале «Региональная экономика. Юг России»
Проект «Народный университет повышения эффективности
деятельности ТОС» (сайт АНО, 2020)
Предыстория проекта
В основе данного проекта лежали результаты предыдущего - «Стандартизация и внедрение системы менеджмента качества – новый этап в развитии территориального общественного самоуправления», который показал актуальность и востребованность построения деятельности ТОС, основанной на внедрении 17 целей устойчивого развития (ЦУР), принятых ООН, как концепции дальнейшего формирования гражданского общества. Проект также выявил проблему недостаточного уровня управленческих знаний руководителей и актива ТОС и формирования эффективного алгоритма действий по развитию территорий, на которых осуществляется деятельность ТОС.
Цель проекта
Создание условий для повышения эффективности ТОС Российской Федерации путем внедрения в сферу территориального общественного самоуправления принципов менеджмента качества как инструмента достижения целей устойчивого развития территорий деятельности ТОС через организацию системы подготовки профессиональных консультантов-тренеров.
Задачи проекта
- Создать механизм внедрения принципов менеджмента качества в деятельность ТОС, основанных на достижении ЦУР территорий.
- Создать систему подготовки профессиональных тренеров-консультантов по внедрению принципов менеджмента качества, основанных на достижении ЦУР на территориях деятельности ТОС в регионах Российской Федерации
- Внедрить принципы менеджмента качества, основанные на достижении ЦУР территорий, в деятельность ТОС в регионах Российской Федерации.
- Сформировать единое пространство для обмена опытом по внедрению принципов менеджмента качества, основанных на достижении ЦУР, на территориях деятельности ТОС в регионах Российской Федерации.
- Распространить рекомендации по внедрению принципов менеджмента качества, основанных на достижении ЦУР, на территориях деятельности ТОС среди ТОС Российской Федерации.
Ход реализации проекта
Проект было предусмотрено создание системы обучения и совершенствование компетенций и профессионализма председателей ТОС и гражданских активистов в области внедрения ЦУР территорий, использования принципов менеджмента качества и решения проблем управления.
В рамках реализации проекта были проведены 3 региональные сессии по обучению 75 тренеров-консультантов, отобранных по конкурсу. Обучение проходило в трёх федеральных округах: Центральном, Приволжском, Дальневосточном (Москва, Пермь, Хабаровск).
По итогам сессий был создан корпус тренеров-консультантов ТОС, на которых было возложено обязательство провести обучающие мероприятия для активистов ТОС в своих регионах, общее количество участников по программе обучения не менее 1500 человек.
В завершение проекта в Москве была проведена конференция выпускников Народного университета ТОС с участием представителей органов власти и экспертного сообщества для обсуждения результатов внедрения ЦУР в деятельность ТОС применительно к реальным условиям, возможности включения в региональные и муниципальные целевые программы вопросов повышения эффективности деятельности ТОС на основе использования принципов менеджмента качества как инструмента достижения ЦУР территорий деятельности ТОС.
Целевая аудитория: участниками проекта стали председатели и актив органов ТОС, а также сотрудники ресурсных центров ТОС.
Реализация образовательной части проекта
Основными задачами в области подготовки тренеров-консультантов из числа председателей ТОС и специалистов ресурсных центров ТОС, которые ставили перед собой организаторы проекта, стали:
- осознание органами ТОС своей роли в достижении целей устойчивого развития территории;
- информирование целевой аудитории о современных инструментах управления развитием организацией в форме территориальной общины;
- отработка на практике полученных знаний.
Решение задачи - «Осознание органами ТОС своей роли в достижении целей устойчивого развития территории» - осуществлялось в форме проведения семинаров по двум темам:
- «Роль органов ТОС в достижении целей устойчивого развития»;
- «ТОС как субъект управления устойчивым развитием территории».
В рамках первой темы слушатели получили представление о концепции «Цели устойчивого развития ООН», представляющей собой декларацию об устойчивом развитии планеты на период до 2030 года: сущность концепции, её цели и задачи. Также слушатели получили представление о роли ТОС в достижении ЦУР Занятие носило теоретический характер.
В рамках рассмотрения второй темы слушатели получили следующую информацию:
- сущность стратегии социально-экономического развития территории;
- соответствие разноуровневых документов стратегического характера (уровень государства, региона, муниципального образования, территориальной общины);
- структура Стратегии организации на примере Стратегии развития территориальной общины.
В ходе решения второй задачи - «Информирование целевой аудитории о современных инструментах управления развитием организацией в форме территориальной общины» - с участниками мероприятия были проведены лекции по темам:
- «Социальное предпринимательство как ресурс развития ТОС»: сущность, институты и механизмы поддержки социального предпринимательства в Российской Федерации;
- «Инициативное бюджетирование (ИБ) как ресурс развития ТОС»: сущность, тенденции развития в Российской Федерации, возможности использования ИБ органами ТОС;
- «Маркетинг в системе территориального общественного самоуправления»: сущность, особенности некоммерческого маркетинга, особенности маркетингового процесса.
Решение третьей задачи — отработка на практике полученных знаний — осуществлялось посредством выполнения практических заданий сразу после преподнесения теоретического материала. Так, участники мероприятия в ходе дискуссий, а также по результатам групповой работы:
- формулировали миссию своей организации (территориальной общины);
- соотносили факторы внутренней и внешней среды организации с составляющими SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы);
- на основе полученного задания (подготовка социально-значимого проекта предпринимательского типа) в ходе работы в группах отрабатывали отдельные элементы маркетинга:
- структура продукта (базовый продукт, продукт с подкреплением, глубинный продукт);
- актуальность продукта (текущая проблема, которая обуславливает необходимость данного предложения);
- целевая аудитория;
- особенности ценообразования;
- каналы распространения продукта;
- установление взаимоотношений с целевой аудиторией.
Результатом групповой работы стали выступления участников обучения, в ходе которых они поделились своим представлением о реализации предложенных проектов
Реализованный подход к проведению образовательных мероприятий в области повышения квалификации руководителей и активистов органов ТОС представляется достаточно адекватным, так как позволяет решить поставленные перед проектом задачи. В результате обучения у представителей целевой аудитории появляется осознание вклада органов ТОС в достижение целей устойчивого развития территории. Кроме того, участники курса сразу отработать на практике полученные знание, которые смогут применить в своей деятельности
Реализуемые в настоящее врем в стране меры по развитию института территориального общественного самоуправления представляются недостаточно эффективными, так как не позволяют органам ТОС в полной мере реализовать свой потенциал развития.
Возможные меры повышения эффективности деятельности указанных организаций связываются с реализацией комплекса мер, направленных на:
- повышение степени участия территориальных общин в процессах стратегического планирования на муниципальном уровне;
- развитие на муниципальном уровне образовательной инфраструктуры в части усиления управленческой компоненты в программах повышения квалификации управленческих кадров в сфере территориального общественного самоуправления.
Непосредственным результатом реализации предлагаемых мер позволит органам ТОС осознать свою роль в достижении целей устойчивого развития территории. Кроме того, руководители ТОС получат возможность более эффективно использовать имеющийся потенциал развития за счёт внедрения в практику современных управленческих инструментов.
В среднесрочной перспективе социально-экономический эффект проявится в росе количества органов ТОС, зарегистрированных в качестве юридического лица. Указанные организации начнут более полно использовать имеющийся потенциал за счет использования таких возможностей развития, как социальное предпринимательство, инициативное бюджетирование, краудфандинг.
В долгосрочной перспективе социально-экономический эффект проявится в повышении качества жизни населения (в результате удовлетворения основных социальных потребностей), а также в повышении инвестиционной привлекательности территории.
Список источников
Майорова О.В., Спенсер С.Б., Суслова С.В., Божья-Воля А.А., Шварцзайд Е.Р., 2016. Оценка деятельности организаций территориального общественного самоуправления: результаты мониторинга. Материалы ВШЭ к Первому Съезду ТОС России. URL: https://present5.com/ocenka-deyatelnosti-organizacij-territorialnogo-obshhestvennogo-samoupravleniya-tos-rezultaty/(дата обращения 17.11.2020).
Об утверждении государственной программы Архангельской области «Развитие местного самоуправления в Архангельской области и государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (2014 - 2021 годы)». URL: http://docs.cntd.ru/document/462604787 (дата обращения 17.11.2020).
Постановление городской Управы города Калуги от 20 января 2020 года №8-п «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования «Город Калуга» «Гражданская инициатива» на 2020-2025 годы. URL: https://www.kaluga-gov.ru/?q=taxonomy/term/621&page=1 (дата обращения: 17.11.2020).
Распоряжение Администрации Калужской области от 16 августа 2019 года Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие территориального общественного самоуправления в Калужской области". URL: http://docs.cntd.ru/document/561549603 (дата обращения: 17.11.2020).
Сайт АНО «Лига ТОС». URL: http://xn----7sbitowvg.xn--p1ai/category/%d0%bd%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b4%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%83%d0%bd%d0%b8%d0%b2%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%b8%d1%82%d0%b5%d1%82-%d1%82%d0%be%d1%81/(дата обращения: 17.11.2020).
Сайт комитета Государственной Думы Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. URL: http://komitet4.km.duma.gov.ru/upload/site28/Reshenie_11.pdf
Тишкина Т.М., 2018. Участие местного сообщества в стратегическом планировании // «инновации и инвестиции». №11. С.110-113.
Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения 17.11.2020).
Шомина Е. С., 2016. Необходим федеральный грант оператора по ТОС // Муниципалитет. С. 17
Шугрина Е. С., Иванова К. А., 2018. О состоянии территориального общественного самоуправления в Российской Федерации (к 30-летию первых российских ТОС). Спецдоклад. — М: Изд‑во «Проспект». С.97.
Стратегия развития территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования «город Ульяновск» на 2019-2023 годы.