Роль проектов инициативного бюджетирования в достижении целей устойчивого развития
Сафаров С.М.,
кандидат экономических наук,
генеральный директор НП «Национальная
Гильдия Профессиональных Консультантов»
научный сотрудник Института управленческих исследований и
консалтинга Финансового университета при Правительстве РФ
Аннотация. В статье рассматривается роль проектов инициативного бюджетирования в достижении целей устойчивого развития. Одной из причин невысокого качества реализации мероприятий государственных программ является то, что целевые показатели не отражают реальные потребности территории их реализации. В свою очередь, проекты инициативного бюджетирования более реально отражают потребности территорий и позволяют повысить качество реализации государственных программ. Для успешного внедрения инициативного бюджетирования в систему управления устойчивым развитием необходима разработка документов стратегического и программного характера, включающих разделы по устойчивому развитию и повышению устойчивости бюджетных систем посредством использования инициативного бюджетирования.
Ключевые слова: цели устойчивого развития, инициативное бюджетирование, государственная программа
Safarov S.M.,
Candidate of Economic Sciences,
General Director of NP "National"
Guild of Professional Consultants"
Researcher at the Institute of Management Studies and
consulting at the Financial University under the Government of the Russian Federation
THE ROLE OF POWER BUDGETING PROJECTS IN ACHIEVEMENT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS
Annotation. The article discusses the role of initiative budgeting projects in achieving sustainable development goals. One of the reasons for the low quality of implementation of government program activities is that target indicators do not reflect the real needs of the territory where they are implemented. In turn, initiative budgeting projects more realistically reflect the needs of territories and make it possible to improve the quality of implementation of government programs. For the successful implementation of initiative budgeting in the sustainable development management system, it is necessary to develop strategic and program documents that include chapters on sustainable development and increasing the sustainability of budget systems through the use of initiative budgeting.
Key words: sustainable development goals, proactive budgeting, government program
Вклад государства в достижение глобальных целей устойчивого развития (далее - ЦУР) осуществляется в виде достижения целевых показателей, зафиксированных в документах стратегического и программного характера, определяющих направления социально-экономического развития РФ и ее территорий (регионы, муниципальные образования). К таким документам относятся государственные программы, национальные и федеральные проекты, отраслевые стратегии, стратегии социально-экономического развития субъектов РФ, федеральных округов и муниципальных образований
Сами ЦУР при этом трансформируются в целевые показатели более низкого уровня (региональный, местный). Важная роль в достижении ЦУР при этом отводится нижестоящим уровням управления. Так, по оценкам ОЭСР, 65% из задач ЦУР не могут быть достигнуты без участия или координации с местными или региональными властями [16].
Важность местного уровня – уровня самоуправления – для достижения государством ЦУР обуславливает необходимость внедрения именно на этом уровне таких инструментов, которые создали бы условия для ускорения реализации проектов, направленных на качественное преобразование территории проживания
Одним из таких инструментов является инициативное бюджетирование (далее – ИБ). Данный инструмент позволяет привлекать в проекты развития территории несколько источников финансирования (бюджетные и внебюджетные) Одним из результатов использования данного механизма является снижение нагрузки бюджетов на финансирование одного проекта и увеличение их общего количества. Кроме того, жители начинают более ответственно подходить к своей деятельности: не просто решают задачи развития территории своего проживания, но и вносят финансовый и нефинансовый вклад. Это способствует более длительному сроку сохранения объектов общественной инфраструктуры территории.
Практика инициативного бюджетирования в Российской Федерации реализуется уже десять лет, несмотря на то что правовые основы для реализации проектов инициативного бюджетирования на муниципальном уровне были закреплены в 2020 году (с внесением поправок в Бюджетный кодекс РФ и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [1,2]).
В целях придания дополнительного импульса развития данному направлению на государственном уровне, в 2022 году Научно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ) Минфина России был разработан проект Стратегии развития инициативного бюджетирования на 2023-2030 годы [18].
Актуальность ИБ в качестве инструмента управления развитием территории была отмечена Президентом Российской Федерации. В перечне поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию в 2024 г. он подчеркнул важность ИБ в современных условиях и предусмотрел увеличение объема финансирования из федерального бюджета проектов субъектов РФ и муниципальных образований, реализуемых на базе инициативных проектов [17].
Что касается динамики реализации проектов ИБ в России, то согласно данным НИФИ Минфина России [14], она положительная как по общему количеству реализованных проектов, так и по их стоимости. При этом, несмотря на общий рост объёма внебюджетного финансирования, его доля уменьшилась с 16,74 % в 2015 г. до 6,86 % в 2022 г. За этот же период времени доля финансирования из бюджетов всех уровней увеличилась с 83,26 % до 93,14 % (табл.1).
Таблица 1
Динамика развития некоторых показателей ИБ в РФ, 2015-2022 гг.
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Количество проектов ИБ |
н/д |
8732 |
15942 |
18859 |
21841 |
22526 |
29116 |
29371 |
Общая стоимость проектов ИБ, млрд руб. |
2,39 |
7,0 |
14,5 |
19,31 |
24,06 |
31,81 |
39,46 |
44,46 |
Общий объём внебюджетного финансирования млрд руб. |
0,40 |
0,70 |
1,13 |
1,94 |
2,18 |
2,01 |
2,83 |
3,05 |
Общий объём финансирования из бюджетов всех уровней, млрд руб. |
1,99 |
6,29 |
13,37 |
17,37 |
21,88 |
29,79 |
36,63 |
41,41 |
ИБ является одним из инструментом финансирования мероприятий социально-экономического развития территории наряду с государственными программами субъектов РФ, а также государственными программами РФ. Особенностью проектов ИБ является то, что они позволяют более точно определить потребности территории, на которой будет осуществляться их реализация. Это позволяет повысить качество разработки и реализации программ развития территории за счёт более постановки более реалистичных целевых показателей и выделения достаточного объёма финансирования для достижения запланированных целевых значений. Использование процедур вовлечения жителей и общественных структур в решение вопросов по распределению бюджета могло бы повысить эффективность реализации государственных программ, качество исполнения мероприятий которых в настоящее время не всегда достигает уровня «средний» и «выше среднего» [12].
В этой связи целесообразным представляется рассмотрение вопроса о том, в какой степени в действующих государственных программах РФ предусмотрена возможность задействования ресурса ИБ.
Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что такая возможность предусмотрена (табл. 2)
Таблица 2
Включенность процедур ИБ в государственные программы Российской Федерации
Сфера |
Наименование государственной программы |
Федеральный проект/национальный проект, входящий в состав государственной программы; направление деятельности |
Направления реализации проектов ИБ |
Развитие |
Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», (постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696) [2] |
Федеральный проект «Благоустройство сельских территорий» |
Благоустройство общественных пространств на сельских территориях |
Культура |
Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры» (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 317) [9] |
Сохранение и популяризация культурного наследия территории; сохранение объектов культурного наследия |
Объекты культурного наследия муниципального уровня [15] |
Физическая культура и спорт |
Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» |
федерального проекта «Развитие физической культуры и массового спорта» |
Ремонт, создание объектов спортивной инфраструктуры; создание детских игровых площадок |
Туризм |
Государственная программа Российской Федерации «Развитие туризма» (Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 N 2439 [3] |
Федеральный проект «Развитие туристической инфраструктуры»; |
Проекты туристической инфраструктуры
|
Благоустройство территорий |
Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710) [7] |
Национальный проект «Жильё и городская среда» |
Уличное освещение; |
Экология |
Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 326 [8] |
Национальный проект «Экология»/Федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»/Федеральный проект «Чистая страна» |
Водоснабжение, водоотведение, |
Образование |
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 [6] |
Подпрограмма «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики» |
Школьное и молодежное бюджетирование [10] |
Положительная динамика реализованных проектов ИБ по направлениям, финансируемыми данными государственными программами, подтверждается данными НИФИ Минфина России (табл.3). Именно по вышеуказанным направлениям наблюдается тенденция к стабилизации либо росту, в то время как по иным направлениям отмечается снижение значений соответствующего показателя.
Таблица 3
Динамика доли реализованных проектов ИБ в общем объеме реализованных проектов, по направлениям реализации государственных программ Российской Федерации [14]
|
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Культура |
|||||||
Культурное наследие (памятники, музеи) |
2,06 |
2,21 |
2,18 |
2,86 |
3,92 |
2,35 |
2,17 |
ЖКХ и благоустройства |
|||||||
Проекты комплексного благоустройства дворов |
- |
- |
8,37 |
11,17 |
11,05 |
5,75 |
11,35 |
Физическая культура и спорт |
|||||||
Физическая культура и массовый спорт |
4,59 |
4,60 |
5,34 |
6,65 |
7,52 |
5,75 |
7,33 |
Детские игровые площадки |
8,84 |
8,12 |
7,82 |
8,04 |
9,19 |
10,37 |
8,32 |
Туризм |
|||||||
Проекты туристической инфраструктуры |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,04 |
Образование |
|||||||
Проекты школьного и молодежного инициативного бюджетирования |
- |
- |
- |
- |
1,69 |
2,46 |
2,73 |
Экология |
|||||||
Проекты комплексного благоустройства дворов |
- |
- |
8,37 |
11,17 |
11,05 |
5,75 |
11,35 |
Как свидетельствуют данные табл.3, по всем направлениям реализации государственных программ, за исключением направления «детские игровые площадки»), где возможно использование ресурса ИБ, наблюдается стабильный рост доли реализованных проектов ИБ в общем объёме их реализации.
Дальнейшее включение процедур ИБ в сферу культуры связывается с сохранением объектов культурного наследия. Что касается сфер ЖКХ и благоустройства, то здесь актуальны проекты ИБ, связанные с благоустройством дворов и общественных пространств, включая сельские территории.
Внедрение ИБ в сферу физической культуры и спорта в настоящее время связывается с проектами, направленными на модернизацию и развитие объектов спортивной инфраструктуры.
Геополитическая ситуация, складывающаяся в отношении России, привела к необходимости ускоренного развития внутреннего туризма. Вследствие этого актуальными стали проекты ИБ, направленные на развитие туристической инфраструктуры. В частности, участниками секции «Инициативное бюджетирование: диалог власти и граждан», проведенной в рамках всероссийского муниципального форума «Малая родина – сила России», была отмечена возможность имплементации ИБ в государственную программу по развитию туризма [19].
На практике это может быть реализовано (и уже реализуется) в виде модернизации и развития объектов туристической инфраструктуры в малых городах и на сельских территориях. В качестве примера можно выделить Старорусский муниципальный район Новгородской области, в одной из деревень которого (Взвад) на реализацию 4 объектов туристской инфраструктуры за 5 лет удалось привлечь 3 млн. рублей благодаря механизму ИБ. Это привело к улучшению туристической привлекательности территории муниципального района и региона в целом (по итогам 2023 года эту деревню посетили более 3000 туристов [19].
А в сфере образования внедрение практик ИБ связывается с дальнейшим развитием школьного и инициативного бюджетирования, которое пользуется успехом у инициаторов проектов – учреждений образования.
Результаты анализа применения механизма ИБ в различных сферах свидетельствуют о том, в государственных программах предусмотрена возможность использования проектов ИБ в целях реализации мероприятий социально-экономического развития муниципальных образований. Также, содержание реализованных проектов свидетельствует о том, что ИБ может дополнять и усиливать ряд мероприятий, запланированных в государственных программах, федеральных и национальных проектах, государственных программах субъектов РФ, обеспечивая тем самым определенный вклад в достижение ЦУР.
Для достижения максимально эффективного результата от имплементации ИБ в систему управления устойчивым развитием, необходимо наличие следующих условий:
- наличие в субъектах РФ ESG-стратегии или раздела, посвященного устойчивому развитию (в виде отдельного документа либо пункта действующей стратегии социально-экономического развития субъекта РФ);
- присутствие методологии ИБ в документах стратегического и программного характера субъектов РФ
- наличие необходимых и достаточных условий для активизации процессов вовлечения граждан в реализацию практик ИБ (технические условия, уровень квалификации ключевых взаимодействующих сторон).
К настоящему времени только в двух российских регионах разработаны документы, имеющие отношение к устойчивому развитию. В Липецкой области разработана ESG-стратегия в виде отдельного документа. В стратегии развития Ростовской области имеется отдельный раздел, посвященный устойчивому развитию [11].
Что касается присутствия методологии ИБ в документах стратегического и программного характера субъектов РФ, то в настоящее время в Стратегиях социально-экономического развития 56 регионов из 89 тем или иным образом упоминаются процедуры участия граждан в управлении субъектом Федерации. В свою очередь, в 13 региональных стратегиях ИБ выступает как инструмент обеспечения устойчивости региональных бюджетных систем посредством вовлечения граждан в процесс принятия бюджетных решений [18].
Кроме того, препятствиями для вовлечения граждан в практики ИБ являются такие факторы, как недостаточный уровень развития технической инфраструктуры в ряде регионов (особенно в небольших населенных пунктах), ограниченный доступ к интернет. Данные факторы препятствуют созданию в муниципальных образованиях интернет-платформ и переводу процедуры ИБ в электронную форму, что не позволяет вовлекать в процедуры ИБ жителей отдаленных и труднодоступных мест и использовать на этих территориях ИБ в качестве инструмента решения задач развития территории.
Уровень развития информационно-обучающей инфраструктуры также является одним из факторов, препятствующих развитию процессов ИБ в ряде сфер деятельности. С одной стороны, перевод процедур ИБ в электронную форму является частью концепции умного города [13], что требует развития у сотрудников данных учреждений определенного уровня квалификации в области владения информационными технологиями, которого сейчас нет. С другой стороны, недостаточный уровень квалификации в области экономики и управления у инициаторов проектов не позволяет им приступить к подготовке и реализации своих проектов, а возможности действующей информационно-обучающей инфраструктуры не позволяют получить необходимые знания и применить их в работе.
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что ИБ является действенным инструментом вовлечения жителей в процессы распределения бюджетов при решении задач социально-экономического развития территории на местном уровне. Задействование данного механизма способно дополнить усилить комплекс мер, уже реализуемых в рамках различных программ государственного, регионального и местного уровней.
Необходимыми условиями для эффективной имплементации ИБ в систему управления устойчивым развитием на уровне региона необходима разработка документов стратегического и программного характера, включающих разделы по устойчивому развитию и повышению устойчивости бюджетных систем посредством использования ИБ.
Также необходимо развитие технической и информационно-развивающей инфраструктуры для вовлечения в процессы ИБ все большего количества заинтересованных участников.
Реализация предлагаемых мер позволит создать условия для активизации процессов вовлечения граждан и некоммерческих организаций в процессы управления бюджетами, что приведет появлению новых проектов развития территории за счет привлечения внебюджетного софинансирования; высвобождению бюджетных средств, которые можно будет направить на решение иных задач развития территории; ускорению процессов социально-экономического развития территорий, включая достижение целей ЦУР.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 04.06.2024).
- "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 04.06.2024).
- Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 N 2439 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма". Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_405703/92d969e26a4326c5d... (дата обращения: 03.06.2024).
-
Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2021 г. N 1661
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". Режим доступа: https://base.garant.ru/402891691/ (дата обращения: 03.06.2024). - Постановление Правительства РФ от 31.05.2019 N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326085/?ysclid=lwxkdlfpn... (дата обращения: 01.06.2024).
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/?ysclid=lwxo65me9... (дата обращения: 01.06.2024).
- Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286800/?ysclid=lwxtk58aw... (дата обращения: 02.06.2024).
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды". Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162183/ (дата обращения: 02.06.2024).
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры". Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162185/8d37c0aee61448e3d...) (дата обращения: 02.06.2024).
- Вагин В.В., Гаврилова Н.В., Филиппова Н.М. и др. Концепция школьного инициативного бюджетирования. М., 2021. С.7.
- Замятина М.Ф. Материалы теоретико-методологического семинара по региональной экономике 4 декабря 2023 г. http://www.iresras.ru/uploads/Presentation/2023/04.12Zamiatina.pdf (дата обращения: 05.06.2024).
- Кудрин А.: только четверть показателей госпрограмм нацелена на достижение важных для страны и граждан результатов // Пресс-релиз. Счетная палата. 8 июля 2022. Режим доступа: https://ach.gov.ru/news/aleksey-kudrin-sf_budget-2021 (дата обращения: 31.05.2024).
- Леонова Ж.К., Гоцко Т.В., Максимова Ю.Ю., Бычкова А.А. Интеграция инициативного бюджетирования в концепцию умного города // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 5. – doi: 10.18334/epp.14.5.120995.
- Романов С.В., Багдасарян Т.А., Вагин В.В. Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.-Минфин, 2023. С.16. Режим доступа: https://www.nifi.ru/images/FILES/IB/2023/Doklad_best_practics_2023_.pdf (дата обращения:03.06.2024).
- Сагинова О.В., Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б. Механизмы активизации граждан по сохранению культурного наследия в контексте концепции потребительского могущества // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 3. – С. 621-636. – doi: 10.18334/epp.14.3.120594. (дата обращения: 03.06.2024).
- Информационный бюллетень Контрольно-счётной палаты Москвы.-М., 2023. Вып.4(87). С.24. Режим доступа: https://ksp.mos.ru/upload/docs/4(87)2023.pdf (дата обращения: 31.05.2024).
- Перечень Поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/73759 (дата обращения: 31.05.2024).
- Стратегия развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации на 2023-2030 годы. Режим доступа: https://www.nifi.ru/images/FILES/IB/2023/strategyIB_2030.pdf (дата обращения: 01.06.2024).
- Сайт «моифинансы.рф». Режим доступа: https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/article/iniciativnoe-byudzhetirovani... (дата обращения: 03.06.2024).