Роль органов ТОС в достижении целей устойчивого развития

Размещено в сборнике по итогам проведения конференции «Народный университет повышения эффективности деятельности ТОС». Москва, 2020

 

Аннотация. В статье автор рассматривает роль органов ТОС в достижении целей устойчивого развития (ЦУР). В настоящее время органы ТОС не осознают своей роли и вклада в достижение целей УР. Это негативным образом сказывается на достижении целей социально-экономического развития отдельных территорий и государства в целом.  Информационно-просветительская работа с привлечением всех заинтересованных сторон позволит не органам ТОС не только осознать свою роль в достижении целей УР, но повысить активность участия данных организаций в процессах управления развитием территорий.

Ключевые слова: цели устойчивого развития, территориальные общины, ТОС, устойчивое развитие территорий

Решение проблемы устойчивого развития планеты – стабильное экономическое и социальное развитие при максимально неразрушающем воздействии на природу – нашло отражение в создании концепции «Целей устойчивого развития (ЦУР)» или «Повестки дня до 2030 года». Данный документ представляет собой декларацию развития планеты на долгосрочную перспективу, в соответствии с которой к концу 2030 года планируется решение основных глобальных проблем человечества.

Под созданным в 2015 году документом подписались почти все страны мира, приняв обязательство по реализации мер, направленных на достижении в своём государстве целей УР. Российская Федерация также присоединилась к данной декларации. Летом 2020 года Россия представила в ООН первый добровольный отчёт о достижении ЦУР в стране.

В содержательном смысле Повестка дня до 2030 года представляет собой совокупность 17 целей и 169 задач, которые можно условно разделить на три группы: экономика, общество, окружающая среда. В таблице 1 отражены 17 целей ЦУР и их содержание.

Таблица 1

Цели устойчивого развития и их содержание (1)

№п/п

Наименование цели

Содержание цели

1

Ликвидация нищеты

Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах

2

Ликвидация голода

Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства

3

Хорошее здоровье и благополучие

Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию всех в любом возрасте

4

Качественное образование

Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех

5

Гендерное равенство

Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин и девочек

6

Чистая вода и санитария

Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех

7

Недорогая и чистая энергия

Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех

8

Достойная работа и экономический рост

Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех

9

Индустриализация, инновация, инфраструктура

Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям

10

Уменьшение неравенства

Сокращение неравенства внутри стран и между ними

11

Устойчивые города и населенные пункты

Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов

12

Ответственное потребление и производство

Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства

13

Борьба с изменением климата

Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями

14

Сохранение морских экосистем

Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития

15

Сохранение экосистем суши

Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесоиспользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия

16

Мир, правосудие и эффективные институты

Содействие построению миролюбимого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчётных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях

17

Партнерство в интересах устойчивого развития

Укрепление средств осуществления и активизация работы в рамках Глобального партнерства в интересах устойчивого развития

Критериями достижения целей УР являются более 200 целевых показателей, перечень и содержание которых утверждается специально созданными структурами. На уровне отдельно взятого государства такие показатели и их целевые значения утверждаются в рамках разрабатываемых документов стратегического и программного характера в области социально-экономического развития территории (таки документами являются Стратегии развития регионов и муниципальных образований, отраслевые стратегии и программы развития, например, программы развития территориального общественного самоуправления).

Достижение целей УР территорий возможно только при условии тесного взаимодействия всех заинтересованных сторон. В случае муниципального образования, к основным участникам взаимодействия относятся органы местного самоуправления, бизнес, а также органы территориального общественного самоуправления (ТОСы, территориальные общины), которым население передало право представлять свои интересы в решении вопросов местного значения.

Территориальные общины являются полноправными субъектами управления развитием муниципального образования в силу ряда факторов.

С одной стороны, органы ТОС наиболее приближены к интересам и потребностям населения, по сравнению с другими институтами. С другой стороны, на уровне ТОС имеются возможности для более рационального использования материальных, финансовых, организационно-технических и других ресурсов конкретной территории. Кроме того, в ряде регионов (например, Кировская область) органы власти привлекают органы ТОС к вопросам планирования развития территорий муниципального образования, учитывают их интересы при решении задач социально-экономического развития территории.

С первого взгляда может показаться, что органы ТОС не вносят никакого вклада в достижение целей УР на уровне муниципального образования, не говоря уже о масштабах страны. Это некоммерческие организации, не имеющие собственного источника дохода и опирающиеся в своей деятельности на внешние источники финансирования (гранты и средства муниципального бюджета).

Однако такое мнение ошибочно. В территориальных общинах имеется значительный потенциал самоорганизации, который позволяет указанным организациям самостоятельно и эффективно решать ряд задач развития территории за счёт реализации локальных проектов и таким образом участвовать в достижении целей УР на уровне муниципального образования, региона и государства в целом.

Содержание деятельности органов ТОС свидетельствует о том, что указанные организации могут принимать участие (или уже делают это) в достижении почти всех из 17 глобальных целей (табл.2).

Таблица 2

Роль органов ТОС в достижении ЦУР

Наименование цели

Роль органов ТОС

Ликвидация нищеты

Создание социальных предприятий (создание новых рабочих мест), микробизнес

Ликвидация голода

Повышение уровня доходов населения за счёт создания новых рабочих мест, развитие сельского хозяйства

Хорошее здоровье и благополучие

Реализация локальных проектов, направленных на улучшение здоровья населения (строительство спортивных площадок для регулярных занятий спортом жителей своего района)

Качественное образование

Реализация проектов в области дополнительного профессионального и неформального образования населения

Чистая вода и санитария

Реализация локальных проектов в области очистки территории водоёмов и санитарной обработки подконтрольной территории

Недорогая и чистая энергия

Создание на подконтрольной территории (сельская местность) установок, вырабатывающих недорогую электроэнергию в интересах всех жителей территории

Достойная работа и экономический рост

Создание новых рабочих мест для осуществления социально ориентированной предпринимательской деятельности

Устойчивые города и населенные пункты

Реализация локальных проектов развития территории

Сохранение экосистем суши

Реализация локальных проектов, направленных на улучшении экологической ситуации, складывающейся на территории ТОС

Партнерство в интересах устойчивого развития

Налаживание и расширение партнерства со всеми сторонами, заинтересованными в развитии территории ТОС

Как видно из таблицы, роль органов ТОС в достижении целей УР определяется реализацией локальных проектов в границах своей территории. Социально-экономический эффект от реализации отдельно взятого проекта является вкладом данной организации в достижение целей УР территории. В свою очередь, совокупный социально-экономический эффект от реализации всех проектов всех указанных организаций является общим вкладом института территориального общественного самоуправления в достижении целей УР государства.

Как видно, органы ТОС вносят определённый вклад в достижение целей УР общества. Однако для этого необходимо в полной мере задействовать имеющийся потенциал самоорганизации, использовать для развития все возможности, предоставляемые государством, задействовать современные управленческие инструменты для развития данных организаций.

Немаловажным фактором, определяющим вклад органов ТОС в достижение целей УР общества, является соответствие целей проекта ТОС целям развития более крупной территории (муниципальное образование, регион).  И здесь необходимо выделить несколько узких мест, которые не просто негативным образом сказываются на деятельности территориальных общин, но и оказывают влияние на достижение целей УР государства в целом:

  • низкий уровень осознания органами ТОС своей роли и вклада в достижении целей УР государства;
  • уровень подготовки проектов, реализуемых данными проектами.

 

Низкий уровень осознания органами ТОС своей роли и вклада в достижении целей УР государства

 

Как отмечалось выше, достижение поставленных целей УР на уровне государства может быть осуществлено только в результате согласованных действий всех заинтересованных сторон на федеральном, региональном и местном уровнях.

На федеральном и региональном уровнях имеется чёткое представление о концепции ЦУР. Декларируемые глобальные цели конкретизированы в документах стратегического и программного характера, определяющих перспективы социально-экономического характера территории. К таким документам относятся Стратегии и государственные программы развития территорий (например, программы развития территориального общественного самоуправления).

На муниципальном уровне несколько иная. Органы местного самоуправления имеют представление о ЦУР, конкретизируют данные цели в рамках муниципальных программ. Однако органы ТОС – ещё один ключевой субъект управления развитием территории – не имеют представления ни о ЦУР, ни о своей роли в достижении декларируемых целей.

Информационно-разъяснительная работа с данными организациями по этой тематике органами местного самоуправления практически не проводится. Если такая работа и проводится, то обучением занимаются некоммерческие организации в интересах некоммерческих организаций и на средства выигранных грантов. Эффективность подобных мероприятий резко снижается вследствие их нерегулярности.

 

Уровень подготовки проектов, реализуемых данными проектами

 

При подготовке проектов развития территории недостаточно внимания обращается на такой раздел как «социально-экономическая эффективность реализации проекта».

В данном разделе необходимо указывать как непосредственный результат реализации проекта (например, количество обученных людей, количество благополучателей), но результат в среднесрочной перспективе для региона. Возможные результаты реализации проекта для региона в среднесрочной перспективе отражены в таблице 3.

Таблица 3

Возможные результаты реализации проекта для региона в среднесрочной перспективе

Примеры мероприятий, реализуемых органами ТОС в рамках локальных проектов

Результат для региона в среднесрочной перспективе

Обучение детей правилам дорожного движения

Снижение детской смертности в результате ДТП

Строительство спортивной площадки

Увеличение доли населения регулярно занимающихся спортом

Создание социального предприятия с созданием новых 10 рабочих мест

Снижение уровня безработицы

Ещё одним узким местом реализуемых проектов является несоответствие целей проектов, реализуемых органами ТОС, целям более высокого уровня. Целевые значения показателей проектов, реализуемых ТОСами, должны соответствовать целям муниципального образования. Например, в муниципальной программе стоит цель «снижение смертности от ДТП в 2 раза».  В проекте, который реализует территориальная община, должно быть указано такое же значение целевого показателя. Если данная цель достигнута, то проект в этой части выполнен успешно.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить следующее.

Органы ТОС являются полноправными участниками процесса управления развитием территории как социально-экономического объекта.

Вклад территориальных общин в достижение целей УР осуществляется посредством реализации локальных проектов, направленных на решение задач социально-экономического развития подконтрольной территории. Реализуя свои проекты, органы ТОС осуществляют вклад в достижение ряда глобальных целей.

Территориальные общины обладают значительным, но недостаточно используемым ресурсом самоорганизации. Это не позволяет данным организациям определиться со своей ролью в достижении целей устойчивого развития территории, а также повысить свой вклад в достижение заявляемых государством целей.

С одной стороны, это связано с недостаточным уровнем развития сопровождающей инфраструктуры (включая проведение системной информационно-разъяснительной работы на тему устойчивого развития общества). С другой стороны, недостаточный уровень подготовки проектов, несоответствие целей реализуемых проектов целям более высокого уровня – могут приводить и приводят к тому, что не достигаются заявляемые цели социально-экономического развития территории.

Для изменения ситуация необходимой представляется реализация комплекса мер, направленных, в том числе:

  • на проведение информационно-разъяснительной работы с органами ТОС на тему целей УР и роли территориальных общин в их достижении;
  • улучшение качества проектов, реализуемых ТОСами в части согласованности реализуемых мероприятий целям развития муниципального образования и региона).

Реализация предложенных мер позволит осознать органам ТОС свою роль и вклад в достижении целей УР территории и, тем самым, повысить эффективность их деятельности.

Литература

Мелюхин Г.М. «Народный университет повышения эффективности деятельности ТОС». Учебно-методическое пособие для тренеров-консультантов. М., 2020.-36 с.

Наши Партнеры