ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ВЛИЯНИЕ ИНИЦИАТИВ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА НА РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ

С.М. Сафаров

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ВЛИЯНИЕ ИНИЦИАТИВ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА НА РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ

 

Опубликовано в «Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики». 2022. №1. 

 

В статье автор раскрывает возможности использования потенциала территориальных общественных самоуправлений (ТОС) в качестве центров притяжения и точек развития территории. В качестве возможных направлений деятельности рассматриваются культурные инициативы (народное творчество), а также инициативы в сфере туризма.

 

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, туризм, культура, народное творчество

 

Успешность развития локальных территорий (и регионов, как их совокупности) в значительной степени определяется такими факторами, как наличие в их границах центров притяжения и точек роста. 

Под центрами притяжения в данном случае мы понимаем наличие объектов социальной инфраструктуры, обеспечивающей комфортные условия проживания людей. При этом речь идет не просто о наличии полного комплекса объектов социальной инфраструктуры (здравоохранение, культура, спорт, образование). В учреждениях социальной инфраструктуры должны проводиться мероприятия, направленные на удовлетворение потребностей жителей в области сохранения здоровья, спортивной подготовки, культурного развития, образования.

 

Под точками роста понимаются такие возможности территории, реализация которых создаст условия для ее успешного развития за счет отдельных отраслей экономики.

Центры притяжения создают условия для сокращения оттока жителей и сохранения населения в пределах конкретных территорий. В свою очередь, создание условий для развития отдельных отраслей экономики (точек роста) приводит к перенаправлению миграционных потоков на конкретную территорию, привлечению инвестиций, общему повышению качества жизни населения.

 

Далее нами будет проанализирована роль ТОС в создании центров притяжения и точек роста территории, как условие ее устойчивого развития. При этом мы понимаем, что потенциал данных организаций не позволяет им быть триггерами развития муниципальной (и шире — региональной) экономики. Роль ТОС в экономике - это поддержание социальной стабильности и сложившегося образа жизни граждан в границах определенных территорий в периоды экономической нестабильности.

В качестве направлений приложения активности ТОС будут рассмотрены сферы культуры и туризма.

 

 

 

Культурные инициативы ТОС как ресурс устойчивого развития территории

 

Одной из главных задач культурной политики России является сохранение нематериального культурного наследия. Это направление выделено в Федеральной программе «Творческие люди» Национального проекта «Культура» [1].

В текущих социально-экономических условиях, вызванных, в том числе, последствиями пандемии, повышается вероятность утраты отдельными территориями своей идентичности вследствие невозможности сохранения народных традиций. Вероятность данной ситуации усиливается влиянием ряда факторов, в числе которых чрезмерная смертность людей старших возрастных групп (носителей народных традиций), сокращение количества культурных мероприятий в области народного творчества, ограничение количества зрителей на проводимых мероприятиях. 

В связи с этим, усиливается необходимость поиска новых форматов реализации культурных инициатив в целях сохранения культурного разнообразия народов страны. И здесь необходимо обратить внимание на потенциал ТОС.

Ресурс самоорганизации, заключенный в данных организациях, позволяет им решать посредством реализации проектов в области культуры такие задачи, как сохранение нематериального наследия территории и передачу знаний от знаний от поколения к поколению. Инициативы в области культуры при этом носят не только информационно-познавательный, но и обучающий характер, позволяют сохранять и распространять народные традиции, приобщать к ним новых людей.

Сами культурные инициативы ТОС носят разнообразный характер. Это могут быть театральные постановки (кукольный театр), проведение фестивалей, возрождение утраченных ремесел, возрождение интереса к тем местам, где жили и творили творческие личности, получившие в дальнейшем признание своей малой родине, во всей стране или далеко за ее пределами.  Разнообразие инициатив территориальных общественных самоуправлений в области культуры можно отследить на сайте Президентского фонда культурных инициатив [5], Фонда президентских грантов [7] .

В среде ТОС уже начинают реализовываться инициативы не только местного, но и регионального масштаба, направленные на сохранение творческого наследия народов страны. Например, в Ульяновской области реализуется проект, направленный на сохранение культуры народов Поволжья. Организатором проекта выступает Ассоциация ТОС Ульяновской области [3].

Реализация социальных практик ТОС в сфере культуры позволяет наполнить жизнь конкретных территорий событиями (концерты и иные мероприятия), способствует развитию социальной инфраструктуры (создание библиотек и работа с детьми), сохранению культурной уникальности территории (возрождение ремесел, сохранение и передача народных традиций от поколения поколению).  Таким образом, данные организации вносят определенный вклад в создание и развитие «центров притяжения» на конкретных территориях за счет развития их социальной инфраструктуры.

Следствием данной активности со стороны ТОС, наряду с результатами аналогичной деятельности органов власти и бизнеса, является создание условий для сокращения оттока жителей из депрессивных районов, сохранения и появления новых рабочих мест, поддержания приемлемого уровня жизни населения.

При этом необходимо отметить, что культурные инициативы ТОС являются частью не только культурной жизни территории. При наличии определенных условий (вид искусства, уникальность творческого коллектива, привязка содержания номера к исторически событиям, использование народных традиций и т.д.) деятельность творческого коллектива или отдельных людей (музыкантов, художников) может стать настолько заметной, что люди из соседних районов и областей будут специально приезжать на крупное культурное мероприятие, чтобы познакомиться с результатами их творческой деятельности. Иными словами, творческие проекты ТОС могут стать частью более крупных (городских, региональных, межрегиональных) проектов и включаться в программы событийного туризма, реализуемые в регионах.

И здесь необходимо рассмотреть потенциал территориальных общественных самоуправлений в области развития въездного (внутреннего) туризма.

 

Инициативы ТОС в сфере туризма как ресурс устойчивого развития территории

 

Туризм как сфера деятельности вносит существенный вклад в обеспечение устойчивого социально-экономического развития и социальной стабильности регионов. В данной отрасли работают субъекты малого предпринимательства, самозанятые.

Санкционная политика, проводимая в отношении России, а также последствия пандемии привели к тому, что государство стало больше внимания уделять развитию внутреннего туризма. При этом, в числе прочих, акцент делается на развитии культурно-познавательного и событийного туризма. Данное направление нашло отражение в национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства» [2].

Потенциал ТОС в сфере туризма заключается в возможности данных организаций:

• принимать участие в создании (развитии) объектов туристической инфраструктуры;

• стать создателем основного или сопутствующего туристского продукта.

 

Территориальные общественные самоуправления, созданные в непосредственной близости от туристических маршрутов и объектов показа, могут создавать гостевые дома. В этом случае их вклад в развитие туристской инфраструктуры будет заключаться в создании средств размещения и дополнительного номерного фонда, что является одним из значимых показателей развития сферы туризма в регионе.

 

Кроме того, ТОСы могут сами стать создателями туристского продукта и внести вклад в развитие туристической привлекательности территории.

 

Во-первых, в границах данных организаций могут быть объекты, имеющие ценность для небольшой территории. После благоустройства данные объекты возможно использовать в качестве объектов показа: включать в действующие туристические маршруты либо создавать новые.

Далее, ТОСы могут использовать потенциал своей территории для создания объектов показа и привлечения туристов. Многие небольшие территории российской глубинки получили известность в стране благодаря легендам, былинам, реальным историческим событиям. Некоторые регионы используют данную возможность для привлечения туристов на свою территорию за счет ежегодного проведения мероприятий по реконструкции событий, имеющих большую историческую значимость (например, «Стояние на Угре» в Калужской области или «Куликово поле» в Тульской области).

 

Несмотря на свои скромные границы, ТОСы тоже могут использовать данную возможность. Например, они могут использовать элементы народного фольклора (былины, легенды), привязанного к их небольшой территории, и визуализировать их в форме деревянных скульптур, театрализованных мероприятий и таким образом зарабатывать на привлечении туристов на свою территорию. 

Например, многие туристы, посещающие Владимирскую область, приезжают в г.Муром, село Карачарово, чтобы увидеть дом Ильи Муромца. При этом в самом селе можно посмотреть часовню Ильи Муромца, источник Ильи Муромца, Троицкую церковь (заложенную, по преданию, самим богатырём), церковь Гурия, Самона и Авива, где находится главная святыня поселения — икона с частицей святых мощей богатыря, и красивую усадьбу «Красная гора» [4].  

ТОСы при создании туристского продукта могут использовать свои источники в области народного творчества. И если не строить церкви, то организовывать театральные представления, отражающие эпоху, в которой жили герои фольклора.

Безусловно, наличие только объектов показа является недостаточным условием для привлечения туристов. Желательно организовать места размещения и питания гостей. Решение о комплексном обустройстве объекта показа принимается индивидуально в зависимости ряда факторов: какое время туристы планируют провести в конкретном месте; наличие в непосредственно близости иных достопримечательностей, объектов размещения и питания и т.д.

Территориальные общественные самоуправления могут стать создателями и сопутствующего туристического продукта. В данном случае имеется ввиду, что данные организации могут реализовывать проекты по возрождению утраченных ремесел или заниматься производством уже известной продукции. А результат деятельности представлять на рынок в виде сувениров.

При этом надо понимать, что для получения значимого эффекта от деятельности в сфере туризма ТОСам необходимо проводить комплексную работу по следующим направлениям:

• создание и комплексное благоустройство объектов показа и туристической инфраструктуры;

• продвижение в среде туристических компаний и органов власти, в чью ответственность входит развитие сферы туризма на территории региона;

• использование мер государственной и негосударственной поддержки при развитии своего проекта.

 

Под комплексным благоустройством объектов показа и туристической инфраструктуры понимается создание условий для безопасного посещения объектов показа и проживания в объектах размещения гостей.

Продвижение подразумевает информирование небольших туристических компаний, работающих в сфере внутреннего туризма, о появлении новых маршрутов, объектов показа.  

 

Представляется, что инициативы ТОС в области туризма могут быть интересны компаниям, которые проводят однодневные автобусные экскурсии в пределах одного региона либо в пределах пограничных районов между соседними областями. Так как объекты показа имеют в абсолютном большинстве случаев исключительно местную ценность (представляют интерес только для жителей определенного района), то размещать их целесообразно на пути основных туристических маршрутов. Продажа сувениров территориальных ограничений не имеет. Производить их можно на своей территории, а реализацию осуществлять в местах наибольшего скопления туристов (главные туристические маршруты, региональные выставки-конференции социальных предпринимателей и т.д.).

Немаловажным фактором, влияющим на успешность деятельности в области туризма, является использование мер государственной поддержки. Так как в данной сфере работают преимущественно субъекты малого бизнеса, то можно воспользоваться мерами информационной, административной и финансовой поддержки, предоставляемых в рамках государственных программ субъектов РФ в сфере предпринимательства и туризма.

 

К перечню возможных мер финансовой поддержки проектов ТОС в области культуры и туризма со стороны государства относится грантовая поддержка на конкурсной основе, осуществляемая Фондом президентских грантов, Президентским фондом культурных инициатив, Федеральным агентством по туризму.

 

Кроме того, негосударственная поддержка предпринимательских проектов осуществляется различными негосударственными фондами. Так как работа в области туризма (производство сувениров) может осуществляться социально незащищенными категориями населения (родители, самостоятельно воспитывающие детей, люди с ограничениями по здоровью), то данная деятельность попадает в категорию «социальное предпринимательство». И организации, которые хотят заниматься социальным предпринимательством, могут получить поддержку со стороны Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» [6].

 

Как видно из вышеизложенного, потенциал территориальных общественных самоуправлений не сводится только к благоустройству своей территории. Широкий спектр возможностей раскрывается в реализации культурных инициатив, а также инициатив в области туризма. Если первые способствуют развитию и наполнению социальной инфраструктуры территории и являются «точками притяжения», способствуя сохранению населения на территории, то вторые могут стать «точками развития», например, за счет реализации ее туристического потенциала.

 

Синергетический эффект от одновременной реализации ТОС данных инициатив проявляется не только в сохранения культурной уникальности конкретной или появления источника дохода от осуществления предпринимательской деятельности в сфере туризма. В средне- и долгосрочной перспективе результатом станет сохранение жизни в российской глубинке за счет создания условий для всестороннего развития людей, проживающих в этих местах: развития социальной инфраструктуры в сфере культуры, наполнения культурной сферы событиями, создания рабочих мест и появления новых источников дохода у жителей.

 

 

Библиографический список

 

1. Национальный проект «Культура. URL: https://culture.gov.ru/about/national-project/about-project/ (дата обращения: 27.01.2022).

2. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». URL: https://tourism.gov.ru/contents/documenty/plan-deyatelnosti/natsionalnyy... (режим доступа: 27.01.2022).

3. Сайт Ассоциации территориальных общественных самоуправлений Ульяновской области. URL: http://astos73.ru/index.php/item/1093-prezidentskij-fond-kulturnykh-init... (дата обращения: 27.01.2022).

4. URL:https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/murom/placeofinterest/... (дата обращения: 27.01.2022).

5. Сайт Президентского фонда культурных инициатив. URL:  https://xn--80aeeqaabljrdbg6a3ahhcl4ay9hsa.xn--p1ai/ (дата обращения: 27.01.2022).

6. Сайт  Фонда региональных социальных программ «Наше будущее». URL:  www.nb-fund.ru (дата обращения: 27.01.2022).

7. Сайт фонда президентских грантов. URL:  https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/ (дата обращения: 27.01.2022).

 

Наши Партнеры