Социальное предпринимательство и социальный маркетинг как инструменты управления развитием территориальных общин

Опубликовано в сборнике по итогам II Международной научно – практический  конференции «Развитие образовательных программ подготовки социальных предпринимателей: методология и практика – 2017»
 
Введение
В статье решается задача поиска и перехода организаций территориального общественного самоуправления на новые модели функционирования, позволяющие в наибольшей степени реализовать заложенный в них потенциал.
 
Актуальность решаемой задачи обусловлена недостаточной эффективностью используемых в настоящее время подходов к управлению развитием организаций ТОС. Характерной особенностью подходов, применяемых в настоящее время к управлению организациями ТОС,  является отсутствие самостоятельности в их действиях и ориентация на ресурсы органов местного самоуправления. Так, эффективность деятельности организаций ТОС оценивается по количеству реализованных проектов (обычно это проведение праздников и субботников). Но эти мероприятия уже предложены сотрудниками органов местного самоуправления, заложены в муниципальных программах, и финансирование под данные проекты уже выделено. По сути, это не собственные проекты ТОСов, а проекты муниципальных Администраций (ТОС их только реализуют). А в условиях кризиса, когда снижается наполняемость местных бюджетов, уменьшаются и объемы выделяемы средств на деятельность ТОСов. Поэтому перед указанными организациями остро стоит задача поиска новых постоянных  источников финансирования, способных обеспечить текущую деятельность, а также успешно решать задачи развития своей территории.
 
Основная часть
ТОСы представляют собой форму самоорганизации граждан по месту жительства, созданную в целях самостоятельного и под свою ответственность решения задач развития своей территории. Это некоммерческие организации, не имеющие собственных постоянных источников дохода. Финансирование деятельности указанных организаций осуществляется из внешних источников:
·         гранты из местного (регионального) бюджетов, а также от благотворительных фондов, полученные по результатам участия в конкурсах;
·         средства из муниципального бюджета на реализацию мероприятий организаций ТОС.
 
Недостатком грантового финансирования является недостаточный уровень его регулярности, который привязан к факту выигрыша заявки в конкурсе.
 
Особенностью финансирования текущей деятельности организаций ТОС (обычно это мероприятия по благоустройству территории, а также организация и проведение праздников) из средств муниципального бюджета является его привязка к объему средств, выделяемых в рамках соответствующих целевых программ.  Органы местного самоуправления согласовывают перечень мероприятий с организациями ТОС на основании уже имеющегося бюджета (или его проекта).   Недостатком данного способа финансирования является ограниченность реализуемых мероприятий, а также полная зависимость от одного источника финансирования. Сокращение муниципальных бюджетов (как это происходит сейчас в условиях кризисной и стагнирующей экономики) приводит к тому, что организации ТОС не могут стабильно функционировать даже в текущем режиме, задача развития при этом отходит на второй план.
 
Недостаточная эффективность текущей модели функционирования организаций ТОС (опора на внешние источники финансирования) обуславливает необходимость поиска новых управленческих инструментов и перехода к новым моделям функционирования,  которые позволят успешно решать задачи развития указанных организаций и достигать своей основной цели – повышение качества жизни населения в границах конкретной территории.
 
Такими инструментами являются социальное предпринимательство и социальный маркетинг.
 
Как известно, целью социального предпринимательства (далее-СП) является решение либо смягчение некоторых социальных проблем отдельных территорий за счет удовлетворения социальных потребностей населения в товарах и услугах. В свою очередь, ТОСы, зарегистрированные в качестве юридического лица, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, не противоречащую уставным целям. Так как основной целью деятельности ТОСов является улучшение качества жизни населения на подконтрольной территории, то логичными направлением предпринимательской деятельности для указанных организаций станет та, которая закроет потребность населения в тех социальных товарах и услугах, которая не может быть закрыта ни рынком, ни действующей социальной инфраструктурой в силу различных факторов). Иными словами, характер предпринимательской деятельности, которую могут осуществлять ТОСы, позволят отнести ее к социальному предпринимательству.
 
Особенности организаций ТОС (размер, масштабы деятельности, финансовые ресурсы) определяют формат и нишу, в которых они могут эффективно функционировать. Указанные организации  могут осуществлять свою деятельность в качестве субъектов малого предпринимательства и оказывать преимущественно социально-бытовые, социально- юридические, социально-медицинские услуги (с учетом определенных ограничений). Иными словами. Иными словами, ТОСы при определенных условиях (соблюдение необходимых регламентов и требований законодательства) могут выступать в качестве поставщиков общественно значимых услуг, внося тем самым определенную роль в практику реализации ФЗ-442 от 28.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [1] .
 
Что касается социального маркетинга (далее СМ), то под данным термином понимается вид маркетинга, нацеленный в долгосрочной перспективе на восприятие и принятие неких социальных идей, изменение поведения целевой аудитории, что оказывает влияние на решение социальной проблемы [2, с.90-93; 3,с.13].
 
Роль СМ заключается в поиске неудовлетворенных социальных потребностей населения в границах конкретной территории, а также постепенном формировании у целевой аудитории позитивного отношения к тем товарам и услугам, которые закроют данные потребности (даже если это потребует дополнительных расходов).
 
Кроме того, использование СМ позволяет повысить ТОСам эффективность текущей работы, связанную с реализацией некоммерческих проектов. Речь идет о расширении перечня реализуемых проектов, расширения целевой аудитории проектов (увеличении численности уже выбранной целевой аудитории, а также вовлечении в проект новой целевой аудитории, например, людей другого поколения).
 
Однако, как показывает практика, слабым местом для внедрения данных инструментов в практику деятельности организаций ТОС является недостаточный уровень развития информационно-развивающей инфраструктуры в сфере территориального общественного самоуправления. Органы местного самоуправления обычно помогают создать ТОСы, однако указанные организации необходимо еще и развивать. Однако системной работы органами местного самоуправления в этой области не проводится. Имеет место повышение квалификации среди специалистов органов местного самоуправления, которые проводят работу с ТОСами, но сами руководители и активисты указанных организаций в своей работе действуют методом проб и ошибок, что значительно снижает эффективность их работы (с учетом того, что большая часть руководителей и актива данных организаций люди старшего и пенсионного возраста, не имеющие необходимой для работы квалификации).
 
Тем не менее, наш опыт подготовки управленческих кадров в сфере территориального общественного самоуправления [4, С.133-145; 5,С.82-84; 6, С.92-95; 7,С.46-48] свидетельствует о том, что руководители ТОС готовы развивать свои организации и решать задачи развития своих территориальных общин, но им не хватает компетенций в этой сфере.
 
Так, в течение 2012-2014 годов в г. Иванове нами совместно с местным отделением Общества «Знание» России был реализован ряд курсов по повышению квалификации управленческих кадров в сфере территориального общественного самоуправления. В числе слушателей курсов выступили руководители и активисты 15 городских ТОСов (наиболее активные ТОСы города). Для слушателей были организованы и проведены такие курсы, как «Председатель ТОС», «Основы управления проектами».
 
В ходе изучения последнего курса слушатели учились готовить заявки на реализацию некоммерческих и коммерческих проектов. После прохождения курсов руководители трех ТОС  подготовили заявки в благотворительный фонд «Ладога» и получили финансирование на реализацию своих проектов.
 
Кроме  проведения обучающих курсов в рамках данных проектов были подготовлены и выпущены из печати следующие методические материалы:
·                Сафаров С.М. Основы социального предпринимательства [8];
·                Лифшиц А.С., Сафаров С.М. Разработка и презентация социальных проектов в системе территориального общественного самоуправления. Методические рекомендации [9];
·                Алексеевский В.С., Сафаров С.М. Территориальное общественное самоуправление [10].
 
 
Все выполненные нами работы были проведены на средства грантов, выделенных Правительством Ивановской области, Администрацией г.Иванова, а также благотворительным фондом «Ладога». Тем не менее, несмотря на позитивный социальный эффект от проведенных мероприятий и положительные отзывы от отдела по организационной работе с населением г.Иванова, необходимо признать, что их эффективность была бы намного выше при организации системной и комплексной работы в этой области со стороны органов местного самоуправления. То, что работы осуществляются на только средства грантов, значительно снижает их эффективность (вследствие нерегулярности получения финансирования).
 
По-нашему мнению, в перечень направлений работы органов местного самоуправления в сфере развития института территориального общественного самоуправления необходимо включить  такие направления, как:
·         создание комплексной системы подготовки и переподготовки управленческих кадров в сфере ТОС;
·         развитие поддерживающей инфраструктуры ТОС.
 
В ходе реализаций мероприятий по созданию комплексной системы подготовки и переподготовки управленческих кадров необходимо предусмотреть:
·         возможность первичного обучения и повышения квалификации для всех заинтересованных участников (руководители и актив ТОСов, специалисты органов местного самоуправления);
·         включение в учебные программы курсов по современным и актуальным инструментам управления развитием организаций с учетом особенностей организаций ТОС (например, основы управления организацией,  социальный маркетинг, управление проектами, особенности предоставления общественно значимых услуг).
 
В ходе реализаций мероприятий по развитию поддерживающей инфраструктуры необходимо предусмотреть создание ресурсных центров, которые будут не только оказывать консультационные услуги, но и заниматься сопровождением предпринимательских проектов организаций ТОС по принципу бизнес-инкубатора. Возможными формами развития поддерживающей инфраструктуры являются:
·         расширение поля деятельности действующих бизнес-инкубаторов и включение в сферу их деятельности ТОСов как субъектов малого предпринимательства;
·         расширение поля деятельности центров инноваций в социальной сфере (ЦИССы), уже действующих в ряде субъектов Российской Федерации.
 
Результатом работы органов местного самоуправления по данным направлениям станет не только повышение квалификации управленческих кадров в сфере ТОС, но также и появление на территории общин проектов, способных генерировать денежный поток при грамотном подходе к их реализации.
 
Социально-экономический эффект от внедрения социального предпринимательства и социального маркетинга в среду ТОС выразится долгосрочной перспективе в:
·         снижении уровня социальной напряженности (как результат создания новых рабочих мест, снижения уровня безработицы);
·         улучшении отдельных социальных показателей развития территории (содержание показателей зависит от сущности реализуемых проектов);
·         улучшении ряда экономических показателей развития территории (например, рост уровня дохода отдельных категорий граждан, рост налогооблагаемой базы);
·         общее улучшение качества жизни населения как результат удовлетворения социальных потребностей.
 
Выводы.
В настоящее время организации ТОС обладают значительным недоиспользованным потенциалом, развитие которого будет способствовать сохранению и повышению качества жизни населения как конечной цели социально-экономической политики государства. В целях наиболее полной реализации потенциала, заложенного в организациях ТОС (в первую очередь, экономического) необходимым представляется, в числе иных мер, развитие системы комплексной подготовки и переподготовки управленческих кадров в сфере ТОС, а также развитие поддерживающей инфра структуры ТОС.
 
Повышение эффективности функционирования организаций ТОС может быть обеспечено за счет внедрения в практику их деятельности современных управленческих инструментов, а именно социального предпринимательства и социального маркетинга.
 
Результатом реализации вышеуказанных станет не только повышение эффективности функционирования организаций ТОС, но также и улучшение качества жизни населения как результат удовлетворения социальных потребностей.
 
Список литературы
1.       Федеральный закон  от 28.12.2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
2.       Дмитриченко О.П., Зыбин О.С. Концепция социального маркетинга // Право. Менеджмент. Маркетинг. 2009. №5. С.90-93.
3.       Решетников А.В. Социальный маркетинг и медицинское страхование. М., 2006. С. 13.
4.       Сафаров С.М. Социальное предпринимательство как инструмент развития региональной экономики (социокультурный подход) // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики: сб. науч. тр. / под ред. Б. Д. Бабаева, Е. Е. Николаевой. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2017. – Вып. 12 (28). С.133-145.
5.       Сафаров С.М. Социальное предпринимательство как ресурс развития территории / Управление городом: теория и практика. – 2016. – №2. С.82-84.
6.       Сафаров С.М. Развитие кадрового потенциала общественного самоуправления / Управление городом: теория и практика. – 2016. – №1. С.92-95.
7.       Сафаров С.М. Информационно-образовательная инфраструктура ТОС как условие развития социального предпринимательства / Управление городом: теория и практика. – 2014. – №2. С.46-48.
8.       Сафаров С.М. Основы социального предпринимательства. Иваново, 2014. – 298 с.
9.       Лифшиц А.С., Сафаров С.М. Разработка и презентация социальных проектов в системе территориального общественного самоуправления. Методические рекомендации Иваново, 2013. –54 с.
10.   Алексеевский В.С. ,  Сафаров С.М. Территориальное общественное самоуправление: учебное пособие для руководителей ТОС.- Иваново, 2012.-112 с.

Наши Партнеры