С.М. Сафаров
Социальное предпринимательство как инструмент развития региональной экономики (социокультурный подход)
Опубликовано в журнале Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики : сб. науч. тр. / под ред. Б. Д. Бабаева, Е. Е. Николаевой. – Иваново : Иван. гос. ун-т, 2017. – Вып. 12 (28). – С.133-145.
В статье рассматривается возможность использования социального предпринимательства в качестве инструмента развития региональной экономики. Подчеркивается роль территориальных общин в качестве центров социально ориентированного предпринимательства. Территориальные общины обладают экономическим потенциалом и способны выступать в качестве центров социального предпринимательства.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, территориальное общественное самоуправление, региональная экономика.
S.Safarov
Social entrepreneurship as an instrument of regional economy development (socio-cultural approach)
In this article the opportunity of applying social entrepreneurship as an instrument of regional economy development is discussed. The role of territorial public self-government as a center of socio-oriented entrepreneurship is emphasized. Тerritorial public self-governments concentrate in itself economical potentiality and ability to interact as centers of socio-oriented entrepreneurship.
Key wards: social entrepreneurship, territorial public self-government regional economy.
Введение
Целью данной статьи является выявление новых возможных направлений развития социального предпринимательства (далее СП – примечание автора) как механизма развития региональной экономики.
Если обратить внимание на тематику научных исследований в области СП, то можно выделить несколько групп рассматриваемых вопросов. Во-первых, анализ зарубежного опытаи концепцийСП, анализ успешных бизнес-кейсов в данной области [3,5,11,12];. во-вторых, сравнительно-правовой анализ сферы СП в различных странах [4, 13]. Крайне мало работ посвящено изучению российской специфики СП [10] и особенностям внедрения современных инструментов управления в деятельность социальных предприятий[14].
Если же проанализировать тенденции современного этапа развития СП, то необходимо отметить, что рост интереса к данному явлению связывается рядом факторов.
С одной стороны, сегодня наблюдается тенденция отхода благотворительных фондов от финансирования любых проектов, которые можно отнестик социально значимым. Благотворительные организации (например, фонд «Наше Будущее», фонд Тимченко) постепенно переходят к финансированию таких социально значимых проектов, развитие которых может быть продолжено и после прекращения инвестиций. Это предполагает, во-первых, что принятый к реализации проект должен в некоторой части быть профинансирован за счет внутренних ресурсов и, во-вторых, данный проект должен генерировать финансовые потоки, быть самоокупаемым, то есть иметь предпринимательское начало.
С другой стороны, сокращение местных и региональных бюджетов, ставшее результатом текущей экономической ситуации в стране, обуславливает необходимость поиска и задействования новых инструментов, направленных на поддержание качества жизни населения и поиск новых точек роста отечественной экономики. И здесь актуальной становится задача задействования социального предпринимательства в качестве инструмента развития региональной экономики (за счет решения поставленных задач).
Актуальность статьи определяется тем, что недостаточность исследований в сфере социального предпринимательства приводит к невысокой эффективности мер, реализуемых государством в целях развития данного сектора экономики. Следовательно, необходимым становится проведение новых всесторонних и глубоких исследований в данной области, ориентированных на потребности отечественной экономики.
Социальное предпринимательство как феномен, сферы его применения и эффекты
Текущее состояние (рецессия) российской экономики обуславливает необходимость задействования государством не только традиционных, но и новых инструментов, способных не только сохранить уровень социальной стабильности в стране, а также ускорить процесс выхода страны из текущей экономической ситуации.
Инструментом, способным поддержать уровень социальной стабильности в стране, а также уровень качества жизни населения, может стать ускоренное развитие сферы социального предпринимательства.
Социальное предпринимательство представляет собой новаторскую деятельность, изначально направленную на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости [8].
Пограничное состояние СП между предпринимательством и благотворительностью обусловливает необходимость выделения критериев, присущих СП как феномену. Такими критериями являются [8]:
- социальная миссия;
- предпринимательский подход;
- инновационность (новаторство в решение
- социальной
- проблемы, новая комбинация ресурсов, новая
- услуга для рынка);
- тиражируемость;
- самоокупаемость и финансовая устойчивость.
СП как экономическое явление представляет собой осуществление предпринимательской деятельности на грани с благотворительностью. Миссией СП является решение (смягчение) социальной проблемы территории, на которой социальный предприниматель осуществляет свою деятельность. Вопрос максимизации прибыли в данном случае вторичен: достаточным является обеспечение самоокупаемости и минимальной финансовой устойчивости.
Зародилось социальное предпринимательство в Великобритании в конце 19 века, однако серьезно изучать данное явление начали только во второй половине 20 века в США. В основе СП лежит принцип самоорганизации граждан населения как эффективного средства решения социальных проблем [4, с.63], что позволяет использовать его в качестве инструмента развития любой территории с учетом особенностей законодательства, а также культуры ведения бизнеса.
Роль социального предпринимательства в решении задачи сохранения социальной стабильности и развития региональной экономики обусловлена сферами его использования в качестве инструмента развития территории. Предпринимательские инициативы в формате социально ориентированного бизнеса обычно реализуются в тех сферах, в которых бизнес еще не видит для себя достаточной рентабельности, а организации социальной инфраструктуры и муниципалитеты не видят в них чрезвычайной остроты. Нишами, в которых социальное предпринимательство востребовано, являются: внешкольная работа с детьми и подростками (отчасти заполняется школами именно на предпринимательской основе), повышение качества жизни старшего поколения (уход за пожилыми и престарелыми, организация их досуга), внутрирегиональный низкобюджетный туризм и экскурсионная деятельность, просветительская работа, благоустройство территории, центры коллективного пользования и т.п.
Целый ряд подобных инициатив, реализуемых на территории страны, показывают их высокую востребованность населением и экономическую самодостаточность. В качестве примера можно привести такие действующие проекты как привлечение пенсионеров к работе с младшими школьниками – «Бюро бабушкиных услуг», организация внутреннего туризма на базе региональной сети сельских гостевых домов, создание «дворовых» подростковых спортивных клубов, «антикафе», службы по уходу на дому за тяжело больными и престарелыми и т.д.
Таким образом, СП решает задачи не только сохранения социальной стабильности в период кризиса (за счет создания новых рабочих мест, привлечения к работе социально незащищенных категорий населения), но и вносит определенный вклад в развитие региональной экономики (за счет вывода на рынок инновационных товаров и услуг, повышения качества жизни населения за счет удовлетворения потребностей в социальных услугах).
Эффективность СП как инструмента развития региональной экономики определяется рядом социально-экономических эффектов от осуществления социально ориентированной предпринимательской деятельности.
К социальным эффектам СП относят:
- снижение уровня безработицы;
- улучшение качества жизни отдельных категорий населения за счет удовлетворения потребностей в социальных услугах, а также за счет создания новых рабочих мест для данной категории граждан;
- улучшение отдельных социальных показателей развития территории муниципальных образований.
СП по критерию масштаба деятельности относится к малому бизнесу. Преимущества малого бизнеса по сравнению с крупным – небольшой объем инвестиций, низкий порог входа на рынок, более быстрая адаптация к изменяющейся внешней среде – позволяют в кратчайшие сроки создать новые рабочие места и, тем самым оказать влияние на снижение уровня возрастающей в период кризиса безработицы. Рабочие места при этом могут создаваться для различных категорий граждан (включая социально незащищенные слои населения).
Традиционными для СП являются такие сферы, как здравоохранение, культура, спорт. В период кризиса именно в этих сферах резко снижается бюджетное финансирование. Для бизнес-структур данные ниши не представляют интереса вследствие небольшого объема спроса и малой рентабельности бизнеса. В результате уменьшения финансирования указанных сфер снижается объем оказываемых социальных услуг, что отражается на качестве жизни населения. В свою очередь, социальные предприятия способны не только поддержать текущий уровень качества жизни граждан, но и повысить его за счет: более комфортного способа удовлетворения социальных потребностей, выявления неудовлетворенных потребностей и вывода на рынок новых (инновационных) товаров и услуг, способных закрыть данные потребности.
Кроме того, улучшение качества жизни населения возможно за счет привлечения к труду отдельных социально незащищенных категорий населения (лица с ограниченными физическими возможностями, лица пенсионного возраста, матери, самостоятельно воспитывающие детей и т.д.). Появление нового источника дохода у данной категории граждан определенным образом сказывается на качестве их жизни.
Улучшение отдельных социальных показателей развития территории муниципальных образований является результатом реализации социально ориентированных проектов в границах конкретной территории. Например, одним из результатов реализации проекта «Бюро бабушкиных услуг» (подбор репетиторов, гувернеров для детей младшего школьного возраста, г.Иваново) является включение учителей-пенсионеров в активную жизнь, передача знаний и опыта между поколениями, снижение показателей детской преступности и показателей ДТП с участием детей (так как дети находятся по присмотром взрослых). Конкретный набор социальных показателей зависит от особенностей реализуемого проекта.
Что касается экономического эффекта от реализации проектов СП на конкретной территории, то здесь можно выделить прямой и косвенный эффекты.
Прямой экономический эффект показывает вклад социальных предприятий в развитие муниципальной (региональной) экономики. Он определяется такими показателями, как:
- стоимость товаров и услуг, произведенных (оказанных) субъектами СП;
- доля товаров и услуг социальных предприятий в общем объеме муниципальной (региональной) экономики;
- объем налогов, уплаченных субъектами СП в бюджеты различных уровней:
- налог на добавленную стоимость;
- налог на прибыль социального предпринимателя;
- налог на доходы физических лиц и другие показатели.
Косвенный экономический эффект проявляется в таких показателях, как:
- сумма сэкономленных средств социальным предпринимателем по оплате больничных листков
- налог на дополнительную прибыль в экономике региона, образующуюся в результате сокращения расходов работодателей по оплате больничных листков
- рост производительности работы работника вследствие улучшения качества жизни (улучшение собственных показателей работы – улучшению показателей работы всей организации – рост доходов (для работника) – рост налогооблагаемой базы (для бюджета) и другие показатели).
Развитие СП в настоящее время активно поддерживается на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне организационная и финансовая поддержка оказывается такими организациями, как Агентство стратегических инициатив РФ, фонд «Наше будущее», также поддержка оказывается в рамках выделяемых президентских грантов. На региональном уровне поддержка оказывается частными благотворительными фондами (например, фонд Тимченко). В некоторых регионах России, например, в Костромской области, реализуются государственные целевые программы, направленные на поддержку социально ориентированных стартапов[9].
Как можно заметить, СП является действенным инструментом поддержания и развития региональной экономики. Однако для успешного развития данного общественного института необходимо решать проблемы, сдерживающие его развитие - высокий уровень налогообложения; административные барьеры; высокая стоимость заемных ресурсов – а также расширять каналы продвижения социального предпринимательства как инструменты развития территории.
Территориальные общин как канал продвижения социального предпринимательства
На наш взгляд, эффективное развитие института СП возможно во взаимосвязи с развитием института территориального общественного самоуправления.
Территориальные общины (ТОСы) являются представителями интересов граждан по месту жительства и в большей степени, чем иные институты, соприкасаются с проблемами на местном уровне. Их особый статус, высокая степень доверия к ним со стороны населения способны стать основой для реализации на базе ТОСов проектов социального предпринимательства.
Территориальная община обладает внутренним ресурсом развития (люди, идеи, финансы, организации) что позволяет рассматривать ее в качестве центра социальных инициатив. В качестве юридических лиц территориальные общины могут выступать как субъекты хозяйственной деятельности и заниматься социальным предпринимательством. Задействование ресурса самоорганизации граждан по месту жительства позволяет в кратчайшие сроки выявить неудовлетворенные социальные потребности территории, выявить уровень платежеспособного спроса и удовлетворить имеющийся спрос за счет предложения инновационного товара или услуги.
Однако имеющийся экономический потенциал территориальных общин остается незадействованным вследствие недостаточности внимания, уделяемого данному вопросу органами местного самоуправления.
Реализуемые в настоящее время государством и органами местного самоуправления меры, направленные на развитие института территориального общественного самоуправления, ориентированы преимущественно на поддержание текущего уровня развития территориальных общин и являются внешними по отношению к объекту управления (территориальным общинам – ТОСам - как организациям). Значительно меньше внимания обращается на создание условий, нацеленных на развитие внутреннего потенциала указанных организаций.
Так, органами местного самоуправления проводится мероприятия по созданию ТОСов, но значительно меньше уделяется вопросам развития указанных организаций (например, вопросам привлечениям инвестиций в данную сферу). Реализация мероприятий обычно проводится в рамках действующих целевых программ, привлечение средств из внебюджетных источников, если и имеет место, то на крайне нерегулярно. В случае ухудшения экономической ситуации (снижение темпов роста, рецессия, кризис) финансирование деятельности ТОСов уровень финансирования деятельности ТОСов может значительно снизиться и даже прекратиться.
Недостаточность мер, реализуемых органами местного самоуправления в рамках создания условий для развития института территориального общественного самоуправления, значительно снижает эффективность функционирования ТОСов, а также оказывает негативное влияние на качество управления муниципальным развитием в целом. Поэтому органам государственной власти, а также органам местного самоуправления следует более многоаспектную политику в рамках развития института территориального самоуправления. Реализуемые меры должны быть направлены на более полное задействование потенциала, имеющегося в территориальных общин. И, так как применяемые управленческие подходы являются недостаточно эффективными, необходимым становится внедрение новых методологических подходов к управлению развитием территориальными единицами, как социально-экономическими системами.
Одним из таких методологических подходов является социокультурная концепция менеджмента (СККМ) [1].
В соответствии с СККМ, достаточные условия эффективности управления развитием государства складываются, прежде всего, на нижнем микроэкономическом уровне в результате обеспечения соответствия ожиданий субъекта ожиданиям объекта, когда управление во многом перевоплощается в самоуправление [2, с.73-75]. Максимальная эффективность управления территориальными социально-экономическими системами при этом будет достигаться в случае их согласованного развития в рамках системы взаимодействия (или коэволюции) [6, с.123].
Качество управления муниципальным развитием определяется степенью включения в процесс стратегического планирования его основных субъектов. На муниципальном уровне к таковым относятся органы местного самоуправления, бизнес, а так же представители интересов граждан по месту жительства – территориальные общины (ТОСы).
Являясь субъектом стратегического планирования, ТОСы могут наряду с органами местного самоуправления и бизнесом принимать активное участие в планировании будущего своей территории, реализуя тем самым свой организационный и экономический потенциал. Результатом более полного использования потенциала территориальных общин является повышение качества принимаемых органами местного самоуправления управленческих решений, а также повышение качества жизни населения, как основной цели проводимой социально-экономической политики.
В условиях снижения уровня наполняемости местных бюджетов для органов местного самоуправления становится особенно актуальной задача поддержания текущего уровня, а также развития налогооблагаемой базы.
На наш взгляд, перспективным направлением проводимой социально-экономической политики может стать развитие социального предпринимательства в качестве инструмента развития территории.
Наш опыт реализации образовательных проектов (повышение квалификации управленческих кадров из числа руководителей и активистов территориальных общин в г.Иванове) [7,с.47-49] свидетельствует о том, что руководители указанных организаций: во-первых, заинтересованы в дальнейшем развитии своих организаций и, во-вторых, одним из направлений дальнейшего развития они видят предпринимательскую деятельность, направленную на решение социально значимых проблем своего микрорайона (социальное предпринимательство).
Так, в результате обучения по курсу «Основы проектного управления» слушатели (руководители и активисты территориальных общин) подготовили в благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко несколько заявок на получение грантов и смогли их получить на условиях софинансирования (ранее активисты не имели опыта подготовки заявок). Кроме того, активисты ТОСов подготовили проект «Бюро добрых дел», который, по сути, является предпринимательским: способен генерировать денежный поток и при определенных условиях стать самоокупаемым и даже приносить прибыль. В силу ряда причин данный проект не был запущен в работу, однако здесь важен сам прецедент данной работы, который свидетельствует о готовности активистов ТОСов работать в сфере социального предпринимательства.
Однако развитие социального предпринимательства в среде территориального общественного самоуправления сдерживается рядом проблем, в том числе:
- недостаточный уровень подготовки управленческих кадров;
- недостаточный уровень развития сопровождающей инфраструктуры;
- высокие административные барьеры;
- высокая стоимость заемных средств.
Часть вышеуказанных проблем присуща и сфере социального предпринимательства, в частности, и сфере малого предпринимательства в целом. Поэтому на государственном и муниципальном уровне необходимо более эффективно проводить работу по развитию социального предпринимательства, как инструмента развития региональной экономики. При этом на государственном уровне необходимо создавать общие условия для развития СП, на муниципальном уровне – совершенствовать инфраструктуру развития СП, а также расширять категории организаций, готовых работать в данной сфере (в том числе за счет включения территориальных общин в число социальных предприятий).
По нашему мнению, объединение потенциала социального предпринимательства и территориального общественного самоуправления создаст синергетический эффект, в котором так нуждается региональная экономика в настоящее время. Экономическая составляющая данного эффекта выразится в создании новых рынков, новых предприятий, новых рабочих мест, расширении налогооблагаемой базы, увеличении доходной части бюджетов; социальная составляющая – в повышении качества жизни населения, улучшении отдельных социальных показателей развития локальных территорий.
Заключение
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что социальное предпринимательство является эффективным инструментом развития региональной экономики. Однако для повышения результативности использования данного инструмента необходима системная и комплексная работа на отдельных территориях с привлечением всех основных субъектов развития территории конкретных муниципальных образований.
Одним из направлений дальнейшего развития института СП является усиление взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также между основными субъектами развития территории муниципальных образований (территориальные общины – бизнес-власть). Речь идет о дальнейшем развитии уже созданной в регионах инфраструктуры развития института СП. Новые элементы инфраструктуры должны создать условия для расширения возможностей присутствия социальных предпринимателей в различных секторах региональной экономики, а также для увеличения количества различных категорий организаций занимающихся социальным предпринимательством.
В частности, функционирующие в настоящее время центры инноваций в социальной сфере (ЦИССы) могли бы аккумулировать социально ориентированные бизнес-идеи и искать источники финансирования для их реализации с учетом особенностей территориальных общин. Также целесообразным считаем создание на муниципальном уровне ресурсного центра по сопровождению коммерчески привлекательных проектов территориальных общин на основе модели «бизнес-инкубатор».
Библиографический список
- Алексеевский В.С. Автореферат дис. … д.э.н. Управление диссипативными системами экономики и социума. Кострома. – 2004. – 42 с.
- Алексеевский В.С. Условия эффективности
отношений управления // Проблемы новой политической экономии. – Кострома. 2004. №3. С.73-75.
- Баталина М., Московская А., Тарадина Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России». М., 2007.
- Гришина Я.С. Американский и европейский опыт социального предпринимательства: сравнительно-правовая характеристика // «Вестник санкт-петербургского университета. 2013.Cер.14.Вып.2.С.63.
- Керлин Дж. А. Социальные предприятия в США и Европе: понять различия и извлечь из них уроки. URL: http://www.nb-forum.ru/thlaw_365_133(датаобращения: 29.01.2017).
- Моисеев Н.Н. Системная организация биосферы и концепция коэволюции // Общественные науки и современность. 2000. №2. С.123.
- Сафаров СМ. Информационно-обучающая инфраструктура ТОС как условие развития социального предпринимательства // «Управление городом: теория и практика.2014. №2.С.47-49.
- Сайт благотворительного фонда «Наше будущее» http://www.nb-forum.ru/social/(дата обращения 05.01.2017)
- Государственная программа Костромской области «Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и содействие развитию местного самоуправления на территории Костромской области на 2014 - 2018 годы».
- Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования // URL: http://www.rulit.me/books/socialnoe-predprinimatelstvo-v-rossii-i-v-mire-praktika-i-issledovaniya-read-240837-1.html(дата обращения: 29.01.2017).
- Социализация предпринимательства на примере Великобритании и США: зарубежный опыт // НП «Моск. центр развития предпринимательства», 2008: информ. портал Внешмаркет.ру. URL: http://www.vneshmarket.ru/ content/document_r_CCB010CA-DAEC-40C2-9BB4- C0462737937D.html(датаобращения: 29.01.2017).
- Социальное предпринимательство и социальная работа. URL: http:// knowledge.allbest.ru/sociology/2c0a65635a3bd78b4c53b89421316c27_0.html (датаобращения: 29.01.2017).
- Сравнительно-правовое исследование социального предпринимательства в странах Америки и Европы. URL: http://territoriaprava.ru/topics/49465 (дата обращения: 29.01.2017).
- Шаповалова Л. 5Р социального маркетинга. URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/tactics/5p_social.htm(дата обращения: 29.01.2017)