Опубликовано в журнале «Управление городом: теория и практика». 2022. №2. С.21-23.
Аннотация. В статье рассматривается возможность привлечения консалтинга в сферу социального предпринимательства. По мнению автора, повышение устойчивости социальных предприятий может быть обеспечено за счёт привлечения внешних консультантов и внедрения обучающего консалтинга в их деятельность.
Ключевые слова: обучающий консалтинг, социальное предпринимательство.
Одним из результатов санкций, введенных против России в марте 2022 года, стали изменения на российском рынке консалтинга. Проявилось это в том, что крупнейшие зарубежные консалтинговые компании, включая компании «Большой четверки», прекратили свою деятельность на территории России.
Кроме того, изменение экономических условий деятельности привело к тому, что многие компании, включая государственных и муниципальных заказчиков, либо сократили бюджеты, выделяемые на привлечение внешних консультантов, либо вообще перестали приглашать их и пытаются решать задачи развития собственными усилиями.
Возникшая неопределённость также привела к уходу с рынка небольших консалтинговых компаний. А оставшиеся стали задумываться об оптимизации продуктового портфеля и поиске новых ниш, в которых можно продолжить работу.
Одной из возможных ниш для отечественного консалтинга может стать сфера социального предпринимательства (СП).
Современный этап развития сферы СП связывается с началом деятельности Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» [1]. К настоящему времени данная организация является крупнейшим институтом поддержки СП в России, чья деятельность связана как с финансовой поддержкой предпринимательских проектов (выдача беспроцентных займов), так и с популяризацией СП как экономического явления (проведение слётов и конференций, премии «Импульс добра», помощь при сбыте продукции социальных предпринимателей, проведение образовательных мероприятий в целях повышения квалификации представителей целевой аудитории).
В 2019 году процесс развития СП в России активизировался, что было связано с введением в правовое поле понятия «Социальное предпринимательство» [2].
К настоящему времени в России в целом сложилась инфраструктура поддержки СП: сформирована нормативно-правовая база федерального уровня, в регионах действуют различные механизмы поддержки данной сферы. В крупнейших вузах страны запущены курсы профессиональной подготовки и повышения квалификации в области СП.
Однако уровень развития информационно-сопровождающей инфраструктуры СП в регионах остается недостаточно развитым, что негативным образом отражается на темпах развития СП в стране. Текущая ситуация в области развития информационно-сопровождающей инфраструктуры СП характеризуется следующими моментами.
Небольшое количество вузов, реализующих программы обучения социальных предпринимателей, а также высокая стоимость обучения приводят к тому, что очень небольшое количество людей может получить качественное образование в области СП.
Далее. Инициаторами проектов в области СП, как показывает практика, являются преимущественно люди, не имеющие предыдущего опыта работы в бизнесе. Чаще всего их опыт относится к некоммерческой или бюджетной сфере. Кроме того, зачастую они не имеют профильного экономического или управленческого образования. Это приводит к большому количеству ошибок и росту издержек на первых этапах развития социальных предприятий. Цена ошибок увеличивается вследствие ограниченности сумм, привлекаемых на развитие бизнеса (гранты), и их стоимости (кредиты).
По масштабам осуществляемой деятельности социальные предприятия чаще всего являются субъектами малого предпринимательства, работающими в сфере услуг. Но даже в этих условиях неверные управленческие решения (или верные по сути, но неверно реализованные) могут существенным образом повлиять на деятельность организаций, особенно на первом этапе развития. И здесь привлечение внешних консультантов могло бы сыграть положительную роль.
Но здесь необходимо учесть еще один ограничивающий фактор. Инициаторы проектов в области СП обычно вкладывают в проект только небольшую частью собственных средств (до 20 процентов). Остальная сумма – это привлеченный вклад, чаще всего гранты, полученные по результатам участия в федеральных и региональных конкурсах. В этих грантах нет статьи расходов на привлечение консалтинга.
Вышеуказанные факторы существенным образом ограничивают темпы развития социальных предприятий в стране. Большая их часть не выдерживает проверку временем и закрывается спустя короткое время после открытия. Помощь в виде привлечения внешних консультантов не всегда возможна. Если предпринимательские структуры могут позволить себе вложить собственные средства для приглашения консультантов, то у некоммерческих организаций таких возможностей нет. Выдаваемые гранты не предусматривают возможности привлечения консалтинга, а включение затрат на консалтинг в размер запрашиваемого кредита на развитие бизнеса значительно увеличит его стоимость.
Представляется, что возможным направлением повышения эффективности деятельности социальных предприятий могло бы стать развитие акселерационной поддержки для данных субъектов предпринимательской деятельности
Отличие предлагаемых программ поддержки от уже действующих заключается в характере консультационной поддержки социальных предприятий. Поддержка оказывается в режиме обучающего консалтинга.
Под обучающим консалтингом мы понимаем процесс повышения квалификации предпринимателя, при котором он совместно с консультантом решает поставленные задачи по определённому алгоритму.
На первом этапе – обучение основам СП – инициаторы проектов совместно с консультантами превращают свои идеи в заявки на получение финансирования на запуск проекта. Привлечение консультантов на данном этапе помогает не просто изучить основы управления организацией в сфере СП, но и выработать модель работы компании, а также систему мероприятий по ее развитию.
На втором этапе – сопровождение проектов в течение нескольких месяцев – помощь консультантов помогает в кратчайшие сроки получить обратную связь по результатам реализуемых мероприятий, скорректировать действия и минимизировать издержки первого этапа развития организации. Кроме того, инициаторы предпринимательского проекта совместно с консультантами учатся разрабатывать и внедрять различные инструменты управления компанией с учетом с учётом ее особенностей.
К завершению сотрудничества социальные предприниматели приобретают навыки по разработке и внедрению инструментов управления развитием организацией. Кроме того, консультационная поддержка, осуществляемая течение нескольких месяцев, позволяет выявить узкие места деятельности, своевременно предпринять необходимые меры и в целом снизить риски дальнейшего развития.
В качестве консультантов при реализации таких акселерационных проектов вступают предприниматели -практики, имеющие значительный опыт развития социально ориентированных предпринимательских проектов.
Что касается финансирования работы консультантов, то оно может осуществляться несколькими путями.
Во-первых, за счёт прямых договоров о сотрудничестве между социальными предпринимателями и консультантами.
Во-вторых, за счет бюджетных средств при реализации акселерационных программ. При этом после окончания финансирования социальные предприниматели могут продолжить развивать свои проекты уже за счет собственных средств (при положительной динамике развития проекта).
В-третьих, финансирование такого проекта могут осуществлять и крупные компании, реализующие социально ориентированную политику в регионах своего присутствия. При этом инвесторы могут поддерживать проекты не всех социальных предпринимателей, а только тех, которые реализуют проекты , имеющие отношение к деятельности самой компании. Например, при дефиците в муниципальном образовании детских садов и развивающих центров могут быть поддержаны именно эти проекты, потому что данные учреждения будут посещать дети сотрудников градообразующего предприятия.
По нашему мнению, реализация предлагаемых мер позволит не просто развить инфраструктуру поддержки СП на региональном и муниципальном уровнях, но и обеспечить социально-экономический результат, проявляемый как в росте количества социальных предприятий в стране, так и в конкретных результатах их деятельности.
Список литературы
- Сайт Фонда региональных социальных программ «Наше будущее». Режим доступа: https://nb-fund.ru/
- Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_52144/