Территориальное общественное самоуправление: многообразие возможностей

Опубликовано в журнале Управление городом: теория и практика. 2014. № 2 (13). С. 13-16.
 
Статьей 27 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяются территории, на которых может действовать территориальное общественное самоуправление, регламентируется содержание устава ТОС, устанавливаются процедуры проведения собраний и конференций граждан, утверждения границ и регистрации устава. Вместе с тем законодатель не даёт чёткого понимания смысла и назначения ТОС как социального института. Чтобы ТОС стало мощным общественным движением, необходимо сместить акцент с организационных процедур на содержательную деятельность в интересах местного сообщества.
 
Цель статьи – показать максимум возможностей окультуривания социальной среды силами ТОС, основываясь на российской практике.
 
Следует разделять организационную и содержательную работу ТОСов. К первой относится, в частности, утверждение границ, разработка устава, проведение собрания. Содержательная же деятельность – это та, которая направлена на решение проблем и задач территории. Поскольку орган ТОС является институтом социальной организации, избежать оргмоментов невозможно, однако акцент при этом должен быть смещён на реализацию интересов населения, иначе территориальное общественное самоуправление не будет им воспринято как значимый субъект.
 
Содержательную работу ТОС можно классифицировать по двум основаниям. Первое основание – это сфера жизнедеятельности: благоустройство, культура, спорт и т.д. Второе основание – это потенциал мероприятия, условно определяемый по степени его проработанности и социального эффекта: информационная кампания, рабочая встреча с должностным лицом, разовое событие, традиционное событие, система деятельности.
 
Обозначим кратко возможные направления деятельности ТОСов в различных сферах жизнедеятельности.
 
Безопасность. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации«О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 субъектами безопасности, наряду с государственными органами, являются граждане и общественные организации. Соответственно, граждане могут самостоятельно или через создаваемые ими общественные организации (в данном случае ТОС) защищаться от правонарушителей, не нарушая законодательство РФ.
 
Возможны самые разнообразные формы участия ТОСов в обеспечении безопасности территории.

  1. Организация обходов территории ТОС.
  2. Организация охраны территории ТОС.
  3. Подготовка и направление в соответствии с требованиями законодательства предложений в органы государственной власти, органы местного самоуправления.
  4. Молодёжная казачья дружина (опыт ТОС «Донские зори» Клетского сельского поселения Клетского муниципального района).
  5. Отряд  содействия  полиции  (опыт  отряда  содействия милиции «Ветеран»    при Совете территории № 9 г. Белгорода, 2009 г.).
  6. Ходатайство о создании отдела полиции на территории микрорайона (опыт КТОСА «Первокирпичный» г. Омска (1).
  7. Проект «Соседская бдительность» в г. Арзамасе Нижегородской области.
  8. Общественные комиссии по делам несовершеннолетних. В рамках проекта

«Открытая школа» в г. Новосибирске при ТОСах создавались общественные комиссии в составе инспектора комиссии по делам несовершеннолетних, социального педагога и классного руководителя. В функции комиссий входило посещение трудных подростков, выявление неблагополучных семей, составление актов обследования жилищно-бытовых условий.
 
Культура. ТОСы должны не просто взять на себя проведение части культурных мероприятий, а стать проводниками идеологии местного сообщества. Именно в рамках данной идеологии должно воспитываться хозяйское отношение к своему подъезду, дому, двору, улице, микрорайону; ценность добрососедских отношений; готовность к волонтёрскому труду на благо своей территории проживания; наконец, идеал служения большой и малой родине.
 
Культурная политика муниципалитета, реализуемая силами ТОСов либо с их участием, должна быть также направлена на устранение диспропорций культурного облика городских окраин, содействие самовыражению и самореализации творческих личностей, противодействие деструктивной массовой культуре.
 
Выделим ряд типовых мероприятий ТОСов в сфере культуры.

  1. Проведение праздников дворов, Дня соседей, иных массовых мероприятий.
  2. Содействие в реставрационных работах, улучшение технического состояния объектов культурного наследия.
  3. Конкурс кулинаров.
  4. Фотовыставка представителей соседского сообщества.
  5. Экскурсионные поездки актива ТОС.
  6. Встречи с народными умельцами.
  7. Конкурс рисунков на асфальте.
  8. Поздравление участников Афганской войны и других боевых действий.

На сельских территориях ТОС может выступать в роли координатора социокультурного комплекса, в рамках которого на основе соглашения о совместной деятельности объединяются дома культуры, школы, библиотеки и музеи. Назначение социокультурного комплекса состоит в формировании единого воспитательного пространства территории самоуправления.
 
Образование. Институционально развитые ТОСы могут взять на себя реализацию концепции государственно-общественного управления образованием. В настоящее время в среде деятелей образования много говорится о формировании социального заказа на образовательные услуги, в частности на услуги дополнительного образования. Именно ТОСы призваны наполнять понятие социального заказа конкретным содержанием на основе детального изучения потребностей жителей территории. Одним из возможных инструментов решения данной задачи является проведение родительских собраний в микрорайонах с участием активистов ТОС.
 
Спорт. В сфере спорта ТОСами либо с участием органов общественного самоуправления могут быть реализованы следующие мероприятия.

  1. Проведение утренней гимнастики во дворах (опыт г. Белгорода);
  2. Организация    дворовых    команд,     обеспечение    их     участия     в    городских соревнованиях;
  3. Привлечение ТОС к проектированию размещения спортивных площадок;

ТОС «Ручеёк» Кумылженского сельского поселения Волгоградской области разработал собственную программу формирования здорового образа жизни населения территории, которая предусматривала целый ряд конкретных шагов:

  1. Разработка пешеходных маршрутов для движения групп здоровья;
  2. Акция «Измеряем давление, чтобы не допустить инсульта, инфаркта» (с участием медсестры районной больницы);
  3. Флюорографическое и кардиологическое обследование пенсионеров ТОС;
  4. Ознакомление жителей с методиками ЗОЖ;
  5. Ознакомление жителей со специальной литературой (с участием активистов ТОС и работников библиотеки);
  6. Организация кинолектория;
  7. Проведение экскурсий для членов ТОС, паломничества в монастырь.

Содействие занятости населения. ТОСы могут принять активное участие в организации оплачиваемых общественных работ, основываясь на статьях 7.2 и 24 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», а также с учетом постановления Правительства РФ от 14.07.1997 г. № 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ».
 
Общественные работы призваны обеспечивать осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, чаще всего – это благоустройство территории.
 
В Новосибирске имеется опыт создания трудовых отрядов ТОС. Мэрией города выстроена технология, в основе которой – поддержание взаимного интереса друг в друге предпринимателей и участников трудовых отрядов. Предприниматели, участвующие в проекте, получают статус социально значимых предпринимателей, что даёт право на дополнительную грантовую поддержку. Молодые люди – участники трудовых отрядов – получают вместе с работой «пакет дополнительных услуг»: питание за счет городского бюджета и экскурсии, в том числе на теплоходе.
 
Сфера ЖКХ. ТОСы как хозяева территории призваны играть главенствующую роль над ТСЖ и управляющими организациями, однако такой расклад сил остаётся редкостью по причине слабости институтов общественного самоуправления.
 
ТОСы могут выполнять контрольную функцию в отношении управляющих организаций.  Так,  в  Положении   о  территориальном  общественном  самоуправлении   г. Воскресенска Московской области в качестве одной из функций ТОС обозначено содействие нанимателям и собственникам жилых помещений в осуществлении контроля за выполнением управляющими организациями их обязательств по договорам управления многоквартирными домами.

В Новосибирске ТОСы участвуют в реализации проекта «Знак доверия», определяя лучшие управляющие организации по итогам года.
 
ТОС может сам выступать в роли управляющей компании. Такой опыт уже более десяти лет практикуется на юге России (Волгоград, Саратов, Ростов, Краснодар).
 
Как минимум, ТОСы могут стать участниками программ энергосбережения, проводя информационные кампании и участвуя в проверке общедомовых приборов учёта.
 
Социальная защита. ТОСы имеют шанс стать авторитетными организациями, занимаясь благотворительностью. Именно в рамках соседского сообщества лучше всего известно, кто реально нуждается в тех или иных благах. Направления активности тосовцев в сфере социальной защиты могут быть следующими:

  1. Участие в благотворительных акциях органов местного самоуправления;
  2. Участие    в    распределении    гуманитарной    и    иной    помощи    (г. Раменское Московской области);
  3. Поддержка местных предпринимателей, оказывающих помощь нуждающимся жителям микрорайона;
  4. Создание соседских сетей взаимопомощи.

Таким образом, в современных социально-правовых условиях именно ТОСы, плотно занимаясь содержательной деятельностью, способны, с одной стороны, воспринять, поддержать и «приземлить» инициативы местной  администрации,  а  с другой – максимально раскрыть социальный потенциал жителей территории.
 
Рассматривая сферы жизнедеятельности населения, субъектами преобразования которых призваны стать ТОСы, мы упустили из вида одну очень важную сферу – экономическую – по причине отсутствия на сегодняшний день тосовской практики в данной сфере. Вместе с тем мы полагаем, что, учитывая значимость удовлетворения материальных потребностей для всех без исключения жителей, именно решение экономических вопросов силами институтов общественного самоуправления может заметно повысить гражданскую активность и общественный интерес к ТОСам (2). Речь идет о виртуальных рынках микрорайонов, обществах взаимного кредита, негосударственных пенсионных фондов. Систему, включающую данные элементы, планируется создать в рамках социальной корпорации жителей города Белгорода.
 

Список литературы

 

  1. Киселёва, А.М. Развитие территориального общественного самоуправления в крупном городе [Текст]:// Социс. – 2008. – № 10. – С.78.
  2. Харченко К.В. Электронная городская община как сочетание народных тради- ций и современных технологий [Текст]: // Управление городом: теория и практика. – 2014.– № 1. – С.50-59.

Наши Партнеры