Развитие сферы культуры как задача муниципальной стратегии

Опубликовано в журнале Управление городом: теория и практика. 2014. № 4 (15). С. 3-10.

В настоящее время собственные стратегии либо программы социально- экономического развития действуют в большей части российских муниципальных образований – городских округов и муниципальных районов. Изначально в России разработка муниципальных стратегий не была законодательно регламентирована, что приводило к парадоксальной ситуации: одни стратегии были разработаны формально, без учета местной специфики, и практически не реализовывались, тогда как другие были составлены на высоком методологическом уровне и приносили пользу системе местного самоуправления. Принятие Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ существенно не изменило ситуацию, поскольку в данном правовом акте муниципальный уровень регламентирован лишь в общих чертах.

Качественно составленная стратегия должна содержать разделы, посвященные развитию всех основных сфер жизнедеятельности, в том числе сферы культуры.

В качестве особого подраздела либо части подраздела «Социальная сфера» сфера культуры, как правило, фигурирует в следующих блоках стратегического документа:

  • оценка существующего состояния и тенденций развития территории;
  • оценка имеющегося потенциала сферы культуры;
  • SWOT-анализ;
  • стратегические задачи;
  • ожидаемые результаты;
  • стратегические показатели.

В зависимости от специфики муниципального образования сфера культуры может также фигурировать среди факторов, определяющих конкурентные преимущества территории (город с богатой историей, развитые традиции в рамках того или иного жанра / вида деятельности), сценарии ее развития (инерционный сценарий – засилье массовой культуры; умеренно-оптимистический сценарий – разнообразие культурных жанров, удовлетворение культурных запросов различных групп потребителей; оптимистический сценарий – доминирование высокой культуры, обеспечение духовной безопасности личности).

В настоящей работе представлены рекомендации по содержательному наполнению разделов муниципальной стратегии, посвященных тенденциям, проблемам и перспективным задачам развития сферы культуры. По сути нами предложены модельные блоки, в основе выделения которых лежат представления об общероссийских проблемах и возможностях сферы культуры. В конкретной ситуации составления новой стратегии данные блоки могут дополняться и изменяться в зависимости от понимания местной специфики.

Блок «Оценка существующего состояния и тенденций развития сферы культуры»

Прежде всего, если это целесообразно, например, при составлении стратегии развития города – регионального центра, необходимо отметить степень диверсифицированности культурной среды: наличие государственных и муниципальных музеев, картинных галерей, культурно-досуговых центров и концертных залов, театров, кинотеатров, библиотек, а также событийную насыщенность.

Рекомендуется, чтобы приводимые статистические данные отражали как сферу культуры территории в целом, так и ее муниципальный сегмент. Несмотря на то, что развитие госучреждений культуры – неуправляемый параметр с позиции муниципалитета, приведение данных, отражающих мощность сферы культуры города (района) в целом, позволит создать целостную картину удовлетворения культурных потребностей населения. Так, в региональном центре могут отсутствовать муниципальные музеи, картинные галереи, театры, концертные залы, однако потребности жителей в соответствующих видах искусства будут удовлетворяться посредством работы окружных учреждений.

Итак, характеристика существующего состояния и тенденций развития сферы культуры должна отражать следующие параметры:

Показатели, относящиеся к сфере культуры в целом:

  • число государственных и муниципальных учреждений культуры на данной территории;
  • доля муниципальных учреждений культуры, здания которых требуют капитального ремонта (для проблемных территорий).

Культурно-досуговая деятельность:

  • обеспеченность населения учреждениями культурно-досугового типа – число зрительских мест, в том числе процент от нормативной потребности;
  • число проведенных культурно-массовых мероприятий;
  • число посещений культурно-массовых мероприятий (именно посещений, а не участников);
  • число клубных формирований, наиболее популярные жанры, количество участников клубных формирований;
  • численность клубных работников (для стратегий развития муниципальных районов).

Данные о динамике числа мероприятий, проводимых на платной основе, иногда включаются в стратегию как показатель развития сферы платных услуг, однако отношение к данному показателю двойственное: с одной стороны, он отражает экономическую устойчивость учреждений и возможности их развития, но с другой, увлечение платными услугами противоречит назначению муниципального сектора обслуживать социально незащищенные группы населения.

Библиотечная деятельность:

  • количество библиотечных учреждений, в том числе муниципальных;
  • уровень     обеспеченности      библиотеками      в     процентах     от    нормативной потребности;
  • число пользователей библиотек;
  • посещаемость библиотек;
  • число книговыдач;
  • число проводимых библиотеками мероприятий.

Несмотря на то, что распространение Интернета и утрата культуры чтения в целом по стране привела к падению роли библиотек в жизни общества, на отдельных территориях наблюдается позитивная динамика показателей библиотечной деятельности. Так, в городе Ханты-Мансийске за 2010-2014 годы число пользователей библиотек и их посещаемость выросла в 1,4 раза, а число книговыдач – в 1,2 раза. В новом микрорайоне открылась библиотека – филиал Централизованной библиотечной системы, оснащенная современной техникой.

Музейная деятельность:

  • число посещений музеев, экскурсий, выставок;
  • количество и доля музейных предметов, занесенных в электронный каталог (при наличии данного вида деятельности);
  • количество образовательных и социально ориентированных программ;
  • количество и посещаемость научно-просветительских мероприятий. Культурно-образовательная деятельность:
  • динамика контингента обучающихся, в том числе детей-сирот;
  • количество выпускников, продолживших обучение по профилю в средних специальных и высших учебных заведениях;
  • число реализованных предпрофессиональных программ;
  • конкурсная активность педагогических работников. Охрана объектов культурного наследия:
  • доля объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующих консервации или реставрации.

В целом блок «Оценка существующего состояния и тенденций развития сферы культуры» должен показывать интенсивность развития сферы культуры и увеличение (уменьшение) разнообразия форм культурной деятельности, возможностей удовлетворения культурных потребностей населения.

Блок «Оценка имеющегося потенциала сферы культуры»

Потенциал     развития     сферы    культуры     муниципального      образования     могут составлять:

  1. наличие государственных учреждений культуры;
  2. состояние учреждений культуры – в случае проведения капитального ремонта, оснащения их современной техникой;
  3. инновационные технологии, реализуемые в деятельности учреждений культуры;
  4. наличие объектов культурного наследия и активная работа по выявлению новых объектов.
  5. творческие деятели – местные литераторы, художники, скульпторы, композиторы, краеведы;
  6. активные представители общественности – председатели Советов домов, товариществ собственников недвижимости и ТОС (территориального общественного самоуправления), готовые проводить культурные мероприятия на своих территориях;
  7. общественные организации, занимающиеся реализацией социально значимых проектов в сфере культуры;
  8. предприниматели, готовые инвестировать средства в развитие объектов культуры;
  9. меценаты, поддерживающие творческие коллективы и отдельные виды искусства.

Блок «SWOT-анализ»

Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития территории в настоящее время является популярным видом стратегического анализа и фигурирует в большинстве стратегий. Целесообразно разбивать SWOT-анализ на блоки в соответствии с числом концептуальных разделов (стратегических задач). В данном случае блок

«Культура» может выглядеть следующим образом:

Сильные стороны

Слабые стороны

(Город) – культурный центр (региона). Сохранение традиций народов (указать,

каких именно, в случае проживания на территории представителей различных этносов).

Сокращение              числа             зданий, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта.

Рост востребованности услуг крае- ведческого музея

Большое количество событий культурной жизни.

Эстетичная городская среда. Интенсивная библиотечная деятель-

ность, информатизация библиотек, рост интереса населения к библиотекам.

Сотрудничество               муниципальных учреждений культуры с региональными в проведении на территории города мероприятий различного уровня

Сохранность контингента детской школы искусств

Сложности присвоения выявленным памятникам архитектуры статуса объектов культурного наследия муниципального значения.

Недостаток квалифицированных спе- циалистов и старение кадров.

Нехватка площадей для репетиционных занятий.

Недостаток выставочных площадей.

Устаревшая материально-техническая база учреждений культуры.

Невысокие доходы от оказания платных услуг.

Недостаточное влияние сферы куль- туры на экономическую жизнь террито- рии, гражданское согласие, негативные социальные явления.

Недостаточно выраженный интерес населения к высокой культуре.

Непроведение системной политики по формированию бренда территории с исполь- зованием культурных инструментов.

Неиспользование культурных инст- рументов для стимулирования самоиден- тификации жителей окраинных тер- риторий, районов ИЖС.

Возможности

Угрозы

Повышение        качества       культурных мероприятий, охват культурно-досуговой и       культурно-образовательной  деятель- ностью большего числа социальных групп. Оживление культурной среды окраин города       за       счет   открытия            новых библиотечных      учреждений,     проведения

культурных мероприятий.

Рост качества библиотечных услуг за счет информатизации библиотечной деят- ельности.

Увеличение материальной базы учреж- дений культуры за счет платных услуг для населения

Сокращение                            бюджетного финансирования сферы культуры.

Утрата ценных памятников архитек- туры в случае незакрепления за ними статуса объектов культурного наследия

Применительно к стратегии конкретного города либо района нужно следить, чтобы элементы SWOT-анализа не противоречили друг другу. SWOT-анализ является срединным звеном между оценкой текущих тенденций и постановкой стратегических задач. Следовательно, сильные и слабые стороны должны вытекать из аналитики (резкое улучшение/ухудшение ситуации, крайние позиции муниципального образования в рейтингах), а формулируя возможности и угрозы, необходимо закладывать в них тезисы, которые будут развернуты в концептуальной части стратегии.

Блок «Стратегические задачи»

Стратегическая задача «Развитие сферы культуры» должна состоять из формулировки ориентира и описания концептуальных подходов к ее решению.

Под ориентиром мы понимаем развернутую формулировку стратегической задачи, содержащую вектор, основную идею культурной политики, обобщающую планируемые мероприятия.

Стратегия развития территории не должна быть совокупностью отраслевых стратегий, она должна нести целостную идею, например, «развитие культуры во благо города», «единое социокультурное пространство», «культура как связующее звено, способное придать органическое единство и смысл социальным, экономическим и управленческим процессам». Наличие сквозной идеи позволит обеспечить координацию действий различных ведомств. В этом ключе ориентиром развития культуры может стать вектор «культура – городу», подразумевающий использование культурных инструментов для решения социальных и даже экономических задач. Речь идет о том, чтобы культура помогала формировать гражданственность и патриотизм, служила профилактике деструктивных явлений, способствовала повышению инвестиционной привлекательности территории.

Приведем примеры формулировок ориентиров развития сферы культуры города Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа (1), города Ханты-Мансийска (2) и Темниковского района Республики Мордовия (3).

Ориентир 1 – создание современной материально-технической базы учреждений культуры, позволяющей обеспечивать удовлетворение разносторонних социокультурных потребностей населения, осуществлять культурно-образовательную и культурно-досу- говую деятельность. Формирование благоприятной культурной среды, способствующей повышению инвестиционной привлекательности города и решению социальных проблем.

Ориентир 2 – обеспечение интенсивной и разнообразной культурной жизни города, формирование культуры чтения, поддержание на высоком уровне культурной среды города, создание условий для творческой самореализации жителей города Ханты- Мансийска – представителей различных социальных слоев и национальностей.

Ориентир 3 – формирование единого культурного пространства Темниковского района, сохранение традиций разных народов, обеспечение воспроизводства духовных ценностей,   повышение   интереса   к   культурному   наследию   и   культурной   жизни   г. Темникова путем придания ему статуса «исторического поселения», максимальное использование ресурсов культуры в интересах стабильного социально-экономического развития территории.

В конечном итоге задача культуры – интегрировать жителей в единое культурное пространство на основе общих ценностей, усилить субъективную значимость проживания на данной территории.

Продуманная культурная политика оставляет позитивный след в сознании рядовых граждан – жителей территории. Смысл культурных мероприятий состоит в том, чтобы, поддерживая творческих личностей, сделать основную массу людей более культурными, сориентировать их на усвоение высоких культурных ценностей, в том числе в противовес засилью массовой культуры. Также культура призвана задавать человеку жизненные ориентиры, помогать в личностном и профессиональном самоопределении.

В отношении концептуальной части стратегии, посвященной развитию культуры, целесообразно отметить следующее.

  1. В концепцию культурного развития муниципального образования необходимо интегрировать возможности, предоставляемые путем участия муниципалитета в соответствующей государственной программе регионального уровня. Например, госпрограмма может предусматривать финансирование деятельности по укреплению материально-технической базы учреждений культуры, обеспечению участия творческих коллективов в культурных мероприятиях и конкурсах регионального уровня и выше.
  2. В некоторых случаях в рамках стратегического планирования необходимо поставить вопрос о капитальном строительстве зданий под учреждения культуры. На основе Генерального плана следует выявить, предусмотрено ли строительство соответствующих зданий градостроительным зонированием. При необходимости рекомендуется инициировать внесение изменений в Генеральный план. Строительство нового здания повлечет за собой высвобождение прежде используемых помещений, следовательно, в Стратегии может быть поставлен и решен вопрос об их оптимальной загрузке.
  3. Задача развития внутреннего и въездного туризма, которая изначально считалась частью культурной политики, в современных стратегиях все чаще фигурирует как отдельная стратегическая задача. Туристскую деятельность целесообразно рассматривать в разделе, посвященном развитию культуры, только если она недостаточно развита и под нее не созданы и не будут создаваться специальные институты (например, управление по туризму администрации города).
  4. Говоря о стратегическом развитии сферы культуры, не следует замыкаться на ведомственных интересах организационного развития учреждений. Учреждения культуры, культурные мероприятия и эстетичная городская среда должны рассмат- риваться как инструменты достижения более масштабных целей – например, воспитания культурных и духовно развитых людей. Учтем, что духовное воспитание и культурное обслуживание населения (формулировка из ведомственных документов) – далеко не однопорядковые задачи. В современных условиях задача сферы культуры – не просто удовлетворять эстетические и культурные потребности населения, но формировать идеологию позитивного социального поведения, цивилизационно-перспективные повседневные практики на основе фундаментальных ценностей (крепкая семья, рождение двух и более детей, работа на благо семьи и страны, патриотизм).
  5. Культура должна создавать предпосылки для повышения привлекательности городской среды для проживания, сокращения миграционной убыли населения. За счет культурных инструментов можно сделать более привлекательным проживание на городских окраинах. В частности, реализация проекта «Раскрась свой город» (рисунки на заборах и зданиях в традиционном стиле), проведение конкурсов высокохудожественных граффити позволит избавиться от однообразных пейзажей и вывить художественные таланты.
  6. Культурные инструменты могут способствовать налаживанию взаимодействия органов местного самоуправления с населением территории. Этому будет способствовать активизация социального потенциала населения по месту жительства в рамках библиотечных мероприятий, музейно-образовательные проекты, сбор «устной истории» – информации о прошлом города и его жителей. Проявление интереса к горожанам, например, в рамках проектов «История семьи», «Впиши себя в историю города», будет способствовать повышению уровня их доверия к власти и росту гражданской активности.
  7. В Стратегии может быть зафиксирована необходимость внедрения проектного подхода в работу учреждений культуры. Возможность разработки и реализации проектов повысит интерес общественности к культурной жизни города, а также активность и инновационный потенциал работников культуры.
  8. Желательно, чтобы концепция развития культуры содержала видение роли библиотек в современных условиях. Библиотечную деятельность может оживить дальнейшее техническое перевооружение библиотек, внедрение в их деятельность информационных технологий, оцифровка краеведческого (национального) книжного фонда. Посредством библиотек возможно формирование информационной культуры общества, развитие инновационных форм электронного досуга населения. Для подростков и пенсионеров библиотеки будут играть роль компьютерных центров общественного доступа, клубов компьютерной грамотности. Также сеть библиотек централизованной библиотечной системы может служить целям развития системы общественного самоуправления (предоставление помещений для заседаний органов ТОС, консуль- тирование по организационно-правовым вопросам создания и деятельности ТОС, проведение конкурсов и выставок соседского творчества).
  9. В Стратегии желательно предусмотреть налаживание диалога с местными поэтами, писателями, художниками и иными творческими деятелями, которые могут быть вовлечены в проект по формированию привлекательного образа города.
  10. Формировать интерес к литературе и чтению предполагается не только в библиотеках, но и в городской среде. В этом плане показательны проекты, реализуемые в городе Ханты-Мансийске:
    • «Литературный парк» – выразительное чтение известных литературных произведений в местах отдыха горожан.
    • «Библиотека под открытым небом» – расстановка стеллажей с книгами в открытом доступе в парках, больницах, вокзалах, аэропорту.
    • «Читающий город» – медиапроект, состоящий в том, что в течение дня фрагменты из одного классического произведения перед телекамерой читают представители различных профессий и слоев населения.
  11. Развитию творчества, повышению вовлеченности детей и молодежи в создание культурных образов, противодействию засилью низкопробной массовой культуры могут служить такие мероприятия, как создание детской анимационной студии, проведение фестивалей анимационного кино, которые также рекомендуется предусмотреть в Стратегии. В настоящее время благодаря современным технологиям создание мультфильмов не требует сложной аппаратуры и больших материальных затрат.
  12. В Стратегии необходимо отразить перспективы деятельности по выявлению и охране объектов культурного наследия, которая будет способствовать формированию локальной идентичности населения, повышению интереса к прошлому города со стороны как ученых, так и рядовых жителей. Следует предусмотреть поощрение инициативных предложений и проектов, предусматривающих работы по выявлению, постановке на учет, приобретению в муниципальную собственность и дальнейшему использованию объектов культурного наследия.

Если культурные инструменты покажут свою эффективность в деле повышения управляемости местным сообществом и решения социальных проблем, органы управления культурой смогут рассчитывать на большее внимание со стороны руководства администрации к нуждам сферы культуры, в том числе и на расширение объемов ее финансирования.

Блок «Ожидаемые результаты»

Как правило, в муниципальных стратегиях указываются следующие ожидаемые результаты культурной политики:

  1. Увеличение       интенсивности,       масштаба      и      разнообразия       культурных мероприятий.
  2. Увеличение количества участников культурных мероприятий, в том числе за счет расширения спектра каналов информирования о данных мероприятиях.
  3. Укрепление материально-технической базы учреждений культуры.
  4. Увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, от общего числа детей в муниципальном образовании.
  5. Увеличение          числа         выступлений          коллективов          художественной самодеятельности за пределами своего муниципального образования.
  6. Повышение оплаты труда работников сферы культуры, снижение текучести кадров.
  7. Повышение культурного уровня жителей района, формирование культуры семейного чтения и расширение спектра библиотечных услуг.
  8. Увеличение объемов ремесленного производства (показатель ближе к сфере туризма).
  9. Рост числа разработанных, поддержанных и реализуемых проектов в сфере культуры.
  10. Снижение уровня преступности и алкоголизма.

Блок «Стратегические показатели»

Поскольку сфера культуры направлена на творческую самореализацию и развитие духовного мира человека, содержательная деятельность в данной сфере слабо поддается количественному измерению. В блок стратегических показателей должны включаться те, которые имеют наибольшее значение для стратегического развития отрасли.

За неимением лучшего варианта в Стратегию включают такие показатели, как количество посещений культурно-массовых мероприятий, количество пользователей муниципальных библиотек, количество участников клубных формирований. Более масштабным по охвату проблемного поля культуры представляется показатель удовлетворенность населения культурно-досуговой сферой, однако он измеряет лишь субъективное видение степени удовлетворения культурных потребностей, а не уровень культурности, духовности и творческой самореализации.

Таким образом, системное и точное описание в муниципальной стратегии тенденций, проблем и перспектив развития сферы культуры позволит обеспечить понимание муниципальными служащими и работниками культуры целевых ориентиров своей деятельности, задаст канву для формирования блока мероприятий культурной политики в рамках соответствующей муниципальной программы, упростит взаимодействие муниципалитета с вышестоящими уровнями власти.

Наши Партнеры