Сегодня приняли участие в заключительной дискуссии в рамках VII Международной конференции «Социальный маркетинг и КСО». Основным вопросом дискуссии стало будущее социального маркетинга и НКО в новых экономических условиях.
По мнению многих экспертов, в ближайшей перспективе НКО столкнутся с уменьшением объёма финансирования, что связано с уменьшением объёма доходов у традиционных доноров. В свою очередь, снижение доходов региональных и муниципальных бюджетов приведёт к уменьшению сумм выделяемых грантов.
В этих условиях становится важным усиление горизонтальных связей между организациями некоммерческого сектора. НКО будут в большей степени взаимодействовать между собой, искать новые направления взаимодействия и развития.
Снижение объёмов финансирования НКО из внешних источников приведёт к усилению коммерческой составляющей в деятельности данных организаций.
Возможные направления коммерческой деятельности НКО:
• участие в системе государственных и муниципальных закупок (законодательство предоставляет ряд преференций для данных организаций);
• социальное предпринимательство, включая деятельность в статусе поставщика социальных услуг населения;
• включение в реализацию национальных проектов (реализация товаров, работ, услуг крупным и средним организациям, которые участвуют в реализации национальных проектов).
Роль социального маркетинга при этом повысится. Как известно. социальный маркетинг представляет собой такое общение, которое приводит к изменению поведения у целевой группы в желаемом для инициатора направлении. Усиление горизонтальных связей между НКО в целях обеспечения взаимного развития будет свидетельствовать о возрастающей роли социального маркетинга.