Отражение вопросов безопасности в стратегии развития города

Опубликовано в журнале  Управление городом: теория и практика. 2015. № 1 (16). С. 59-64.

Безопасность является ключевым фактором, который необходимо учитывать при определении стратегических перспектив развития города. В то же время необходимо уточнить смысловые границы данного понятия, иначе возникает риск чрезмерного расширения его объема и непродуктивных трактовок.

Понятие «безопасность» неоднократно фигурирует в Федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации» №172-ФЗ от 28 июня 2014 г. Даже центральные понятия, такие как стратегическое планирование, государственное управление, целеполагание, прогнозирование и программирование определяется, в том числе, как виды деятельности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. В тексте Закона рефреном звучит фраза «социально-экономическое развитие обеспечение национальной что хотя и вызывает методологические сомнения (развитие не может не включать в себя вопросы безопасности, обеспечение безопасности является одним из важнейших направлений социально-экономического развития), но в любом случае говорит о важности для законодателя отражения вопросов безопасности территорий в документах стратегического планирования.

Итак, в контексте развития сфер жизнедеятельности города безопасность можно трактовать в широком и узком смыслах.

В широком смысле аспект обеспечения безопасности является составляющей практически любой сферы, перспективы которых отражаются в большинстве стратегий. Так, традиционными являются вопросы охраны труда и социальной защиты. Современными исследователями и разработчиками стратегий поднимается следующая проблематика:

  • экономическая безопасность, в том числе продовольственная безопасность; энергетическая безопасность; безопасность инвестиционной деятельности (1);
  • безопасность в сфере ЖКХ – предполагает ликвидацию ветхого и аварийного жилого фонда, своевременный ремонт коммунальных
  • экологическая безопасность территории;
  • культурная и духовная безопасность;
  • кадровая безопасность (2);
  • информационная безопасность муниципального управления.>

В узком смысле обеспечение безопасности сводится к общественной безопасности и охране правопорядка. К этой же категории можно отнести деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Учитывая многоаспектность понятия безопасности и ее большое значение в развитии города, возможен подход к разработке муниципальной стратегии, при котором данная категория ставится во главу угла и фигурирует в изложении проблем и перспектив большинства сфер жизнедеятельности.

Так, главная цель стратегического развития муниципального образования «город Ноябрьск» состоит в обеспечении высокого качества жизни населения на основе удовлетворения потребностей горожан в материальном, социальном и духовном развитии и безопасной городской среде.

Представляется целесообразным позиционировать безопасность как фундамент развития местного сообщества. Данный тезис означает, что обеспечение безопасности – необходимое, но недостаточное условие движения вперед. Нельзя смешивать понятия «безопасность» и «развитие». Из того, что безопасность является фундаментом развития, не следует, что она способна стать его движущей силой. Подлинная инновационная, прорывная деятельность всегда связана с риском.

Акцент на безопасности необходим, если в развитии той или иной сферы жизнедеятельности очевидна реальная проблема – например, рост преступности и наркомании, сложности в продовольственном обеспечении города, утрата цивилизационно-перспективных ценностей в сознании молодого поколения.

Обеспечение безопасности можно рассматривать как одну из составляющих развития экономики, культуры, образования и других сфер. В данном случае результаты исследований, например, в области инвестиционной безопасности, должны быть трансформированы в концепцию, которую могут взять на вооружение специалисты- практики.

В стратегии могут найти отражение следующие идеи, учитывающие фактор безопасности в «непрофильных» сферах.


Стратегическая задача


Учет фактора обеспечения безопасности


Повышение инвестиционной привлекательности территории


Применение «фильтров» в отношении проектов, которые могут оказать вредное воздействие на природную, экономическую (конкурентную) и социальную среду, приведут к созданию

низкооплачиваемых рабочих мест


Развитие агропромышленного комплекса


Обеспечение продовольственной безопасности – сохранение действующих и создание новых сельхозпредприятий, стимулирование внедрения инноваций, повышение доступности рынков города для местных товаропроизводителей, развитие потребительской и сельскохозяйственной

кооперации


Развитие сферы социально- трудовых отношений


Повышение ответственности работодателей, обеспечение законности трудовых отношений. Предотвращение      оттока из города высококвалифицированных работников


Развитие образования


Повышение контроля местного сообщества за содержанием образования через механизмы государственно-общественного управления школой, формирование социального заказа на образовательные услуги. Выявление и предотвращение вредных последствий функционирования некачественной системы образования. Формирование единой системы воспитания в целях выстраивание гармоничных жизненных стратегий молодых людей и предупреждения асоциального поведения


Реализация                социально- демографической политики


Укрепление в массовом сознании традиционных семейных ценностей – многодетности, здорового образа жизни, духовности


Развитие культуры


Противодействие массовой культуре, оказывающей негативное влияние на ценностную систему и психику человека: разработка методических рекомендаций для специалистов по досуговой и воспитательной работе, поддержка местных творческих деятелей


Развитие               транспортной инфраструктуры


Обеспечение безопасности дорожного движения: ликвидация аварийно-опасных участков дорог, формирование культуры безопасного вождения автомобиля


Комплексное развитие систем                              коммунальной инфраструктуры


В частности, создание информационно- графической системы программного моделирования аварийных ситуаций на системах жизнеобеспечения и оповещения потребителей об

ограничениях в энерго- и ресурсоснабжении


Повышение эффективности муниципального управления


Обеспечение информационной безопасности электронных форм взаимодействия органов местного самоуправления между собой, с населением и организациями, усиление степени защиты персональных данных при их обработке в

информационных системах


Развитие         муниципальных

кадров


Противодействие коррупции

Итак, вопрос о безопасности применим практически к любой сфере, однако его постановка должна быть актуальной, подразумевать одновременно наличие проблемы и готовности управленческого субъекта к ее решению.

Сфера безопасности жизнедеятельности, рассматриваемая в узком контексте понятия «безопасность», должна находить отражение в специальных стратегических задачах. Номенклатуру данных задач следует определять с учетом статьи 16  Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ, определяющей перечень вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления городского округа.

К сфере безопасности относятся следующие вопросы местного значения, значимые для стратегического планирования:

  • участие в профилактике терроризма и экстремизма;
  • участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечение первичных мер пожарной безопасности;
  • обеспечение безопасности людей на водных объектах;
  • поддержание системы гражданской обороны в состоянии работоспособности, мобилизационная подготовка муниципальных предприятий и учреждений;
  • организация охраны общественного порядка муниципальной милицией (пункт не вступил в силу до принятия соответствующего закона);
  • оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин (3).

Высокий уровень общественной безопасности является конкурентным преимуществом города, поскольку определяет степень удовлетворения одной из базовых потребностей населения, способствует закреплению молодежи на данной территории, обеспечивает приток высококвалифицированных мигрантов и положительно влияет на инвестиционную привлекательность.

Итак, целесообразным представляется выделение в стратегии двух специфических задач в области безопасности, относящихся к сферам 1) гражданской обороны и предотвращения чрезвычайных ситуаций и 2) общественной безопасности.

Ориентиром стратегической задачи «Совершенствование системы предупреждения и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» может служить обеспечение и поддержание высокой готовности сил и средств гражданской обороны к защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, охрана окружающей среды.

Мероприятия, которые могут быть реализованы в рамках данного направления, направлены на совершенствование методов предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе путем организации системы их мониторинга и прогнозирования.

В целях обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций может быть запланировано совершенствование функционирования единой дежурно-диспетчерской службы спасательной станции – аварийно-спасательного формирования.

Необходимо предусмотреть обучение должностных лиц в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

В части мобилизационной подготовки требуется проведение учений, разработка планов действий хозяйствующих субъектов на случай мобилизации, защита информации в области мобилизационной подготовки, инвентаризация защитных сооружений гражданской обороны.

Обеспечение низкого уровня преступности является фактором комфортности и привлекательности города для жизни, в силу чего работа органов местного самоуправления должна вестись по следующим направлениям:

Повышение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Противодействие экстремизму путем поддержания толерантной общественной среды, гармонизации межнациональных отношений (в многонациональных регионах), обеспечения равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка и отношения к религии.

Обеспечение участия граждан в охране общественного порядка путем использования потенциала общественных объединений.

Снижение уровня преступности путем увеличения зоны покрытия территории камерами видеонаблюдения, интеграции ведомственных камер в общую систему обеспечения безопасности, создания комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз.

Особого внимания заслуживает вопрос об активизации участия общественности в охране общественного порядка. В соответствии с п.4 ст.4 Федерального Закона «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ субъектами безопасности, наряду с государственными органами, являются граждане и общественные организации. Соответственно, граждане могут самостоятельно или через создаваемые ими общественные организации участвовать в профилактике правонарушений.

Среди общественных организаций, которые могут взять на себя функцию содействия в деятельности правоохранительных органов, на первый план выдвигаются органы территориального общественного самоуправления – объединения граждан по месту жительства.

Обобщая наработанные в России практики, выделим ряд видов деятельности в сфере безопасности, которые могут взять на себя органы ТОС.

  1. Организация обходов территории активом ТОС.
  2. Организация охраны территории активом ТОС.
  3. Подготовка и направление в соответствии с требованиями законодательства предложений в органы государственной власти, органы местного самоуправления по совершенствованию системы обеспечения безопасности.
  4. Организация молодежной казачьей дружины (пример – Молодежная казачья дружина – ТОС «Донские зори» Клетского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области).
  5. Создание отрядов содействия полиции.
  6. Ходатайство о создании отдела полиции на территории микрорайона (опыт КТОСА «Первокирпичный» г. Омска (4)).
  7. Создание общественных комиссий по делам несовершеннолетних (в частности, проект «Открытая школа», город Новосибирск). В общественные комиссии входят инспектор по делам несовершеннолетних, социальные педагоги и классные руководители. Функционал комиссий – посещение подростков, находящихся в социально-опасном положении; выявление социально-неблагополучных семей, составление актов обследования жилищно-бытовых условий.

Рекомендуется, чтобы направления деятельности ТОС, актуальные для данной территории, были обозначены в Стратегии.

Таким образом, вопросы безопасности жизнедеятельности имеют фундаментальный характер и должны четко прописываться в стратегии социально- экономического развития города. Подход с позиции обеспечения безопасности должен пронизывать концептуальное описание перспектив развития большинства сфер жизнедеятельности. При этом одна или две стратегических задачи должны быть ориентированы на специфические задачи обеспечения безопасности – общественный правопорядок и предупреждение чрезвычайных ситуаций. Большое значение имеет установка на активное участие общественности в деле содействия обеспечения безопасности территории.

 

Список Литературы

 

  1.  Астахов, Ю.В. Муниципальные кадры в системе безопасности города [Текст] /
  2. Ю.В. Астахов // Управление городом: теория и практика. – 2015. - №1. С.53-58.
  3. Захватова, Н.М. Инвестиционная безопасность как составляющая экономической безопасности региона. Дис. … канд. экон. наук [Текст] / Н.М. Захватова. – М., 2010. – 156 с.
  4.  Нарышкин, С. Инвестиционная безопасность как фактор устойчивого экономического развития [Текст] / С. Нарышкин // Вопросы экономики. – 2010. – №5. – С.16-25.
  5. Киселева, А.М. Развитие территориального общественного самоуправления в крупном городе [Текст] / А.М. Киселева // Социс. – 2008. – №10. – С.78.

 

Наши Партнеры