Опубликовано в журнале «Управление городом: теория и практика».2024. №3.С.8-12.
Сафаров С.М.,
кандидат экономических наук,
генеральный директор НП «Национальная
Гильдия Профессиональных Консультантов»
научный сотрудник Института управленческих исследований и
консалтинга Финансового университета при Правительстве РФ
Аннотация. В статье рассматривается потенциал волонтерства в качестве элемента экосистемы социального предпринимательства. Добровольцы являются важной составляющей деятельности некоммерческих организаций, социальных предприятий и корпораций. Результаты их деятельности оказывают влияние на развитие всех субъектов экосистемы социального предпринимательства.
Ключевые слова: волонтерство, корпоративное волонтерство, социальное предпринимательство
Сложность решаемых задач в области социального развития, а также неготовность государств полностью взять на себя ответственность за решение задачи обеспечения граждан надлежащим качеством социальных услуг обусловили необходимость поиска и задействования ресурсов, использование которых позволило бы обеспечить должное качество социальной инфраструктуры, доступ жителей к социальным услугам и в целом обеспечить привычный уровень качества жизни граждан.
Вовлечение в процесс принятия решений в области социального развития территории организаций некоммерческого сектора, волонтерских структур, а также бизнеса (включая социальные предприятия) позволяет правительствам обеспечить приток внебюджетных средств в социальную сферу, создать в ней конкуренцию, снизить бюджетные расходы и направить высвобожденные средства на решение не менее важных задач развития государства. Достижение указанных целей при этом обеспечивается за счет создания экосистемы социального предпринимательства, целью которой является создание необходимых и достаточных условий для эффективного развития социальной сферы.
Социальное предпринимательство представляется более эффективной идеологией достижения целей устойчивого развития по сравнению с традиционным бизнесом, так как в ее основе лежит не принцип максимизации прибыли и дохода предпринимателя, а принцип максимизации общественного блага в результате осуществления предпринимательской деятельности.
При этом в качестве субъектов предпринимательской деятельности предлагается рассматривать не только социальные предприятия или чистый бизнес, но и НКО. Если рассматривать предпринимательскую деятельность как результат проявления собственной активности, то НКО, при наличии финансовой модели, является социальным предприятием.
В России экосистема социального предпринимательства формировалась в течение последних двух десятилетий. За это время начали действовать институты поддержки социального предпринимательства (грантовая поддержка); сформирована и продолжает развиваться нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере социального предпринимательства и некоммерческом секторе экономики; созданы и пополняются реестры социальных предпринимателей, а также исполнителей общественно-полезных услуг; развивается инфраструктура по подготовке управленческих кадров в сфере социального предпринимательства; в крупнейших компаниях страны выстроена и функционирует система корпоративного волонтерства; в результате тесного взаимодействия бизнеса и органов местного самоуправления решается ряд задач социально-экономического развития территории муниципальных образований.
Тем не менее, несмотря на определенные качественные преобразования и видимые результаты – развитие социальной инфраструктуры, создание новых рабочих мест для людей, оказавшихся в непростой жизненной ситуации, улучшение отдельных показателей социально-экономического развития муниципальных образований, и регионов в целом – продолжает оставаться нерешенным ряд моментов, которые не позволяют развиваться экосистеме социального предпринимательства с желаемой скоростью и более быстрыми темпами достигать решения поставленных перед государством задач.
В связи с этим, представляется целесообразным рассмотреть потенциал субъектов экосистемы социального предпринимательства с точки зрения их влияния на достижение целей социально-экономического развития территории муниципального образования, ограничения и возможные направления развития. Ввиду очевидной ориентации социальных предприятий на решение или смягчение социальных проблем территории, остановимся на анализе деятельности НКО и волонтерских организаций в качестве субъектов экосистемы социального предпринимательства.
НКО как субъект экосистемы социального предпринимательства
Потенциал НКО в качестве субъекта экосистемы социального предпринимательства проявляется в способности и готовности данных организаций решать некоторые задачи социально-экономического развития территории, которые в силу ряда причин не готовы решать ни органы местного самоуправления, ни бизнес-структуры. Ресурсы НКО позволяют быстро выявлять неудовлетворенные социальные потребности жителей и закрывать их за счет предложения рынку соответствующего товара или услуги. Поступление денежных средств при этом осуществляется либо с открытого рынка, либо из регионального бюджета по итогам выполнения государственного заказа.
Однако потенциал НКО в качестве субъекта предпринимательской деятельности (социальное предпринимательство) сдерживается рядом факторов, имеющих законодательную природу. Деятельность НКО и социальных предприятий регулируется разными федеральными законами – №7-ФЗ [3], №209-ФЗ [1], – что оказывает влияние на возможность некоммерческих структур заниматься хозяйственной деятельностью.
Прежде всего необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом №209-ФЗ, социальным предпринимательством признается деятельность только коммерческих организаций. НКО, в соответствии с данным законом, не попадают в категорию социальных предприятий, даже если оказывают услуги на коммерческой основе (включая те, которые оплачиваются за счет бюджетных средств). Соответственно, они не могут быть включены в реестр социальных предприятий, а также пользоваться мерами поддержки, предоставляемыми малому и среднему бизнесу в соответствии с Федеральным законом №209-ФЗ.
Вызывают вопросы и критерии отнесения предприятий к социально-ориентированным. Как ни странно, даже если в НКО будут трудоустроены такие категории граждан, как инвалиды или иные люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, организация все равно не попадает в категорию социально-ориентированных.
Определенное влияние на развитие экосистемы социального предпринимательства оказывают и противоречия межу федеральным законодательством и отраслевым. Так, в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ [2], музей может существовать только в форме учреждения. Вследствие этого, негосударственные музеи, даже трудоустраивая инвалидов, не могут получить статус социального предприятия.
Регулирование экосистемы социального предпринимательства различными федеральными законами, порой противоречащими друг другу в области ведения предметной деятельности, приводит к тому, что НКО не могут воспользоваться мерами поддержки социальных предпринимателей, предоставляемыми в соответствии с ФЗ-209, и ориентируются в своей деятельности на получение грантов.
Выделение грантов осуществляется на конкурсной основе. Условия участия в конкурсах при этом разные. Например, принять участие в конкурсе грантов Фонда президентских грантов могут только НКО. А получить гранты в Президентском фонде культурных инициатив могут и НКО, и коммерческие структуры.
Несинхронизированность нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере социального предпринимательства, привела к появлению гибридной формы организации деятельности в данной сфере. Проявляется это в том, что организации создают дружественные структуры различной организационно-правовой формы в целях получения максимально большого количества мер поддержки для осуществления своей деятельности.
Гибридная форма организации деятельности позволяет повысить финансовую устойчивость НКО за счет осуществления хозяйственной деятельности и получения мер поддержки из различных источников. Но, с другой стороны, не все НКО могут позволить издержки, связанные с деятельностью дополнительных юридических лиц (например, издержки на ведение отчетности или более пристальное внимание со стороны контрольно-надзорных органов).
Возможным выходом из складывающейся ситуации могло бы стать развитие нормативно-правой базы. Синхронизация критериев отнесения предприятий к социальным и социально-ориентированным организациям создаст условия для увеличения количества СО НКО и социальных предприятий. А расширение перечня мер поддержки позволит СО НКО более активно заниматься предпринимательской деятельностью в области социального предпринимательства и содействовать смягчению ряда социальных проблем территории.
Волонтерство (добровольчество) как субъект экосистемы социального предпринимательства
Темы социального предпринимательства и волонтерской деятельности в настоящее время активно обсуждаются на многих дискуссионных площадках страны. Однако чаще всего в отрыве друг от друга. Тем не менее, потенциал вышеуказанных инструментов позволяет рассматривать их совместное использование в качестве драйверов развития территории муниципального образования. Так, по мнению А.Р. Белоусова, экс-помощника Президента Российской Федерации, волонтерская деятельность представляет собой «ресурс, который может быть полезен при реализации проектов в сфере социального предпринимательства» [4]. Являясь неотъемлемой составляющей деятельности НКО, социальных предприятий и частью деятельности бизнес-структур (корпоративное волонтерство), добровольцы оказывают влияние и на развитие указанных организаций, и на устойчивое развитие территории муниципального образования в целом. Поэтому волонтерские организации с полным правом можно считать элементом экосистемы социального предпринимательства. В связи с вышеизложенным, целесообразным представляется рассмотреть роль волонтерства в экосистеме социального предпринимательства в целом
Сами социальные предприниматели отмечают, что мотивирующим фактором при участии добровольцев в социальных предпринимательских проектах является чувство сопричастности к результату социальных изменений. Люди хотят получить данный результат и готовы вложить в него имеющиеся ресурсы – время, знания, опыт – на добровольной основе. Достаточно большие группы волонтеров готовы, например, вкладывать собственные средства, перемещаться на далекие расстояния с целью участия в реализации проектов социального предпринимательства. Для них важно ощущать свою сопричастность к социально-значимому не только для себя, но и для других
Здесь необходимо отметить один из проектов фонда «Наследие севера», связанный с сохранением памятников деревянного и каменного зодчества на территории Архангельской области (Каргопольский район). Для реализации проекта понадобились средства, которые появились в результате осуществления предпринимательской деятельности (жители одной из деревень занимались ткачеством). Туристы в качестве волонтеров привозили в район ткани и другие материалы, служащие сырьем для производства изделий и потом сами же выкупали их. Кроме того, приезжающие для осмотра достопримечательностей туристы также приобретали произведенную продукцию. Средства, вырученные от продажи продукции, тратились на поддержание объектов туристического показа в удовлетворительном состоянии.
Немаловажной является тема экономического вклада волонтерской деятельности в социальное предпринимательство. В стабильно работающих социальных предприятиях сформированы и работают постоянные команды добровольцев, а также «волонтеры – pro bono», специалисты, не имеющие отношения к организации, но готовые выполнить определенную работу на добровольной основе. В основе их действий лежит чувство сопричастности к достижению социально значимого результата для страны, региона, конкретной территории проживания. Практика свидетельствует о том, что работа добровольцев позволяет повысить финансовую устойчивость социальных предприятий за счет снижения издержек на оплату труда сотрудников.
Здесь стоит обратить внимание на экологический проект «Собиратор» [5]. Данный проект родился как волонтерская деятельность (эковолонтерство), а сейчас реализуется в формате социального предпринимательства. По словам Валерии Сидоровой, руководителя отдела просвещения данной организации, в 2023 году помощь им оказали 1276 волонтеров в пяти регионах России. Из указанного количества волонтеров в 2023 году в команду вступили только 100 человек. Это свидетельствует о высокой степени мотивации добровольцев, позволяющей в течение относительно долгого времени сохранять стабильную команду, профессионально развиваться вместе с организацией, осваивать новые компетенции, которые могут пригодиться им в будущем.
Однако эффект от взаимодействия волонтеров с социальным предприятием проявляется не только в повышении финансовой устойчивости последнего. Вовлечение в проект добровольцев также позволяет:
- снять им социальный дефицит в результате появления сети контактов и развития социальной карьеры (в результате постоянного участия в разноплановых проектах);
- снять кадровый дефицит в организациях в результате приема на работу в качестве штатного сотрудника человека, уже имеющего опыт работы в данной сфере и разделяющего корпоративные ценности.
В качестве субъекта экосистемы социального предпринимательства волонтерские структуры оказывают влияние не только на развитие социальных предприятий, но и на развитие территории муниципального образования в целом. В частности, речь может идти о вкладе добровольчества в улучшение качества городской среды, оцениваемое при помощи соответствующего индекса.
Индекс качества городской среды представляет собой инструмент для оценки качества материальной городской среды и условий её формирования [6]. С его помощью получают оценку городской среды и рекомендации по ее улучшению. Формирование индекса осуществляется по 6 пространствам и 6 критериям. Улучшение отдельных составляющих индекса возможно за счет вовлечения волонтеров в проекты развития территории.
Влияние данной целевой аудитории на улучшение городской среды при этом зависит от формы вовлечения волонтеров в проекты развития территории, характера реализуемых проектов, а также организационной формы структур, реализующих проекты. В этом плане интерес представляют программы корпоративного волонтерства, реализуемые на территории небольших городов крупнейшими отечественными компаниями. Часто они реализуются в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления.
Такие программы могут внедряться параллельно с грантовыми конкурсами. Это позволяет получить на выходе долгосрочные волонтерские проекты, имеющие перспективу монетизации и выхода на финансовую устойчивость. Результате появляются проекты не только «событийного волонтерства», но и «проектного волонтерства». В последнем случае у проектов есть цель, задачи, ключевые показатели эффективности, продукт. Также указана перспективность их монетизации и устойчивости.
Для повышения эффективности реализуемых инициатив в корпорациях среди волонтеров проводятся курсы по управлению проектами. После прохождения обучения добровольцы участвуют в проектах в разных статусах (профессиональное развитие), развивают социальную карьеру, сами в дальнейшем могут создать НКО или социальное предприятие.
Для небольших городов социально-экономический эффект от внедрения программ корпоративного волонтерства проявляется в:
- решении социально-экологических проблем территории;
- развитии социальной инфраструктуры в результате создания социальных предприятий, а также расширения направлений деятельности социально-ориентированных НКО;
- снижении уровня безработицы в результате создания новых рабочих мест на социальных предприятиях;
- создании условий для сохранении численности населения на территории: помимо работы в корпорации, люди открывают социальные предприятия, чаще всего семейные; это способствует снижению оттока населения из муниципального образования;
- улучшении качества городской среды.
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что волонтерство является важным компонентом экосистемы социального предпринимательства. Вовлечение добровольцев в работу НКО и социальных предприятий позволяет последним не только повысить свою устойчивость, но и создать условия для профессионального и социального развития самих волонтеров.
В свою очередь, результатом реализации корпорациями долгосрочных волонтерских проектов совместно с органами местного самоуправления является улучшение социально-экономической ситуации в городах в результате развития социальной инфраструктуры, а также создания новых рабочих мест социальными предприятиями и социально-ориентированными НКО, опирающими в своей деятельности на потенциал добровольцев.
Для ускорения темпов развития социально ориентированной предпринимательской деятельности необходимой представляется реализация комплекса мер, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области социального предпринимательства, а также на усиление взаимодействия между волонтерами (и их структурами), социальными предприятиями, корпорациями, органами местного саоуправления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Режим доступа: ocument/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения 28.07.2024).
- Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Режим доступа:3168/ (дата обращения 27.07.2024).
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ. Режим доступа: ns_doc_LAW_8824/ (дата обращения 27.07.2024).
- Белоусов: к проектам социального предпринимательства можно привлекать волонтеров. Режим доступа: /?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 28.07.2024).
- Сайт компании «Собиратор». Режим доступа: (дата обращения: 28.07.2024).
- Сайт «Индекс качества городской среды. Режим доступа: /#/ (дата обращения: 28.07.2024).




