Напечатано в журнале Сафаров С.М. Стратегия развития территориального общественного самоуправления до 2030 года: о первых результатах реализации // Управление городом: теория и практика. 2022.№3.
Аннотация. В статье рассматриваются первые итоги реализации стратегии развития территориального общественного самоуправления в разрезе федеральных общественных проектов, анализируются причины складывающейся ситуации.
Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, стратегия развития
13 мая 2021 года Общенациональной Ассоциацией территориального общественного самоуправления РФ (ОАТОС РФ) была принята Стратегия развития территориального общественного самоуправления на период до 2030 года [1]. В данном документе заложены ключевые направления развития института ТОС, целью которых является создание общих условий для наиболее полной реализации права граждан на решение задач местного значения, включая содействие повышению качества жизни жителей локальных территорий.
Реализовать стратегию предлагается в три этапа, в рамках которых будут создаваться границы и определяться центры по работе с ТОСами, проводиться набор и обучение активистов, а также формироваться единая нормативная база.
Несколько позже АТОС РФ было принято решение о запуске в пилотном режиме 5 федеральных общественных проектов ТОС [2]:
- «Чистый двор»;
- «Город детства»;
- «День соседей»;
- «Цветущий двор»;
- «Новогодняя ель в каждый двор».
В июне 2022 года в рамках общего собрания ОАТОС РФ подводились первые итоги реализации разработанной Стратегии. Мероприятие носило открытый характер. По итогам собрания хотелось бы сделать несколько выводов.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что разработанная Стратегия утверждалась не Правительством РФ, а руководством Ассоциации. Это документ, определяющий приоритеты развития организации, представляющей интересы ключевых заинтересованных сторон: органов местного самоуправления, территориальных общественных самоуправлений и их объединений (городских и региональных Ассоциаций ТОС). В ее разработке принимали участие представители органов местного самоуправления, так и ведущие эксперты в области территориального общественного самоуправления.
Текущая ситуация с правовым статусом документа обусловлена особенностями институциональных ограничений нормативно-правового и организационного характера, регулирующих данную сферу.
В Правительстве РФ нет профильной структуры (министерство или департамент в структуре министерства), которое бы занимались исключительно вопросами развития сферы территориального общественного самоуправления. Формально вопросами развития института ТОС занимается Комитет Государственной Думы РФ по федеративному устройству и местному самоуправлению. При нем действуют общественная организация, выполняющая функцию подведомственного учреждения – Общенациональная Ассоциация ТОС. Отдельно необходимо выделить такие структуры, как Общероссийский конгресс муниципальных образований (ОКМО) [3], Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС) [4], Всероссийская Ассоциация по развитию местного самоуправления (ВАРМСУ) [5]. Вышеуказанные организации, имеющие разветвлённую филиальную сеть, решают задачи развития института ТОС в рамках полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления.
Особенности действующей системы управления развитием ТОС в России существенным образом отражаются на эффективности мероприятий, реализуемых ключевыми заинтересованными лицами. Документы, выпущенные организациями, не входящими в структуру власти и не утвержденные в соответствующем порядке, являются в глазах органов местного самоуправления не обязательными, а рекомендованными к реализации. Соответственно, есть опасение, что многие положения разработанной Стратегии станутся нереализованными, потому что органы власти нижестоящего уровня будут неохотно реализовывать полученные задачи.
И такая ситуация имеет место. В России в настоящее время действует 25 региональных Ассоциаций ТОС из 85 возможных. В остальных регионах работа развитию института ТОС осуществляется недостаточно эффективно, а порой и вовсе слабо. Об этом может свидетельствовать значительное уменьшение в ряде регионов и федеральных округов количества органов ТОС, зарегистрированных в качестве юридического лица.
Отдельно хотелось бы остановиться на первых результатов реализации Стратегии. Прежде всего, отметим, что обсуждались результаты реализации не всей Стратегии, а пяти федеральных общественных проектов ТОС, реализуемых в ее рамках.
Анализ первых итогов реализации данных проектов свидетельствует о недостаточно эффективно выстроенной системе управления реализацией проектами.
По итогам участия в мероприятии было выделено несколько факторов, недостаточный учет которых может сказаться (и уже сказывается) на эффективности реализации данных проектов.
Во-первых, неясен смысл и перспективы этих пяти проектов. Если указанные проекты совпадают с теми, которые уже реализуются в регионах в рамках муниципальных программ, то неясен смысл создания именно федеральных проектов, причем общественных (не предусматривающих бюджетного финансирования). Если же проекты содержательно все-таки отличатся, то какова вероятность их реализации, так как приоритетной будет реализация проектов, под которые уже выделено бюджетное финансирование.
Во-вторых, это выстраивание эффективных коммуникаций между участниками проекта. К таковым относятся разработчики федерального проекта, органы местного самоуправления, а также непосредственно органы ТОС, на чьей территории реализуются конкретные мероприятия.
Условия реализации проектов – необязательность, отсутствие бюджетного финансирования, недостаточный уровень представленности Ассоциаций ТОС в регионах, отсутствие единого центра принятия решений, имеющего властные полномочия (включение распределение бюджета) – могут привести к тому, что органы власти будут задерживать процесс предоставления информации по реализуемых проектам. А, возможно, вообще не будут проявлять активность в реализации указанных проектов.
В-третьих, масштаб проектов предусматривает наличие у команды разработчиков кураторов федерального и регионального уровней, осуществляющих взаимодействие как с непосредственными исполнителями проектов (органы ТОС), так и с органами власти, на чьей территории эти проекты реализуются. В идеале кураторы должны быть сами муниципальными служащими, которые имеют полномочия запрашивать и получать необходимую информацию в пределах своего региона, а также имеют опыт взаимодействия с представителями своей среды.
На текущий момент, как показывает практика, в этой сфере имеется дефицит кадров. Связано это с тем, что не все кураторы федерального уровня имеют соответствующий опыт работы. Только часть из них имеют опыт работы на муниципальной службе, занимают определенную должность, что позволяет им эффективно выстраивать работу с регионами.
В свою очередь, в большинстве регионов нет организаций (региональных Ассоциаций ТОС), руководители которых могли бы выступить в качестве региональных кураторов. Также в большинстве регионов нет в настоящее время и людей, готовых взять на себя роль куратора и присоединиться к команде проекта.
Вышеуказанные факторы оказывают негативное влияние на реализацию федеральных общественных проектов ТОС. Так, разработчики стратегии сталкиваются с тем, что запозданием получают информацию из регионов, кроме того информация может вообще не поступать или быть неактуальной.
В результате реализации инерционного сценария (если ничего не предпринимать) цели и задачи, зафиксированные в Стратегии, могут быть вообще не достигнуты. Для изменения текущей ситуации необходима кропотливая системная работа, направленная совершенствование системы управления реализацией стратегией.
Список литературы
- Стратегия развития территориального общественного самоуправления в Российской Федерации до 2030 года https://frol.permraion.ru/sites/default/files/strategiya_razvitiya_tos_v_rossiyskoy_federacii_do_2030.pdf
- Сайт Общенациональной Ассоциации ТОС. Режим доступа: https://www.oatos.ru/blog/tpost/kkrel5mne1-na-obschem-sobranii-oatos-obsudili-reali
- Сайт Общероссийского конгресса муниципальных образований. Режим доступа: http://okmo.news/
- Сайт Всероссийского Совета местного самоуправления. Режим доступа: https://www.vsmsinfo.ru/
- Сайт Всероссийской Ассоциации развития местного самоуправления. Режим доступа: https://www.varmsu.ru/