Sammy Watkins Womens Jersey Социальное предпринимательство как ресурс развития института территориального общественного самоуправления | ООО "СИНЕРГИЯ"

 

Сообщение об ошибке

  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/g/gsnet/sinergiya/public_html/index.php:2) in drupal_send_headers() (line 1490 of /home/g/gsnet/sinergiya/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/g/gsnet/sinergiya/public_html/index.php:2) in drupal_send_headers() (line 1490 of /home/g/gsnet/sinergiya/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/g/gsnet/sinergiya/public_html/index.php:2) in drupal_send_headers() (line 1490 of /home/g/gsnet/sinergiya/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/g/gsnet/sinergiya/public_html/index.php:2) в функции drupal_send_headers() (строка 1490 в файле /home/g/gsnet/sinergiya/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/g/gsnet/sinergiya/public_html/index.php:2) в функции drupal_send_headers() (строка 1490 в файле /home/g/gsnet/sinergiya/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/g/gsnet/sinergiya/public_html/index.php:2) в функции drupal_send_headers() (строка 1490 в файле /home/g/gsnet/sinergiya/public_html/includes/bootstrap.inc).

Социальное предпринимательство как ресурс развития института территориального общественного самоуправления

Социальное предпринимательство как ресурс развития института территориального общественного самоуправления
 
 
Статья опубликована в журнале «Управление городом: теория и практика». 2016. №2. С.82-85.
 
С.М. Сафаров,                                                       
Директор ООО «СИНЕРГИЯ», кандидат экономических наук
 
 
Социальное предпринимательство на базе территориальных общин – важная составляющая муниципальной экономики. Для развития института социального предпринимательства на муниципальном уровне надо создавать необходимые условия.
 
Ключевые слова:  территориальное общественное самоуправление, малое предпринимательство, социальное предпринимательство
 
Socio-oriented business as a resource of  development of
Territorial self-government Institution
 
S.Safarov,       Director of LLL «SINERGIYA»
Candidate of economical sciences
 
Social business in local communities is an important part of the local economy. At the local level should to create necessary conditions  to develop the institution of socio-oriented business.
 
Key wards: Territorial self-government, small business, socio-oriented business
 
Современное нестабильное состояние российской экономики  со всей серьезностью ставит перед органами местного самоуправления вопрос наполняемости местных бюджетов.
Одним из драйверов развития муниципальной экономики в текущей экономической ситуации является приоритетное развитие малого предпринимательства (МП). Преимущества малого бизнеса перед крупным  – небольшая структура, быстрая адаптация к изменениям внешней среды – позволяют органам власти снизить уровень социальной напряженности, вызванной уменьшением реальных доходов населения, но и полнить муниципальный бюджет (за счет создания новых рабочих мест, увеличения налогооблагаемой  базы), а также сохранить и улучшить достигнутый уровень качества жизни населения (за счет инноваций - вывода на рынок новых товаров и услуг, поиска новых способов удовлетворения потребностей граждан).
Частью малого предпринимательства, как сектора экономики, является социальное предпринимательство (СП). Основной целью, даже можно сказать, миссией СП является ликвидация (или снижение значимости) социальной проблемы граждан в границах отдельной взятой части поселения. Получение прибыли, как цель деятельности организации, в этом случае вторично.
Развитие социального предпринимательства в настоящее время активно поддерживается на федеральном уровне и региональном уровнях. На федеральном уровне поддержка оказывается в виде грантов. В числе грантодателей выступают Министерство экономического развития РФ, Агентство стратегических инициатив  РФ, фонд «Наше будущее». На региональном уровне поддержка оказывается частными благотворительными фондами (например, фонд Тимченко). В некоторых регионах России, например, в Костромской области, реализуются государственные целевые программы, направленные на поддержку социально ориентированных стартапов.
На муниципальном уровне развитие СП может осуществляться по двум основным направлениям. С одной стороны, драйверами развития могут выступить социальные предприниматели, самостоятельно развивающие свои организации. С другой стороны (и этот момент мы осветим подробнее), драйверами развития могут выступить органы местного самоуправления (за счет создания необходимых и достаточных условий для местных сообществ - ТОСов).
ТОС, как организация, является одним из ключевых субъектов развития территории (наряду с бизнесом и органами местного самоуправления). На территории ТОСа сконцентрированы ресурсы (идеи, люди, деньги - собственные или привлеченные), которые позволяют рассматривать его в качестве центра социальных инициатив,  способного самостоятельно решать некоторые проблемы развития своей территории. В соответствии с Уставом, ТОС может заниматься хозяйственной деятельностью и вырученные средства пускать на решение вопросов развития своей территории. Для этого необходимо зарегистрировать юридическое лицо.
По нашему мнению, ТОС является наиболее привлекательным объектом для развития СП. И вот по каким причинам.
Во-первых, ТОС, в соответствии с Уставом имеет право заниматься хозяйственной деятельностью и вырученные средства пускать на решение вопросов развития своей территории. Для этого только необходимо зарегистрировать юрлицо. В случае успешности предпринимательской деятельности у ТОСа может появиться более менее постоянный источник дохода, а, значит, могут появиться собственные средства, которые можно пустить на развитие своей территории (или снова инвестировать в бизнес). Кроме того, наличие собственных средств позволит привлечь внешнее финансирование для реализации крупных проектов на условиях софинансирования (часть средств вносит ТОС, часть – местный бюджет или частный инвестор)
Во-вторых, ТОС представляет интересы населения, проживающего в границах определенной территории, данная территория представляет собой рынок сбыта. В границах данного рынка достаточно легко можно выявить социальные потребности граждан (которые не удовлетворяются ни рынком, ни органами местного самоуправления), определить платежеспособный спрос и определить перспективы развития различных направлений бизнеса.
В-третьих, в социально ориентированном бизнесе могут быть заняты социально незащищенные группы граждан. В границах территориальной общины (ТОС) достаточно легко выявить данную категорию граждан, выявить их рудовой потенциал и создать для них новые рабочие места. Таким образом, развитие предпринимательской деятельности на базе ТОС позволит:

  • создать новые рабочие места для социально незащищенных слоев граждан;
  • улучшить качество их жизни (за счет появления дополнительного источника дохода);
  • повысить доходы местных бюджетов (за счет роста налоговых отчислений);
  • улучшить качество жизни граждан на подконтрольной территории за счет удовлетворения их социальных потребностей.

 
 
Однако развитию СП на муниципальном уровне препятствует целый ряд факторов, одним из которых является недостаточный уровень развития информационно-обучающей инфраструктуры.
Текущий уровень подготовки руководителей и активистов ТОС не позволяет им в полной мере реализовать имеющийся потенциал развития своих организаций. Абсолютное большинство данных специалистов не имеют экономического, юридического образования. Либо подготовки в области управления организаций. Органы местного самоуправления помогают создать ТОСы, но организации ведь нужно еще развивать, а этому практически не уделяется внимания.
Сегодня есть и положительный опыт повышения квалификации руководителей ТОС. Так, в г.Иванове на базе  Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание»  несколько лет подряд данные специалисты учатся на курсах повышения квалификации.  Обучение проводится по таким курсам, как «Председатель ТОС», «Основы управления проектами». Подготовлен курс «Основы социального предпринимательства».
В результате пройденного обучения слушатели усовершенствовали навыки разработки проектов развития своей территории. Некоторые из ТОСов подали заявки в благотворительные фонды и получили гранты на реализацию своих проектов.
Дальнейшее развитие подобных проектов сдерживается отсутствием регулярности в их проведении. Дело в том, что проекты реализуются в рамках разовых небольших грантов, выделяемых из муниципального и регионального бюджетов. Нерегулярность получения грантов приводит к отсутствию качественно значимого результата от проводимых образовательных мероприятий. Поэтому было бы целесообразным в целях поддержки социального предпринимательства усовершенствовать работу на муниципальном уровне.  В частности,  наряду с выделяемыми грантами считаем целесообразным разработку целевых программ сроком действия на 3-5 лет (либо актуализация действующих целевых программ развития малого предпринимательства).
Кроме того, считаем целесообразным создание на муниципальном уровне бизнес-инкубатора, целью которого будет отбор и сопровождение социально ориентированных предпринимательских проектов развития территории общин.
 
 
Подводя итог вышесказанному,  необходимо отметить следующее:

  1. Социальное предпринимательство является тем сегментом муниципальной экономики, которое требует приоритетного развития.
  2. Территориальные общины являются ядром развития социального предпринимательства.
  3. Для успешного развития социального предпринимательства на муниципальном уровне необходимо проводить системную и комплексную работу, направленную в том числе на:
  • развитие информационно-обучающей инфраструктуры;
  • развитие системы финансового обеспечения реализуемых мероприятий.

 
 
 
 
 
 
 
 

Наши Партнеры