Размещено в сборнике по итогам проведения конференции «Народный университет повышения эффективности деятельности ТОС». Москва, 2020
Аннотация. В статье автор рассматривает роль органов ТОС в достижении целей устойчивого развития (ЦУР). В настоящее время органы ТОС не осознают своей роли и вклада в достижение целей УР. Это негативным образом сказывается на достижении целей социально-экономического развития отдельных территорий и государства в целом. Информационно-просветительская работа с привлечением всех заинтересованных сторон позволит не органам ТОС не только осознать свою роль в достижении целей УР, но повысить активность участия данных организаций в процессах управления развитием территорий.
Ключевые слова: цели устойчивого развития, территориальные общины, ТОС, устойчивое развитие территорий
Решение проблемы устойчивого развития планеты – стабильное экономическое и социальное развитие при максимально неразрушающем воздействии на природу – нашло отражение в создании концепции «Целей устойчивого развития (ЦУР)» или «Повестки дня до 2030 года». Данный документ представляет собой декларацию развития планеты на долгосрочную перспективу, в соответствии с которой к концу 2030 года планируется решение основных глобальных проблем человечества.
Под созданным в 2015 году документом подписались почти все страны мира, приняв обязательство по реализации мер, направленных на достижении в своём государстве целей УР. Российская Федерация также присоединилась к данной декларации. Летом 2020 года Россия представила в ООН первый добровольный отчёт о достижении ЦУР в стране.
В содержательном смысле Повестка дня до 2030 года представляет собой совокупность 17 целей и 169 задач, которые можно условно разделить на три группы: экономика, общество, окружающая среда. В таблице 1 отражены 17 целей ЦУР и их содержание.
Таблица 1
Цели устойчивого развития и их содержание (1)
№п/п |
Наименование цели |
Содержание цели |
1 |
Ликвидация нищеты |
Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах |
2 |
Ликвидация голода |
Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства |
3 |
Хорошее здоровье и благополучие |
Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию всех в любом возрасте |
4 |
Качественное образование |
Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех |
5 |
Гендерное равенство |
Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин и девочек |
6 |
Чистая вода и санитария |
Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех |
7 |
Недорогая и чистая энергия |
Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех |
8 |
Достойная работа и экономический рост |
Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех |
9 |
Индустриализация, инновация, инфраструктура |
Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям |
10 |
Уменьшение неравенства |
Сокращение неравенства внутри стран и между ними |
11 |
Устойчивые города и населенные пункты |
Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов |
12 |
Ответственное потребление и производство |
Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства |
13 |
Борьба с изменением климата |
Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями |
14 |
Сохранение морских экосистем |
Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития |
15 |
Сохранение экосистем суши |
Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесоиспользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия |
16 |
Мир, правосудие и эффективные институты |
Содействие построению миролюбимого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчётных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях |
17 |
Партнерство в интересах устойчивого развития |
Укрепление средств осуществления и активизация работы в рамках Глобального партнерства в интересах устойчивого развития |
Критериями достижения целей УР являются более 200 целевых показателей, перечень и содержание которых утверждается специально созданными структурами. На уровне отдельно взятого государства такие показатели и их целевые значения утверждаются в рамках разрабатываемых документов стратегического и программного характера в области социально-экономического развития территории (таки документами являются Стратегии развития регионов и муниципальных образований, отраслевые стратегии и программы развития, например, программы развития территориального общественного самоуправления).
Достижение целей УР территорий возможно только при условии тесного взаимодействия всех заинтересованных сторон. В случае муниципального образования, к основным участникам взаимодействия относятся органы местного самоуправления, бизнес, а также органы территориального общественного самоуправления (ТОСы, территориальные общины), которым население передало право представлять свои интересы в решении вопросов местного значения.
Территориальные общины являются полноправными субъектами управления развитием муниципального образования в силу ряда факторов.
С одной стороны, органы ТОС наиболее приближены к интересам и потребностям населения, по сравнению с другими институтами. С другой стороны, на уровне ТОС имеются возможности для более рационального использования материальных, финансовых, организационно-технических и других ресурсов конкретной территории. Кроме того, в ряде регионов (например, Кировская область) органы власти привлекают органы ТОС к вопросам планирования развития территорий муниципального образования, учитывают их интересы при решении задач социально-экономического развития территории.
С первого взгляда может показаться, что органы ТОС не вносят никакого вклада в достижение целей УР на уровне муниципального образования, не говоря уже о масштабах страны. Это некоммерческие организации, не имеющие собственного источника дохода и опирающиеся в своей деятельности на внешние источники финансирования (гранты и средства муниципального бюджета).
Однако такое мнение ошибочно. В территориальных общинах имеется значительный потенциал самоорганизации, который позволяет указанным организациям самостоятельно и эффективно решать ряд задач развития территории за счёт реализации локальных проектов и таким образом участвовать в достижении целей УР на уровне муниципального образования, региона и государства в целом.
Содержание деятельности органов ТОС свидетельствует о том, что указанные организации могут принимать участие (или уже делают это) в достижении почти всех из 17 глобальных целей (табл.2).
Таблица 2
Роль органов ТОС в достижении ЦУР
Наименование цели |
Роль органов ТОС |
Ликвидация нищеты |
Создание социальных предприятий (создание новых рабочих мест), микробизнес |
Ликвидация голода |
Повышение уровня доходов населения за счёт создания новых рабочих мест, развитие сельского хозяйства |
Хорошее здоровье и благополучие |
Реализация локальных проектов, направленных на улучшение здоровья населения (строительство спортивных площадок для регулярных занятий спортом жителей своего района) |
Качественное образование |
Реализация проектов в области дополнительного профессионального и неформального образования населения |
Чистая вода и санитария |
Реализация локальных проектов в области очистки территории водоёмов и санитарной обработки подконтрольной территории |
Недорогая и чистая энергия |
Создание на подконтрольной территории (сельская местность) установок, вырабатывающих недорогую электроэнергию в интересах всех жителей территории |
Достойная работа и экономический рост |
Создание новых рабочих мест для осуществления социально ориентированной предпринимательской деятельности |
Устойчивые города и населенные пункты |
Реализация локальных проектов развития территории |
Сохранение экосистем суши |
Реализация локальных проектов, направленных на улучшении экологической ситуации, складывающейся на территории ТОС |
Партнерство в интересах устойчивого развития |
Налаживание и расширение партнерства со всеми сторонами, заинтересованными в развитии территории ТОС |
Как видно из таблицы, роль органов ТОС в достижении целей УР определяется реализацией локальных проектов в границах своей территории. Социально-экономический эффект от реализации отдельно взятого проекта является вкладом данной организации в достижение целей УР территории. В свою очередь, совокупный социально-экономический эффект от реализации всех проектов всех указанных организаций является общим вкладом института территориального общественного самоуправления в достижении целей УР государства.
Как видно, органы ТОС вносят определённый вклад в достижение целей УР общества. Однако для этого необходимо в полной мере задействовать имеющийся потенциал самоорганизации, использовать для развития все возможности, предоставляемые государством, задействовать современные управленческие инструменты для развития данных организаций.
Немаловажным фактором, определяющим вклад органов ТОС в достижение целей УР общества, является соответствие целей проекта ТОС целям развития более крупной территории (муниципальное образование, регион). И здесь необходимо выделить несколько узких мест, которые не просто негативным образом сказываются на деятельности территориальных общин, но и оказывают влияние на достижение целей УР государства в целом:
- низкий уровень осознания органами ТОС своей роли и вклада в достижении целей УР государства;
- уровень подготовки проектов, реализуемых данными проектами.
Низкий уровень осознания органами ТОС своей роли и вклада в достижении целей УР государства
Как отмечалось выше, достижение поставленных целей УР на уровне государства может быть осуществлено только в результате согласованных действий всех заинтересованных сторон на федеральном, региональном и местном уровнях.
На федеральном и региональном уровнях имеется чёткое представление о концепции ЦУР. Декларируемые глобальные цели конкретизированы в документах стратегического и программного характера, определяющих перспективы социально-экономического характера территории. К таким документам относятся Стратегии и государственные программы развития территорий (например, программы развития территориального общественного самоуправления).
На муниципальном уровне несколько иная. Органы местного самоуправления имеют представление о ЦУР, конкретизируют данные цели в рамках муниципальных программ. Однако органы ТОС – ещё один ключевой субъект управления развитием территории – не имеют представления ни о ЦУР, ни о своей роли в достижении декларируемых целей.
Информационно-разъяснительная работа с данными организациями по этой тематике органами местного самоуправления практически не проводится. Если такая работа и проводится, то обучением занимаются некоммерческие организации в интересах некоммерческих организаций и на средства выигранных грантов. Эффективность подобных мероприятий резко снижается вследствие их нерегулярности.
Уровень подготовки проектов, реализуемых данными проектами
При подготовке проектов развития территории недостаточно внимания обращается на такой раздел как «социально-экономическая эффективность реализации проекта».
В данном разделе необходимо указывать как непосредственный результат реализации проекта (например, количество обученных людей, количество благополучателей), но результат в среднесрочной перспективе для региона. Возможные результаты реализации проекта для региона в среднесрочной перспективе отражены в таблице 3.
Таблица 3
Возможные результаты реализации проекта для региона в среднесрочной перспективе
Примеры мероприятий, реализуемых органами ТОС в рамках локальных проектов |
Результат для региона в среднесрочной перспективе |
Обучение детей правилам дорожного движения |
Снижение детской смертности в результате ДТП |
Строительство спортивной площадки |
Увеличение доли населения регулярно занимающихся спортом |
Создание социального предприятия с созданием новых 10 рабочих мест |
Снижение уровня безработицы |
Ещё одним узким местом реализуемых проектов является несоответствие целей проектов, реализуемых органами ТОС, целям более высокого уровня. Целевые значения показателей проектов, реализуемых ТОСами, должны соответствовать целям муниципального образования. Например, в муниципальной программе стоит цель «снижение смертности от ДТП в 2 раза». В проекте, который реализует территориальная община, должно быть указано такое же значение целевого показателя. Если данная цель достигнута, то проект в этой части выполнен успешно.
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить следующее.
Органы ТОС являются полноправными участниками процесса управления развитием территории как социально-экономического объекта.
Вклад территориальных общин в достижение целей УР осуществляется посредством реализации локальных проектов, направленных на решение задач социально-экономического развития подконтрольной территории. Реализуя свои проекты, органы ТОС осуществляют вклад в достижение ряда глобальных целей.
Территориальные общины обладают значительным, но недостаточно используемым ресурсом самоорганизации. Это не позволяет данным организациям определиться со своей ролью в достижении целей устойчивого развития территории, а также повысить свой вклад в достижение заявляемых государством целей.
С одной стороны, это связано с недостаточным уровнем развития сопровождающей инфраструктуры (включая проведение системной информационно-разъяснительной работы на тему устойчивого развития общества). С другой стороны, недостаточный уровень подготовки проектов, несоответствие целей реализуемых проектов целям более высокого уровня – могут приводить и приводят к тому, что не достигаются заявляемые цели социально-экономического развития территории.
Для изменения ситуация необходимой представляется реализация комплекса мер, направленных, в том числе:
- на проведение информационно-разъяснительной работы с органами ТОС на тему целей УР и роли территориальных общин в их достижении;
- улучшение качества проектов, реализуемых ТОСами в части согласованности реализуемых мероприятий целям развития муниципального образования и региона).
Реализация предложенных мер позволит осознать органам ТОС свою роль и вклад в достижении целей УР территории и, тем самым, повысить эффективность их деятельности.
Литература
Мелюхин Г.М. «Народный университет повышения эффективности деятельности ТОС». Учебно-методическое пособие для тренеров-консультантов. М., 2020.-36 с.