Опубликовано в сборнике трудов Всероссийской научно-практической конференции «Университетские образовательные программы как ресурс развития социального предпринимательства в регионе». ФГБОУ ВО СКФУ. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2021.
Эффективность развития института территориального общественного самоуправления (ТОС) во многом обусловлена уровнем развития социального партнерства, что проявляется во взаимодействии ключевых заинтересованных сторон. Социальное партнерство в рассматриваемой области проявляется в двух формах.
Во-первых, самоорганизация жителей с привлечением средств заинтересованных коммерческих структур (самообложение, инициативное бюджетирование, краудфандинг), а также возможностей инфраструктуры на территории (учреждения образования, культуры, охраны общественного порядка).
Во-вторых, взаимодействие между органами ТОС и органами власти, работающими в области развития института ТОС. органы местного самоуправления создают условия для реализации органами ТОС своего потенциала (обучение, гранты, использование различных инструментов для развития потенциала ТОС).
Далее мы более подробно рассмотрим второй аспект социального партнерства.
По нашему мнению, ситуация, складывающаяся в настоящее время в области развития института ТОС в России, является результатом недостаточного уровня развития социального партнерства. Это проявляется в следующем:
-органы власти учат создавать ТОСы, но не учат развивать данные организации;
-председатели ТОС не видят связь между результатами своей деятельности и целями развития территории (не видят свой роли в достижении целей устойчивого развития территории (ЦУР));
-у органов власти есть представление о целях устойчивого развития территории, но эта информация не доносится до органов ТОС;
-у органов ТОС отсутствует финансовая основа для реализации проектов, но органы власти не рассказывают о том, как можно исправить ситуацию, хоть такие возможности есть (социальное предпринимательство, инициативное бюджетирование, краудфандинг);
-у председателей ТОС отсутствуют компетенции в области управления развитием территории, но в рамках действующей образовательной инфраструктуры для представителей данной целевой аудитории не предусмотрено возможности повышения квалификации в области экономики и управления организацией.
Видимым результатом многолетнего опыта преобразований в области территориального общественного самоуправления являются конкретные показатели развития данной сферы. Они противоречивы (табл.).
Таблица
Динамика количества ТОСов в Российской Федерации в разрезе федеральных округов, ед [1].
Округ
Количество ТОС
зарегистрированных органами местного самоуправления
в том числе количество ТОС
в статусе юридического лица
2016
2017
2018
2019
2016
2017
2018
2019
ЦФО
7197
8558
8847
9577
283
197
217
233
ЮФО
8662
8678
9164
8537
1370
1196
1198
849
ПФО
5586
5371
6212
6240
409
515
642
725
ДФО
651
980
2666
3470
29
46
153
134
СФО
2366
3273
1936
2595
199
213
60
249
СЗФО
2425
1703
1955
2332
130
134
144
144
СКФО
226
902
1275
1311
21
13
17
16
УФО
490
776
987
812
54
104
110
87
Всего
27603
30241
33042
34874
2495
2418
2541
2437
С одной стороны, общее количество органов ТОС за период с 2016 г. по 2019 г. увеличилось (на 26,3%). С другой стороны, за этот же период времени уменьшилось количество данных организаций, зарегистрированных в статусе юридического лица (на 2,3%). Одновременно с этим, уменьшилась и доля органов ТОС, зарегистрированных статусе юридического лица: с 9% в 2016 г. до 7% в 2019 г.
Увеличение общего количества органов ТОС в России не влечёт за собой адекватного роста количества данных организаций, зарегистрированных в статусе юридического лица. Более того, доля последних в общем количестве ТОСов стабильно снижается.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что меры, реализуемые государством по развитию института территориального общественного самоуправления, не приносят желаемого результата. В результате предпринимаемых мер у руководителей органов ТОС не возникает стимулов, позволяющих более активно откликаться на инициативы органов власти в области решения задач местного значения.
Проект «Народный университет ТОС» был направлен на создание условий для более активного вовлечения жителей в процессы решения задач местного значения. Он был реализован в 2019-2020 годах Ассоциацией «Лига ТОС» (г.Москва) при финансовой поддержке Фонда президентских грантов.
Целевая аудитория проекта была представлена председателями и активистами ТОС, а также сотрудниками ресурсных центров ТОС.
Проектом предусматривалось совершенствование компетенций и профессионализма председателей ТОС и гражданских активистов в области внедрения целей устойчивого развития территории, а также решения проблем управления развитием территории.
В рамках реализации проекта были проведены 3 региональные сессии в Центральном, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах (Москва, Пермь, Хабаровск). По итогам сессий был создан корпус из 75 тренеров-консультантов ТОС, на которых было возложено обязательство провести обучающие мероприятия для активистов ТОС в своих регионах.
В завершение проекта в Москве была проведена конференция выпускников Народного университета ТОС с участием представителей органов власти и экспертного сообщества для обсуждения результатов внедрения ЦУР в деятельность ТОС применительно к реальным условиям деятельности данных организаций.
В ходе реализации образовательной части проекта со слушателями были проведены теоретические и практические занятия по следующим темам:
-концепция «Цели устойчивого развития ООН» и ее трансформация на уровне государства, региона, города;
-роль органов ТОС в достижении ЦУР территории;
-стратегия как ключевой документ, определяющий направления развития территории, структура стратегии организации на примере ТОС;
-инструменты развития ТОС: как социальное предпринимательство, инициативное бюджетирование, краудфандинг, социальный маркетинг.
Кроме того, в ходе групповой работы слушатели отрабатывали на практике полученную информацию. На основе предварительно полученной информации разрабатывали концепцию своего предпринимательского проекта.
Особенностью данного курса является ориентация на конкретную целевую аудиторию (председатели и активисты ТОС), что отличает его от образовательных мероприятий, предлагающихся в настоящее время для сотрудников некоммерческих организаций (НКО).
Тренинги и семинары, проводимые ресурсными центрами НКО (например, подача отчетности в надзорные органы, фандрайзинг, особенности подачи заявок на гранты), ориентированы на представителей некоммерческого сектора в целом. Безусловно, данные темы актуальны, но они не учитывают особенностей органов ТОС как организаций.
Особенностью ТОС по сравнению с иными НКО является цель деятельности: повышение качества жизни населения территории за счет рационального управления имеющимися ресурсами. Поэтому в образовательных программах для данной целевой группы должны присутствовать компоненты, направленные на подготовку в области управления организацией (социальное предпринимательство, маркетинг в некоммерческой и коммерческой сферах, управление проектами и т.д.).
Что касается содержания курса, то оно представляется адекватным и учитывающим потребности целевой аудитории. По результатам обучения на данном курсе слушатели, во-первых, осознают роль своих организаций в достижении ЦУР территории и, во-вторых, получат базовые знания в области управления развитием организации, которые смогут применить на практике.
Само содержание образовательной программы может корректироваться с учетом потребностей целевой аудитории (или интересов заказчика). Кроме того, данная образовательная программа (при условии наполнения необходимым содержанием) может быть включена в перечень курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки, действующих на базе высших учебных заведений. А обучаться по ней смогут специалисты в области экономики, а также государственного и муниципального управления (например, начинающие социальные предприниматели, председатели ТОС, специалисты местных администраций по работе с органами ТОС).
Реализация образовательных программ по повышению квалификации кадров в области территориального общественного самоуправления создаст для руководителей органов ТОС стимулы для более активного вовлечения в процессы решения задач местного значения. Жители не только осознают свою роль достижении ЦУР территории, но получат необходимые ресурсы – компетенции, финансовые ресурсы – необходимые для реализации социально значимых проектов (предпринимательских и некоммерческих) развития территории
Библиографический список:
Стратегия развития территориального общественного самоуправления в Российской Федерации до 2030 года (проект). Режим доступа: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/24669335/.