Развитие образовательной инфраструктуры ТОС как условие достижения целей устойчивого развития территории (на примере проекта «Народный университет ТОС») (часть 2)

Опубликовано в журнале «Региональная экономика. Юг России»

Проект «Народный университет повышения эффективности

деятельности ТОС» (сайт АНО, 2020)

Предыстория проекта

В основе данного проекта лежали результаты предыдущего - «Стандартизация и внедрение системы менеджмента качества – новый этап в развитии территориального общественного самоуправления», который показал актуальность и востребованность построения деятельности ТОС, основанной на внедрении 17 целей устойчивого развития (ЦУР), принятых ООН, как концепции дальнейшего формирования гражданского общества. Проект также выявил проблему недостаточного уровня управленческих знаний руководителей и актива ТОС и формирования эффективного алгоритма действий по развитию территорий, на которых осуществляется деятельность ТОС.

Цель проекта

 Создание условий для повышения эффективности ТОС Российской Федерации путем внедрения в сферу территориального общественного самоуправления принципов менеджмента качества как инструмента достижения целей устойчивого развития территорий деятельности ТОС через организацию системы подготовки профессиональных консультантов-тренеров.

Задачи проекта

  1. Создать механизм внедрения принципов менеджмента качества в деятельность ТОС, основанных на достижении ЦУР территорий.
  2. Создать систему подготовки профессиональных тренеров-консультантов по внедрению принципов менеджмента качества, основанных на достижении ЦУР на территориях деятельности ТОС в регионах Российской Федерации
  3. Внедрить принципы менеджмента качества, основанные на достижении ЦУР территорий, в деятельность ТОС в регионах Российской Федерации.
  4. Сформировать единое пространство для обмена опытом по внедрению принципов менеджмента качества, основанных на достижении ЦУР, на территориях деятельности ТОС в регионах Российской Федерации.
  5. Распространить рекомендации по внедрению принципов менеджмента качества, основанных на достижении ЦУР, на территориях деятельности ТОС среди ТОС Российской Федерации.

Ход реализации проекта

Проект было предусмотрено создание системы обучения и совершенствование компетенций и профессионализма председателей ТОС и гражданских активистов в области внедрения ЦУР территорий, использования принципов менеджмента качества и решения проблем управления.

В рамках реализации проекта были проведены 3 региональные сессии по обучению 75 тренеров-консультантов, отобранных по конкурсу. Обучение проходило в трёх федеральных округах: Центральном, Приволжском, Дальневосточном (Москва, Пермь, Хабаровск).

По итогам сессий был создан корпус тренеров-консультантов ТОС, на которых было возложено обязательство провести обучающие мероприятия для активистов ТОС в своих регионах, общее количество участников по программе обучения не менее 1500 человек.

В завершение проекта в Москве была проведена конференция выпускников Народного университета ТОС с участием представителей органов власти и экспертного сообщества для обсуждения результатов внедрения ЦУР в деятельность ТОС применительно к реальным условиям, возможности включения в региональные и муниципальные целевые программы вопросов повышения эффективности деятельности ТОС на основе использования принципов менеджмента качества как инструмента достижения ЦУР территорий деятельности ТОС.

Целевая аудитория: участниками проекта стали председатели и актив органов ТОС, а также сотрудники ресурсных центров ТОС.

Реализация образовательной части проекта

Основными задачами в области подготовки тренеров-консультантов из числа председателей ТОС и специалистов ресурсных центров ТОС, которые ставили перед собой организаторы проекта, стали:

  • осознание органами ТОС своей роли в достижении целей устойчивого развития территории;
  • информирование целевой аудитории о современных инструментах управления развитием организацией в форме территориальной общины;
  • отработка на практике полученных знаний.

               Решение задачи - «Осознание органами ТОС своей роли в достижении целей устойчивого развития территории» - осуществлялось в форме проведения семинаров по двум темам:

  • «Роль органов ТОС в достижении целей устойчивого развития»;
  • «ТОС как субъект управления устойчивым развитием территории».

В рамках первой темы слушатели получили представление о концепции «Цели устойчивого развития ООН», представляющей собой декларацию об устойчивом развитии планеты на период до 2030 года: сущность концепции, её цели и задачи. Также слушатели получили представление о роли ТОС в достижении ЦУР Занятие носило теоретический характер.

В рамках рассмотрения второй темы слушатели получили следующую информацию:

  • сущность стратегии социально-экономического развития территории;
  • соответствие разноуровневых документов стратегического характера (уровень государства, региона, муниципального образования, территориальной общины);
  • структура Стратегии организации на примере Стратегии развития территориальной общины.

В ходе решения второй задачи - «Информирование целевой аудитории о современных инструментах управления развитием организацией в форме территориальной общины» - с участниками мероприятия были проведены лекции по темам:

  • «Социальное предпринимательство как ресурс развития ТОС»: сущность, институты и механизмы поддержки социального предпринимательства в Российской Федерации;
  • «Инициативное бюджетирование (ИБ) как ресурс развития ТОС»: сущность, тенденции развития в Российской Федерации, возможности использования ИБ органами ТОС;
  • «Маркетинг в системе территориального общественного самоуправления»: сущность, особенности некоммерческого маркетинга, особенности маркетингового процесса.

Решение третьей задачи — отработка на практике полученных знаний — осуществлялось посредством выполнения практических заданий сразу после преподнесения теоретического материала. Так, участники мероприятия в ходе дискуссий, а также по результатам групповой работы:

  • формулировали миссию своей организации (территориальной общины);
  • соотносили факторы внутренней и внешней среды организации с составляющими SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы);
  • на основе полученного задания (подготовка социально-значимого проекта предпринимательского типа) в ходе работы в группах отрабатывали отдельные элементы маркетинга:
  • структура продукта (базовый продукт, продукт с подкреплением, глубинный продукт);
  • актуальность продукта (текущая проблема, которая обуславливает необходимость данного предложения);
  • целевая аудитория;
  • особенности ценообразования;
  • каналы распространения продукта;
  • установление взаимоотношений с целевой аудиторией.

Результатом групповой работы стали выступления участников обучения, в ходе которых они поделились своим представлением о реализации предложенных проектов

Реализованный подход к проведению образовательных мероприятий в области повышения квалификации руководителей и активистов органов ТОС представляется достаточно адекватным, так как позволяет решить поставленные перед проектом задачи. В результате обучения у представителей целевой аудитории появляется осознание вклада органов ТОС в достижение целей устойчивого развития территории. Кроме того, участники курса сразу отработать на практике полученные знание, которые смогут применить в своей деятельности

Реализуемые в настоящее врем в стране меры по развитию института территориального общественного самоуправления представляются недостаточно эффективными, так как не позволяют органам ТОС в полной мере реализовать свой потенциал развития.

Возможные меры повышения эффективности деятельности указанных организаций связываются с реализацией комплекса мер, направленных на:

  • повышение степени участия территориальных общин в процессах стратегического планирования на муниципальном уровне;
  • развитие на муниципальном уровне образовательной инфраструктуры в части усиления управленческой компоненты в программах повышения квалификации управленческих кадров в сфере территориального общественного самоуправления.

Непосредственным результатом реализации предлагаемых мер позволит органам ТОС осознать свою роль в достижении целей устойчивого развития территории. Кроме того, руководители ТОС получат возможность более эффективно использовать имеющийся потенциал развития за счёт внедрения в практику современных управленческих инструментов.

В среднесрочной перспективе социально-экономический эффект проявится в росе количества органов ТОС, зарегистрированных в качестве юридического лица. Указанные организации начнут более полно использовать имеющийся потенциал за счет использования таких возможностей развития, как социальное предпринимательство, инициативное бюджетирование, краудфандинг.

В долгосрочной перспективе социально-экономический эффект проявится в повышении качества жизни населения (в результате удовлетворения основных социальных потребностей), а также в повышении инвестиционной привлекательности территории.

Список источников

Майорова О.В., Спенсер С.Б., Суслова С.В., Божья-Воля А.А., Шварцзайд Е.Р., 2016. Оценка деятельности организаций территориального общественного самоуправления: результаты мониторинга. Материалы ВШЭ к Первому Съезду ТОС России. URL: https://present5.com/ocenka-deyatelnosti-organizacij-territorialnogo-obshhestvennogo-samoupravleniya-tos-rezultaty/(дата обращения 17.11.2020).

Об утверждении государственной программы Архангельской области «Развитие местного самоуправления в Архангельской области и государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (2014 - 2021 годы)». URL:  http://docs.cntd.ru/document/462604787 (дата обращения 17.11.2020).

Постановление городской Управы города Калуги от 20 января 2020 года №8-п «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования «Город Калуга» «Гражданская инициатива» на 2020-2025 годы. URL: https://www.kaluga-gov.ru/?q=taxonomy/term/621&page=1  (дата обращения: 17.11.2020).

Распоряжение Администрации Калужской области от 16 августа 2019 года Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие территориального общественного самоуправления в Калужской области". URL: http://docs.cntd.ru/document/561549603 (дата обращения: 17.11.2020).

Сайт АНО «Лига ТОС». URL:  http://xn----7sbitowvg.xn--p1ai/category/%d0%bd%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b4%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%83%d0%bd%d0%b8%d0%b2%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%b8%d1%82%d0%b5%d1%82-%d1%82%d0%be%d1%81/(дата обращения: 17.11.2020).

Сайт комитета Государственной Думы Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. URL: http://komitet4.km.duma.gov.ru/upload/site28/Reshenie_11.pdf

Тишкина Т.М., 2018. Участие местного сообщества в стратегическом планировании // «инновации и инвестиции». №11. С.110-113.

Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения 17.11.2020).

Шомина Е. С., 2016. Необходим федеральный грант оператора по ТОС // Муниципалитет.  С. 17

Шугрина Е. С., Иванова К. А., 2018. О состоянии территориального общественного самоуправления в Российской Федерации (к 30-летию первых российских ТОС). Спецдоклад. — М: Изд‑во «Проспект». С.97.

Стратегия развития территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования «город Ульяновск» на 2019-2023 годы.
 

Наши Партнеры