Роль Территориального общественного самоуправления в развитии внутреннего туризма в малых городах и на сельских территориях

С.М. Сафаров
 
 
 
Опубликовано в сборнике Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2022. № 2 (39). С. 60-64.
 
В статье автор раскрывает потенциал института территориального общественного самоуправления (ТОС) в качестве инструмента развития туризма в малых городах и на сельских территориях.
 
Дефицит сопутствующей инфраструктуры, а также объектов нематериального культурного наследия не позволяет данным территориям полностью реализовать свой туристский потенциал и стать центрами притяжения в регионе.
 
Использование потенциала территориальных общественных самоуправлений способно придать дополнительный импульс развитию туристской сферы за счет увеличения количества средств размещения туристов, пунктов общественного питания, а также объектов туристского интереса.
 
Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, внутренний туризм, туризм, развитие сельских территорий
 
В новых социально-экономических условиях, вызванных, в том числе последствиями введенных санкций в феврале 2022 года, резко возрастает значимость развития внутреннего туризма. Важность данной отрасли экономики подтверждается перечнем поручений, данных Президентом РФ по итогам пленарного заседания форума «Сильные идеи для нового времени» автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», состоявшегося 20 июля 2022 года [3].
 
В частности, дано поручение рассмотреть вопрос о создании условий для развития кемпинг-туризма, национальной системы туристских троп, включающей в себя местные (локальные), региональные и федеральные тропы, и сопутствующей инфраструктуры.
 
Туризм является одним из приоритетных направлений экономики России в целом, а также ее отдельных регионов. Однако направление внутреннего туризма развито достаточно слабо по сравнению с иными странами. Одной из причин складывающейся ситуации является недостаточный уровень развития сопутствующей инфраструктуры. Наиболее отчетливо это проявляется в малых городах, а также сельской местности. Туристский потенциал, имеющийся на этих территориях, используется не полностью (или практически не используется) по причине отсутствия достаточного количества средств размещения, а также пунктов питания.
 
Особое внимание в контексте рассматриваемого вопроса необходимо уделить событийному туризму. Это один из видов туризма, развитие которого способно уменьшить отток населения из малых городов и сельских территорий, сохранить рабочие места, превратить небольшой населенный пункт в центр притяжения за счет привлечения на территорию туристов.
 
Условием развития событийного туризма на конкретной территории является связь территории с событиями, имеющими большую историческую значимость для отдельно взятой территории или страны в целом. При отсутствии таковых в качестве туристского потенциала могут рассматриваться объекты нематериального культурного наследия, которые могут заинтересовать жителей иных регионов: народные промыслы; народные песни и танцы; театрализованные представления, отражающие особенности быта различных исторических эпох и т.д.
 
Инициативы творческих коллективов и индивидуальных исполнителей, представляющих сферу культуры, могут быть настолько значительны и уникальны, что их результаты их деятельности (изделия народных промыслов, картины, концертные номера) могут стать частью культурной программы мероприятий в области событийного туризма регионального и межрегионального уровней.
 
Если органы власти небольших населенных пунктов (включая сельские территории) заинтересованы в увеличении количества туристов на своей территории, то организаторы мероприятий в области событийного туризма должны выстраивать программы таким образом, чтобы подчеркнуть самобытность и уникальность территории в целях повышения заинтересованности в ее посещении и в дальнейшем.
 
Профессиональные творческие коллективы, имеющие известность во всей стране, часто не готовы приезжать на праздничные мероприятия местного значения (день города и т.д.). Кроме того, приглашение таких коллективов влечет достаточно высокие траты для организаторов мероприятий. Поэтому возникает необходимость поиска таких мастеров на территории своего или соседнего муниципального образования. Более того, появляется задача по созданию условий для появления и развития на территории объектов нематериального культурного наследия, их включению в программы развития туризма в регионе, а также межрегионального сотрудничества в данной сфере.
 
Вышеизложенное свидетельствует о том, что развитие внутреннего туризма в малых городах и сельских территориях сдерживается рядом факторов, в число которых входит недостаточный уровень развития сопутствующей инфраструктуры, а также дефицит объектов нематериального культурного наследия для проведения мероприятий по привлечению туристов.
 
В связи с этим, перед органами власти и иными структурами, ответственными за развитие туристской отрасли, стоит задача развития сельского туризма за счет привлечения в данную сферу новых участников, реализации комплекса мер, направленных на ее развитие и обеспечение устойчивого развития сельских территорий в целом.
 
Существенный потенциал развития локального туризма (создание и развитие местных троп и сопутствующей инфраструктуры) заключен в деятельности местных сообществ (территориальные общественные самоуправления – ТОС), осуществляющих деятельность в малых городах и на сельских территориях.
 
В ряде регионов (Республика Алтай, Архангельская, Белгородская, Волгоградская, Ленинградская, Рязанская, Ярославская области, Республики Бурятия, Коми, Татарстан, (Саха) Якутия, Краснодарский край, и другие) ТОС активно работают в сфере туризма [2]. Их деятельность связана с обустройством гостевых домов, туристских троп, оборудованием ремесленных мастерских, созданием музеев, поддержкой фольклорных коллективов, и др.
 
Однако в целом вклад данных организаций в процессы развития туризма является несущественным. Препятствием являются такие факторы, как невысокий уровень активности населения в осуществлении инициатив через механизм ТОС, невысокий уровень участия молодежи в инициативах ТОС, невысокая доля ТОС, зарегистрированных в качестве юридического лица (наиболее активных организаций, способных развивать туристский продукт и вносить определенный вклад в развитие отрасли), недостаточный уровень информационной работы, проводимой органами местного самоуправления с с территориальными общественными самоуправлениями.
 
Наличие данной проблемы подтверждается результатами исследования АНО «Агентство развития сельских инициатив», проведенного при поддержке Фонда президентских грантов [1]. Согласно выводам авторов исследования, развитию сельского туризма, в числе иных факторов, препятствует недостаток профильных и иных некоммерческих организаций. А в качестве рекомендаций по развитию сельского туризма предлагается, в числе иных мер, усиление взаимодействия с территориальными общественными самоуправлениями.
 
Вышеизложенное обуславливает необходимость оценки возможностей ТОС в сфере туризма для дальнейшей разработки системы мер по включению данных организаций в процессы развития сельского и в целом – регионального - туризма.
 
Потенциал территориальных общественных самоуправлений в качестве субъектов туристской деятельности можно оценить с нескольких сторон.
 
Прежде всего, ТОС можно рассматривать как часть туристской инфраструктуры. Здесь необходимо выделить деятельность указанных организаций как средств размещения (гостевые дома), пунктов питания, центров производства и реализации сувенирной продукции.
Далее, территориальные общественные самоуправления могут рассматриваться в качестве центров сохранения и возрождения объектов нематериального культурного наследия. Результатом работы данных организаций являются не только благоустроенные территории, но и сохранение (возрождение) народных ремесел, обычаев, традиций, праздников. Значимость реализуемых инициатив для сферы культуры региона может быть такова, что творческие проекты местных сообществ могут стать частью программ событийного туризма, проводимых на региональном и межрегиональном уровнях.
 
Кроме того, территории ТОС можно   рассматривать в качестве элемента национальных троп: местом, где туристы, не отклоняясь далеко от основного маршрута, могут пополнить запасы провизии, отдохнуть, получить необходимую помощь.
 
Таким образом, потенциал ТОС в сфере туризма позволяет данным организациям принимать активное участие в развитии данной отрасли и сельских территорий в целом. Для наиболее полной реализации имеющего потенциала необходимо усиление взаимодействия в данной сфере между ключевыми субъектами развития территории – органами власти, реализующими мероприятия в области развития туризма, территориального общественного самоуправления, а также структурами ТОС.
 
Одним из условий успешного включения местных сообществ в процессы развития сельского туризма должно стать повышение их активности. Для этого необходимы разработка и реализация мер, направленных на:
 

  • развитие у руководителей указанных организаций компетенций в области предпринимательской деятельности;
  • увеличение количества территориальных общественных самоуправлений, зарегистрированных в качестве юридического лица;
  • привлечение в сферу туризма предпринимателей из числа ТОС;
  • предоставление творческим коллективам возможностей для реализации культурных инициатив и превращения результатов их работы в туристский продукт, который можно продвигать;
  • информационную поддержку: включение инициатив ТОС в действующую систему поддержки регионального туризма (размещение информации об организациях на сайтах и в справочниках, помощь при организации контактов с представителями деловых кругов и органами власти в других регионах);
  • финансовую поддержку (организация участия ТОС в профильных мероприятиях межрегионального и федерального уровня) и т.д.
  •  

 
Результатом включения местных сообществ в сферу туризма (в частности, сельского) станет повышение туристской привлекательность территории за счет реализации потенциала данных организаций. Инфраструктурный эффект при этом проявится в создании новых средств размещения и пунктов питания гостей. Еще одним результатом деятельности ТОС станет развитие событийного туризма на территории вследствие увеличения потока туристов, желающих познакомиться с новыми объектами нематериального культурного наследия.
 
Социальный эффект от включения территориальных общественных самоуправлений в сферу туризма проявится в создании новых рабочих мест на сельских территориях. Появятся условия для сокращения оттока жителей и сохранения населения в пределах конкретных территорий. привлечения инвестиций, общему повышению качества жизни населения.
 
 
Cписок литературы

  1. Лебедева И. Презентация «Возможности и инициативы ТОС в сельском туризме. Успешный опыт. - Научно-исследовательский Центр "Проектирование территориального развития". URL: https://turizmnt.ru/upload/%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%98.%D0%92.%20%D0%A2%D0%9E%D0%A1%20%D0%B2%20%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5.pdf   (дата обращения: 17.09.2022).
  2. Лебедева И.В., Копылова С.Л. Результаты исследования «Текущее состояние сельского туризма в России. Выявление проблем и перспектив в развитии сельского туризма в стране (2019 год)» — Москва: АНО АРСИ, 2019. — 44 с.. URL: https://xn--e1aecaeegnkjlghcsq1m.xn--p1ai/assets/files/books/report-research_rural-tourism-in-russia_arsi_2019.pdf  (дата обращения: 17.09.2022).
  3. Сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/69217 (дата обращения: 18.09.2022).

 
Информация об авторах / Information about the authors
 
Сафаров Сурен Мартуниевич
Кандидат экономических наук, директор ООО «СИНЕРГИЯ», г.Калуга, Россия, suren_run@mail.ru
Safarov Suren Martunievich
Candidate of economic Sciences, Director of LLC «SINERGIYA», Kaluga, Russia, suren_run@mail.ru
 

Наши Партнеры