На примере развития туристического потенциала малых городов и сельских территорий, часть 1
Сафаров Сурен Мартуниевич – кандидат экономических наук, генеральный директор ООО «СИНЕРГИЯ»
Сфера социального предпринимательства (СП) зародилась в России достаточно давно. Еще в советское время в стране действовали предприятия, на которых работали (и продолжают работать) люди с ограничениями по здоровью. Однако активное развития она получила только в 2007 году, после начала деятельности Фонда региональных социальных программ «Наше будущее».
Долгое время сектор СП развивался вне правового поля, что значительно ограничивало возможности по его продвижению и государственной поддержке. Введение 2019 году в правовое пространство понятия «социальное предпринимательство» привело к появлению механизмов поддержки данной сферы органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В свою очередь, разгосударствление сферы социального обслуживания населения также привело к появлению негосударственных организаций в данном секторе экономики.
Отдельно стоить упомянуть сферу территориального общественного самоуправления как область реализации потенциала СП. Дело в том, долгосрочной целью и шире – миссией данного сектора является улучшение качества жизни посредством смягчения или решения ряда социальных проблем отдельно взятой территории. А целью деятельности территориальных общественных самоуправлений (ТОС) является улучшение качества жизни жителей в границах своей территории.
Цели деятельности ТОС, а также направления деятельности СП позволяют сделать вывод о том, данная сфера деятельности является естественной для указанных организаций. Важность СП в качестве инструмента развития территориальной общины возрастает всё больше с учётом того, данные структуры функционируют исключительно за счёт внешнего финансирования. А появление собственного источника дохода позволит им более успешно решать задачи развития своей территории. Возможность ведения предпринимательской деятельности ТОСам предоставляется статьёй 27 Федерального закона «Об основах местного самоуправления в Российской Федерации. При этом доходы от ведения социально ориентированного бизнеса могут быть направлены только на развитие территории своей общин.
Имеющийся предпринимательский потенциал (социальное предпринимательство) в совокупности с иными элементами – идеи, люди, финансы, возможность ведения социально ориентированного бизнеса – позволяет рассматривать данные структуры в качестве субъектов управления устойчивым развитием отдельных территорий муниципального образования. Особенно это касается малых городов и сельских территорий.
Однако имеющийся потенциал территориальных общественных самоуправлений остаётся во многом не реализованным. Объясняется это многими факторами.
Прежде всего, следует отметить недостаточную проработанность государственной политики в области развития института территориального общественного самоуправления. Результатом ранее проводимой государством политики стало увеличение количества ТОСов в стране, однако релевантных качественных изменений не произошло. Напротив, снизилось количество данных организаций, зарегистрированных в качестве юридического лица. Поэтому в целях изменения текущей ситуации в 2021 году Общенациональной Ассоциацией территориального общественного самоуправления Российской Федерации (ОАТОС РФ) была разработана стратегия развития территориального общественного самоуправления на период до 2030 года
Однако в 2022 году, через год после начала реализации, инициаторами разработки Стратегии был выделен ряд слабых мест, в том числе:
- несовершенство системы управления реализацией стратегии (отсутствие в большинстве регионов структур, ответственных за мониторинг ситуации на местах);
- непроработанность системы обратной связи (каналы получения обратной связи, формат, формы и периодичность получения обратной связи);
- кадровый вопрос (назначение кураторами федеральных общественных проектов людей, не имеющих профильного образования, релевантного опыта работы в органах местного самоуправления).
Одним из факторов, влияющих на эффективность управления устойчивым развитием территории муниципального образования, является вовлечённость в процесс управления стратегическим планированием всех ключевых субъектов управления развитием территории. К таковым, помимо органов местного самоуправления и крупных бизнес-структур, относятся и территориальные общественные самоуправления.
Результатом вовлечения жителей и организаций, представляющих их интересы, в процессы решения задач развития территории (или ее части) муниципального образования является повышение качества управленческих решений, принимаемых с учётом интересов всех субъектов развития территории. Жители начинают позитивно реагировать на инициативы органов местного самоуправления: участвуют в общественных обсуждениях; предлагают инициативы, направленные на смягчение проблем, выявленных на своей территории; выражают готовность принять посильное участие в реализации предлагаемых инициатив. Однако необходимо понимать, что активное подключение к решению задач устойчивого развития территории является следствием того, что руководители ТОСов чётко осознают роль своих организаций в системе управления стратегическим развитием территории, а также связывают результаты деятельности своих структур с достижением целей устойчивого развития территории.
Как показывает практика, специалисты органов местного самоуправления, а также бизнес-структур владеют информацией о целях устойчивого развития территории. Эти данные зафиксированы в виде целевых показателей в документах стратегического и программного характера государственного, регионального и муниципального уровней; в стратегиях развития организаций.
Однако руководству территориальных общин данная информация не доводится. Органы местного самоуправления не проводят обучение активистов ТОС по программам в области целей устойчивого развития (ЦУР), роли ТОС в управлении стратегическим развитием территории. Подобное обучение если и проводится, то силами НКО в интересах аналогичных структур.
Результатом складывающейся ситуации является нечёткое осознание руководством ТОСов своей роли в процессах управления устойчивым развитием территории. Это отражается в характере реализуемых данными структурами инициатив. Проекты, реализуемые ТОСами, чаще всего являются простыми, типовыми. Согласно данным Фонда президентских грантов, ориентированы данные проекты преимущественно на охрану здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни. В свою очередь, небольшая доля проектов направлена на охрану окружающей среды и защита животных; социальное обслуживание, социальная поддержку и защиту граждан; развитие институтов гражданского общества. Иными словами, большая часть проектов ориентирована на поддержку и улучшение качества жизни отдельно взятого человека, а не территории.
В этом плане интересен опыт реализации проекта «Народный университет повышения эффективности деятельности ТОС» поддержанного Фондом президентских грантов в 2020 году. В рамках данного проекта руководители территориальных общественных самоуправлений в Хабаровске, Перми, Москве получили информацию о глобальных ЦУР и их транслировании на государственный, региональный и муниципальный уровни. Кроме того, ими была получена информация роли ТОС в управлении стратегическим развитием территории. Помимо этого, участники проекта отработали навыки проведения SWOT-анализа своей организации, а также разработали проект развития своей территории.
По словам представителей органов власти, также принявших участие в данном мероприятии, реализация данного проекта помогла руководителям ТОС более чётко осознать роль своих организаций в системе управления стратегическим развитием муниципального города, что может отразиться на активности протекания процессов самоорганизации и появлении новых проектов в области устойчивого развития территории в целом, в том числе предпринимательских.
Ещё одним фактором, негативным образом влияющим на эффективность развития института территориального общественного самоуправления, является недостаточный уровень развития информационно-обучающей инфраструктуры на местах.
Органы местного самоуправления, как правило, помогают создавать ТОСы, однако данные структуры необходимо развивать, но этому практически нигде не обучают.
В числе немногих регионов, где обучение всё-таки проводится, можно назвать Архангельскую область, где образовательные мероприятия проводились в рамках государственной целевой программы Архангельской области. А в Калужской области, например, действует ведомственная целевая программа по развитию территориального общественного самоуправления. Мероприятия по обучению председателей ТОС проводятся в рамках текущей деятельности, что не предполагает разработку специальных образовательных программ и отдельного финансирования.
Информационно-образовательная инфраструктура в сфере территориального общественного самоуправления в настоящее время представлена рядом структур.
Прежде всего, необходимо отметить образовательные организации, оказывающие услуги муниципальным служащим в области дополнительного профессионального образования по направлению «Государственное и муниципальное управление».
В вузах обучение проходят специалисты органов местного самоуправления, в чьи функции входит работа с ТОСами. Оплата образовательных услуг при этом производится непосредственно студентами либо за счёт средств муниципального бюджета. Однако активисты ТОС не могут оплатить обучение: значительная часть председателей ТОС не готова самостоятельно оплачивать образовательные услуги; в свою очередь, ТОСы не имеют самостоятельного источника доходов, которые можно было бы потратить на обучение сотрудников данных организаций.
Помимо этого, частью инфраструктуры являются негосударственные организации, оказывающие образовательные услуги в области дополнительного профессионального образования (обучение активистов ТОС и муниципальных служащих).
Бесплатное обучение активистов ТОС в указанных организациях осуществляется только по результатам реализации инициативных проектов, поддержанных из бюджета и внебюджетных источников по результатам участия в грантовых конкурсах. Особенностью образовательных программ, предлагаемых данными организациями, является их нацеленность решение задач в области управления развитием территории, что представляется очень важным с учётом того, что руководители ТОС не имеют профильного управленческого образования
Здесь необходимо отметить опыт реализации образовательных проектов, реализованных на средства грантов, выделенных Администрацией города Иваново и Департаментом внутренней политики Ивановской области. В рамках проектов, реализованных региональным подразделением Общества «Знание» в 2012-2013 годах, активисты ТОС года Иваново (15 человек, представляющие 15 организаций) прошли обучение по курсам «Управление организацией ТОС», «Управление проектами».
В ходе обучения слушатели получили знания по различным аспектам управления организацией. Также при поддержке преподавателей было подготовлено несколько проектов на получение гранта из Фонда Тимченко. Гранты были получены, проекты реализованы. Темой проектов стало благоустройство территории. Подготовить проект в области социального предпринимательства слушатели курсов не решились.
Социально-экономическая эффективность от реализации подобных проектов проявляется в появлении на территории муниципального образования качественных проектов развития территории (включая предпринимательские), которые могут быть профинансированы за счёт бюджетных и внебюджетных источников.