Стратегия развития научно-производственного кластера: от проработки содержания к цифровому формату

Харченко К.В. Стратегия развития научно-производственного кластера: от проработки содержания к цифровому формату // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов давлением. 2025. №1. С.170-179.
 
 
УДК 338.5
 
Стратегия развития научно-производственного кластера: от проработки содержания к цифровому формату
 
К.В. Харченко,
к.соц. н., Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия
 
Аннотация. Цель статьи – обосновать необходимость стратегического планирования развития региональных кластеров как научно-производственных объединений, взаимодействующих с территорией их присутствия и призванных вносить значимый вклад в региональную и национальную социоэкономическую систему. Несмотря на то, что правовая норма о программах и тем более стратегиях развития промышленных кластеров в настоящее время не действует, наличие стратегического документа видится важным атрибутом любой организации, заботящейся о своем будущем. Показано, что внутрикластерная стратегия раскрывает эвристический потенциал кластерной кооперации, создает четкий и структурированный образ будущего, позволяет рационально распределять ограниченные ресурсы, усиливает межпроектную координацию, поднимает взаимодействие участников с операционно-технического и юридического на духовный уровень. Также стратегия служит инструментом мягкого управления внутри кластера и посылом к внешним субъектам. Участие в кластере публичного партнера позволяет связать сугубо экономические задачи предприятий и организаций с социальным и экологическим контекстом. В работе сформулированы принципы стратегического планирования развития кластера, которые затем проецируются на особенности структуры и содержания внутрикластерной стратегии. В качестве важного элемента стратегии рассматривается анализ различных видов потенциала кластера, позволяющий укреплять интеграцию его участников и генерировать совместные проекты. В части формата современная стратегия кластера рассматривается как интерактивная цифровая платформа, сопряженная с платформой – интегратором текущей деятельности.
 
Ключевые слова: промышленный кластер, стратегическое планирование, внутрикластерная стратегия, цифровая платформа, государственная поддержка промышленности
 

Введение
Актуальность проблематики стратегического планирования развития промышленных, инновационных и иных подобных кластеров определяется следующим.
Во-первых, среди основных направлений и задач, заявленных в не так давно принятой новой Стратегии пространственного развития Российской Федерации, фигурируют тезисы о необходимости поддержки совместных проектов участников промышленных кластеров, а также «развития инструментов гибкой кластерной политики, включая формирование многоуровневой системы промышленных кластеров с дифференцированием мер поддержки»[1]. Соответственно, необходим инструмент согласования совместной деятельности участников кластера с перспективами регионального развития. Таковым инструментом может стать внутрикластерная стратегия.
Во-вторых, еще в 2022 году по итогам XXV Петербургского международного экономического форума Президент РФ поручил разработать «новые ключевые параметры работы промышленных кластеров», что ставит вопрос об их стратегических перспективах. На сегодняшний день внесены отдельные поправки в законодательство о промышленной политике и соответствующих кластерах в части акцента на производство импортозамещающей промышленной продукции, однако предпочтительная архитектура кластеров и их роль в российской экономике до сих пор системно не определена; меры государственной поддержки промышленных предприятий не увязаны с кластерной политикой.
В третьих, из базового нормативного документа о промышленных кластерах – постановления Правительства РФ №779[2] – в редакции, вступившей в силу 31.12.2022 г., исчезло какое-либо упоминание о необходимости разработки программы развития промышленного кластера. Поскольку мотивы законодателя не совсем понятны, возникает необходимость в научной интерпретации вопроса о целесообразности некоторого стратегического либо программного документа, определяющего перспективы развития кластера.
Анализ литературы по теме исследования показывает, что собственно стратегиям кластеров различных типов посвящено не так много работ [1-2]. Фокус исследователей смещается, скорее, на стратегии развития кластеров [3], стратегическое партнерство в рамках кластера [4], стратегическое управление кластером [5].
Цель статьи – обосновать необходимость стратегического планирования развития региональных кластеров как научно-производственных объединений, взаимодействующих с территорией их присутствия и призванных вносить значимый вклад в региональную и национальную социоэкономическую систему.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые обосновывается необходимость кластерной стратегии, принципы ее разработки, особенности структуры и содержания. Показано, что современная стратегия – это не столько документ, сколько цифровая платформа, структурирующая взаимодействие всех заинтересованных сторон.
Следует сделать уточнение относительно того, о каких кластерах в данном случае идет речь. В российском информационном поле кластерный ландшафт довольно разнообразен, вплоть до туристско-рекреационных и образовательных кластеров. Законодательно же регламентированы лишь промышленные кластеры Минпромторга России[3], а также точечные объекты, как например, международный медицинский кластер[4], Московский инновационный кластер[5]. Существуют также инновационные территориальные кластеры – зона ответственности Минэконоразвития России[6], однако предоставление субсидий на реализацию проектов по развитию таких кластеров прекращено[7]. В качестве координирующей организации регионального уровня в ряде субъектов РФ действуют центры кластерного развития, однако они как объекты «минэкономовской» инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства имеют отношение, скорее, к инновационным, чем к промышленным кластерам. Как видим, система кластеров требует совершенствования правового регулирования – возможно, ей следует посвятить отдельный федеральный закон. При этом с учетом необходимости развития научно-исследовательской базы в рамках кластера [6] в качестве наиболее целесообразного и перспективного вида кластеров, призванных решать задачи импортоопережения и обеспечения технологического суверенитета страны, мы видим научно-производственные (научно-промышленные) кластеры, интегрирующие предприятия, вузы, инновационные центры, научные и инжиниринговые организации. Предполагается, что в состав учредителей специализированной организации кластера данного типа будет входить публично-правовой субъект, выступающий гарантом соблюдения социальных и экологических приоритетов. Стратегии развития таких кластеров имеют больше смысла, чем программы развития промышленных кластеров, понимаемых как простые объединения территориально близких и функционально зависимых организаций.

1. Необходимость стратегического планирования в масштабах кластера
В первой и последующих редакциях постановления Правительства РФ №779, действовавших вплоть до конца 2022 года, в качестве главного вида деятельности специализированной организации промышленного кластера была поставлена разработка и обеспечение реализации программы развития, под которой понимались «скоординированные по целям, срокам и ресурсам мероприятия, а также целевые показатели эффективности их выполнения…», увязанные со Стратегией пространственного развития РФ и схемами территориального планирования федерального и регионального уровней. Собственно на реализацию Программы была ориентирована инфраструктура промышленного кластера; именно с содержанием Программы было увязано привлечение в кластер кредитных и инвестиционных ресурсов. Программа должна была разрабатываться специализированной организацией совместно с участниками кластера, что делало ее продуктом коллективной мыследеятельности. Программы развития отдельных предприятий должны были согласовываться с общей Программой.
В актуальной версии постановления Правительства РФ №779, как мы уже отмечали, все упоминания о программе развития промышленного кластера исключены. Вместо этого в описании функционала специализированной организации акцент сделан непосредственно на требованиях к методическому, организационному, экспертно-аналитическому и информационному сопровождению развития промышленного кластера. Также регламентируются параметры соглашения хозяйствующих субъектов об участии в промышленной деятельности промышленного кластера и требования к проектам по производству импортозамещающей промышленной продукции кластера.
На первый взгляд, упрощение процедуры организации и обеспечения деятельности кластера за счет сокращения набора необходимых его атрибутов – позитивное начинание, однако грамотно разработанный стратегический документ следует воспринимать не как формальность, а как значимый ориентир развития кластера. В пользу такой позиции можно привести следующие аргументы.

  1. Организации-участники должны видеть кластер как устойчивую систему совместной деятельности с прозрачным будущим, а не как инструмент для реализации отдельных совместных мероприятий и проектов. Это позволит раскрыть эвристический потенциал кластерной кооперации – ее долгосрочный характер, предназначение для решения не только настоящих, но и будущих задач. В таком случае участники сместят акцент с потребительского отношения «Что можно получить от кластера сегодня?» на созидательное «Какие еще ресурсы в него можно привнести для общего блага?».
  2. Стратегия позволит увидеть будущее состояние кластера в некоторой точке. При этом следует не столько планировать целевые значения показателей, сколько рисовать штрихи к образу будущего. Так, ценность стратегии как документа увеличивает тезис о решении проблемы кадрового дефицита за счет создания и реализации внутреннего механизма заемного труда, нежели голословное утверждение о запланированном росте совокупного оборота участников кластера на 30% через 5 лет.
  3. Стратегия обеспечит наиболее рациональное распределение ограниченных ресурсов участников кластера. Представляется, что в содержательном аспекте стратегия будет работать по принципу паззлов, соединяя потребности одних участников с возможностями других.
  4. В отличие от простого перечня совместных проектов, грамотно составленная стратегия должна предложить направления межпроектной координации. Кроме того, уже обсуждаемые или реализуемые проекты рассматриваются как отдельные сегменты «таблицы Менделеева», соответственно, в стратегическом документе не меньшую ценность будет представлять собой обоснование потенциальных проектов, изначально увязанных с общими целями и задачами кластера, под которые уже будут подбираться исполнители. Более того, такие проекты будут ориентированы на социальный и экологический эффект, поскольку предложенная кластерная архитектура выстроена с учетом приоритетности государственных и общественных интересов.
  5. Стратегия развития кластера будет обеспечивать сходное либо даже единое понимание материально-технических, финансовых, информационно-технологических, кадровых и иных аспектов деятельности предприятий-участников в их взаимосвязи.
  6. Без стратегии отношения между участниками кластера строятся исключительно на договорной основе, а это чревато тем, что акцент может быть смещен с обязанности соблюдать договор на ненужность делать то, что осталось за рамками обязательств. Однако такой подход сужает поле совместной деятельности, что, в конечном счете, оборачивается нереализованными интересами и, возможно, недополученной выгодой.
  7. Стратегия будет служить инструментом мягкого управления внутри кластера – в это во многих отношениях единственный вариант координации деятельности там, где нет иерархической структуры. Мягкое, или косвенное управление – это управление на основе общих ценностей, которое дает прочный и осознанный результат.
  8. Стратегия, среди прочего, может быть адресована не только участникам кластера, но и внешним стейкхолдерам. Возможно, стратегия должна состоять из сегмента для внутреннего пользования, чтобы избежать недобросовестной конкуренции, и некоторого манифеста, обращенного во внешнюю среду. Демонстрация заманчивых целей и раскрытие, хотя бы частичное, способов их достижения может привлекать новых участников кластера.
  9. Если будет внедряться модель научно-производственных кластеров, стратегия их развития особенно необходима. Поскольку такие кластеры являются сложными системами, стоящие перед ними цели, в том числе по импортоопережению, потребуют использования сложной комбинации управленческих инструментов, выстроить которую как раз и позволяет стратегия.

Итак, вместо выведенного из правового поля положения о необходимости разработки и реализации программы развития кластера мы обосновываем необходимость и полезность внутрикластерной стратегии. Программой-максимумом в данном случае является внесение соответствующего изменения в постановление Правительства РФ №779, хотя бы как диспозитивной нормы: специализированной организации рекомендуется разработать и принять стратегию развития кластера. Программа-минимум – ничего не меняя в законодательстве, убедить руководство кластеров в необходимости временных и/или финансовых затрат на разработку качественной стратегии.

2. Принципы стратегического планирования развития научно-производственного кластера
Разработка внутрикластерных стратегий должна строиться на основе заданных принципов, отступление от которых будет означать снижение качества итогового документа либо же полную потерю смысла его разработки. В Таблице 1 представлен набор наиболее значимых и неочевидных принципов, составленных по аналогии с принципами стратегического планирования социально-экономического развития территорий, как заявленными в Федеральном законе №172-ФЗ[8], так и сформулированными с учетом авторского опыта разработки региональных и муниципальных стратегий.
Таблица 1

 

 

 

 

Мы полагаем, что следование данным принципам позволит составлять внутрикластерные стратегии как полезные и реально «работающие» документы.

3. Особенности структуры и содержания внутрикластерной стратегии
Как и стратегии социально-экономического развития территорий (далее – стратегия СЭР), внутрикластерная стратегия должна включать следующие базовые разделы:

  1. Блок аналитики. Анализ текущей ситуации в организациях кластера и совокупной динамики экономических и социальных показателей их деятельности, в том числе в контексте влияния внешних (мировых, общероссийских, региональных и местных) и внутренних факторов.
  2. Анализ потенциала кластера как функциональной и территориальной общности. Потенциал следует определить как актив будущего, введение которого в оборот требует определенных усилий. Типовая структура любого потенциала включает 1) по факту имеющиеся, но не найденные (нераскрытые) ресурсы; 2) не задействованные в настоящее время ресурсы; 3) недоформированные ресурсы. В стратегии уместно описать многообразие видов потенциала кластера, например:
  1. финансово-экономический потенциал – прибыль одних предприятий – инвестиционный ресурс других; нереализованная продукция; возможности совместного использования части нематериальных активов;
  2. материально-технический потенциал – неиспользуемые оборудование и производственные площади одних организаций по отношению к другим, нуждающимся организациям;
  3. информационно-технологический потенциал – не реализованный в полной мере функционал информационных систем; возможности использования дорогостоящих систем несколькими предприятиями в рамках кластера;
  4. инвестиционный потенциал – дополнительные возможности привлечения инвестиций за счет масштабов кластера как коллективного субъекта;
  5. научный и образовательный потенциал – имеющиеся разработки различной степени готовности, практикуемые в организациях способы накопления, получения и передачи знаний;
  6. пространственный потенциал – экономия на логистике за счет территориальной близости участников кластера;
  7. маркетинговый потенциал – совокупный рынок сбыта продукции всех участников кластера; возможность одних участников предлагать свою продукцию потребителям других участников;
  8. инновационный производственный потенциал – способность разрабатывать новые продукты и обеспечивать их массовое производство;
  9. кадровый потенциал – компетенции работников во всей их совокупности, характеристики их полноты занятости, обучаемости, целей и стремлений.

Как видим, подробный анализ потенциала должен высветить такое важнейшее свойство кластера, как эмерджентность – несводимость его возможностей к возможностям отдельных участников.

  1. Блок сценарного анализа – позволяет продемонстрировать гипотетические прогнозируемые значения социально-экономических показателей кластера в зависимости от разворачивающегося сценария, обусловленного объективными либо субъективными причинами.
  2. Блок целеполагания – формулировки миссии, цели и задач.

Миссия кластера должна служить посылом как во внешнюю среду – зачем кластер нужен региону, так и во внутреннюю – какие возможности дает дальнейшее расширение поля совместной деятельности. Цель должна представлять собой сложносоставной образ будущего, элементы которого далее по тексту развертываются в отдельные задачи. Приоритетными задачами научно-производственного кластера должны быть разработка, производство и вывод на рынок новой продукции в рамках политики импортоопережения.

  1. Блок мероприятий и проектов. Мероприятия могут быть аналитическими, информационными, коммуникационными, организационными, образовательными и иными. Мероприятия отличаются от проектов тем, что они могут быть рассчитаны на неопределенное время и не предполагать специальных технологий для их реализации.
  2. Организационный блок – изложение юридических, организационных, процедурных, информационно-технологических и иных механизмов реализации стратегии.
  3. Финансовый блок – систематизация финансовых ресурсов, необходимых для реализации мероприятий и проектов стратегии.
  4. Блок показателей, по которым можно будет судить о степени решения задач и приближении к намеченной цели.

Итак, четкая структура внутрикластерной стратегии как удобочитаемого по форме и убедительного по содержанию документа делает ее эффективным инструментом мягкого управления.

4. Стратегия развития кластера как цифровая платформа
В условиях всеобъемлющего и необратимого процесса цифровизации, затрагивающего, в том числе, сферу промышленности [7], цифровой инклюзии [8], стратегия как исключительно бумажный документ постепенно утрачивает свое значение. Данный тезис представляется справедливым как для территориальных стратегий [9], так и для внутрикластерных.
Представляется, что степень значимости и практической реализуемости стратегии возрастет, если она будет представлена в виде интерактивной цифровой платформы, обладающей всеми вытекающими из этого свойствами, включая масштабируемость и адаптивность.
Цифровая внутрикластерная стратегия будет обеспечивать следующий функционал.

  1. Постоянно актуализируемые визуализированные тренды – графики и таблицы, характеризующие текущую ситуацию в разрезе набора социально-экономических показателей. Возможно, участник кластера будет видеть показатели оборота, прибыльности и т.п. лишь в обобщенном варианте, а специализированная организация – в том числе и отдельно по хозяйствующим субъектам, что в критической ситуации позволит принять необходимые меры.
  2. Визуализация потенциала кластера во всей совокупности его видов – например, свободные площади и оборудование для реализации совместных проектов, неполная занятость работников, направления научных разработок и т.п. При условии высокого уровня взаимного доверия между участниками кластера данный сегмент стратегии призван стать источником идей для новых кластерных проектов.
  3. «Сценарный барометр» – расчет по совокупности показателей сценария, по которому в данный момент развивается кластер.
  4. Блок целеполагания с интерактивом – возможностью пользователей уточнять формулировки, давать предложения по их замене либо дополнению.
  5. Стыковка с региональной и муниципальной стратегиями (сопоставление функциональных элементов) – при наличии качественно составленных документов.
  6. Блок проектов и мероприятий. Скорее всего, это будет аналог современных информационных систем проектного управления, позволяющих увязывать исполнителей, сроки, финансовые ресурсы и показатели эффективности.
  7. Блок стратегических показателей – как и в первом пункте, с визуализацией трендов. Возможно, этот блок будет дополнен сервисом по оценке вероятности достижения каждого показателя с учетом влияния внешних и внутренних факторов.

Необходимо учесть, что всесторонняя цифровизация жизнедеятельности может подразумевать платформенные решения не только для стратегии кластера, но и для обеспечения текущей деятельности его участников. В этом случае возможно два варианта архитектуры цифровой стратегии: 1) интеграция стратегического функционала в платформу жизнеобеспечения; 2) сосуществование обособленных платформ, сопряженных между собой.
Если цифровую стратегию кластера рассматривать как элемент системы платформ «настоящее – будущее», можно реализовать следующую идею: принятые к исполнению мероприятия и открытые проекты соответствующим образом помечаются (затеняются) в стратегии-платформе и переносятся на «платформу жизнеобеспечения», где осуществляется интерактив и текущий контроль. После выполнения мероприятий (закрытия проектов) достигнутые результаты, включая полученный опыт, переносятся на платформу-стратегию (например, как наращивание потенциала; как фактор, повлиявший на положительную динамику одного или нескольких показателей), что создает задел для перехода на более высокую ступень целеполагания. Именно в таком ракурсе стратегическое планирование предстает не как тщетная попытка приблизиться к горизонту, а как движение вверх по спирали.

Выводы
Итак, с учетом нынешних тенденций правового регулирования кластерной кооперации программа развития кластера перестала играть роль обязательного, но в то же время «проходного» документа, когда ценно было лишь его наличие и соответствие формальным требованиям. Сегодня кластерам, как и любым другим уважающим себя организациям, целесообразно разрабатывать стратегии. При этом четко проработанную стратегию вполне можно отнести к нематериальным активам организации. С позиции государства тем хозяйствующим субъектам, которые способны системно изложить свои перспективы, должен отдаваться приоритет в предоставлении различных мер поддержки – это было бы отличным способом капитализации данного нематериального актива.
Стратегический подход, ключевым посылом которого выступает развитие, позволяет увязать целеполагание с предлагаемыми инструментами решения задач, по сути – технологиями, что ставит управление организациями на научную основу. Ценность стратегического планирования состоит в том, что оно позволяет акцентировать задействование не столько имеющихся ресурсов, сколько потенциала, а в случае с кластерами показать преимущества от соединения возможностей одних участников с потребностями других.
Стратегия развития кластера должна являться плодом коллективной мыследеятельности его участников, сам процесс ее разработки в формате серии мозговых штурмов и организационно-деятельностных игр призван повышать доверие между субъектами и, соответственно, глубину их кластерной интеграции. Поскольку объединение участников кластера строится на добровольных началах и не предполагает иерархии, стратегия в данной системе выступает инструментом мягкого управления.
С учетом цифровизации как массового явления внутрикластерная стратегия видится не столько как бумажный документ, сколько как интерактивная цифровая платформа, позволяющая визуализировать тренды, ресурсы и ожидаемые результаты и структурировать деятельность участников, устремленную в будущее.
 

Литература

  1. Костригин Р.В. Рекомендации по стратегии развития Нижегородского индустриального кластера // Финансовая экономика. 2019. № 10. С. 583-587.
  2. Худайбердиев М.М. Стратегия развития регионального агропромышленного кластера // Universum: экономика и юриспруденция. 2021. № 4 (79). С. 22-25.
  3. Иванов П.Д., Орехов С.А. Разработка финансовой стратегии развития промышленных кластеров // Наука и бизнес: пути развития. 2019. № 4 (94). С. 182-184.
  4. Султанов С.А. Стратегическое партнерство субъектов предпринимательства как фактор развития инновационных кластеров // Инновационное развитие экономики. 2018. № 6-2 (48). С. 89-92.
  5. Глазкова А.С., Дулясова М.В. Организационно-экономический механизм стратегического управления биотехнологическими кластерами // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2020. Т. 19. № 1. С. 118-126.
  6. Залуцкая Н.С. Создание и развитие новых промышленных кластеров в рамках программы импортозамещения // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 5-1. С. 77-81.
  7. Еремин С.Г., Казущик А.А. Совершенствование цифровой трансформации технологий, используемых в промышленной политике, в сфере государственного управления РФ // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов давлением. 2024. № 2. С. 77-83.
  8. Панина О.В., Зуденкова С.А., Еремин С.Г. Цифровая инклюзия в Российский Федерации: региональный аспект // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов давлением. 2024. № 2. С. 92-104.
  9. Антипина Е.А., Харченко К.В. Государственно-частное планирование как основа разработки цифровых стратегий будущего // Муниципальная академия. 2020. № 3. С.6-12.

 
 
Strategy for the development of the scientific and production cluster: from content development to digital format
 
K.V. Kharchenko
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
 
Abstract. The purpose of the paper is to substantiate the need for strategic planning of the development of regional clusters as research and industrial associations interacting with the territory of their presence and designed to make a significant contribution to the regional and national socio–economic system. Despite the fact that the legal norm on programs and, moreover, the strategy for the development of industrial clusters is currently not in force, the existence of a strategic document is seen as an important attribute of any organization that cares about its future. It is shown that the intra-cluster strategy reveals the heuristic potential of cluster cooperation, creates a clear and structured image of the future, allows rational allocation of limited resources, strengthens inter-project coordination, raises the interaction of participants from operational, technical and legal to a spiritual level. The strategy also serves as a arbitrary power tool within the cluster and a message to external actors. The participation of a public partner in the cluster makes it possible to link the purely economic tasks of enterprises and organizations with the social and environmental context. The paper formulates the principles of strategic planning for cluster development, which are then projected onto the features of the structure and content of the intra-cluster strategy. An important element of the strategy is the analysis of various types of cluster potential, which makes it possible to strengthen the integration of its participants and generate joint projects. In terms of the format, the modern cluster strategy is considered as an interactive digital platform coupled with an integrator platform for current activities.
Keywords: industrial cluster, strategic planning, intra-cluster strategy, digital platform, government support for industry
 

References
 
1. Kostrikin R.V. Recommendations on the development strategy of the Nizhny Novgorod industrial cluster. Finansovaya ekonomika [Financial Economics]. 2019. No. 10. pp. 583-587.
2. Khudaiberdiev M.M. Development strategy of the regional agro-industrial cluster. Universum: ekonomika i yurisprudenciya [Universum: economics and jurisprudence]. 2021. No. 4 (79). pp. 22-25.
3. Ivanov P.D., Orekhov S.A. Development of a financial strategy for the development of industrial clusters. Nauka i biznes: puti razvitiya [Science and business: ways of development]. 2019. No. 4 (94). pp. 182-184.
4. Sultanov S.A. Strategic partnership of business entities as a factor in the development of innovation clusters. Innovacionnoe razvitie ekonomiki [Innovative economic development]. 2018. No. 6-2 (48). pp. 89-92.
5. Glazkova A.S., Dulyasova M.V. Organizational and economic mechanism of strategic management of biotechnological clusters. Uchenye zapiski Rossiyskoy Akademii predprinimatel'stva [Scientific Notes of the Russian Academy of Entrepreneurship]. 2020. Vol. 19. No. 1. pp. 118-126.
6. Zalutskaya N.S. Creation and development of new industrial clusters within the framework of the import substitution program. Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. 2023. No. 5-1. pp. 77-81.
7. Eremin S.G., Kazuschik A.A. Improving the digital transformation of technologies used in industrial policy in the sphere of public administration of the Russian Federation. Kuznechno-shtampovochnoe proizvodstvo. Obrabotka materialov davleniem [Forging and stamping production. Pressure treatment of materials]. 2024. No. 2. pp. 77-83.
8. Panina O.V., Zudenkova S.A., Eremin S.G. Digital inclusion in the Russian Federation: a regional aspect Kuznechno-shtampovochnoe proizvodstvo. Obrabotka materialov davleniem [Forging and stamping production. Pressure treatment of materials]. 2024. No. 2. pp. 92-104.
9. Antipina E.A., Kharchenko K.V. Public-private planning as a basis for developing digital strategies of the future. Municipal'naya akademiya [Municipal Academy]. 2020. No. 3. pp.6-12.

[1] Стратегия пространственного развития Российской Федерации: Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.12.2024 №4146-р.

[2] О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров: Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 № 779.

[3] О промышленной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ.

[4] О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29.06.2015 № 160-ФЗ.

[5] О создании на территории г. Москвы инновационного кластера: Указ Президента РФ от 26.11.2018 № 672.

[6] Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: Утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 316.

[7] О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 379.

[8] О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ.

 

Наши Партнеры